АП Адм право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА……………... 5
1.1. Предмет административного права………………………………………. 5
1.2. Метод административно-правового регулирования…………………… 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА И ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА…………………………………………. 20
2.1. Система административного права ………………………………………20
2.2. Принципы административного права…………………………………… 23
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В
СИСТЕМЕ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 39

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая Курс АП Адм право как отрасль права.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И  МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА  КАК ОТРАСЛИ ПРАВА……………... 5

1.1. Предмет административного права………………………………………. 5

1.2. Метод административно-правового регулирования…………………… 13

ГЛАВА 2. СИСТЕМА И ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА…………………………………………. 20

2.1. Система административного права ………………………………………20

2.2. Принципы административного права…………………………………… 23

ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В 

СИСТЕМЕ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых  и иных неформальных отношений.

Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, местное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права. Вопросы управления составляют предмет правового регулирования таких отраслей права, как конституционное право, гражданское право, финансовое право и многих других отраслей права. При изучении административного права мы должны сформировать системное представление и комплекс знаний о государственном управлении как функции исполнительной власти, во всем многообразии форм и методов управленческой деятельности органов государственного управления.

В последнее время  резко возросла роль административного  законодательства, так как в каждом законе содержатся нормы административного  права, но процесс реформирования административного  законодательства в Республике Беларусь еще не завершен, и необходимость его продолжения очевидна.

Целью курсовой работы является правовая характеристика административного права как отрасли права.

Исходя из цели курсовой работы, сформулированы следующие задачи:

  • Изучить предмет административного права как отрасли права.
  • Дать определение и рассмотреть особенности метода административного права.
  • Проанализировать систему административного права.
  • Рассмотреть основные принципы административного права.
  • Определить место и роль административного права в системе отраслей права Республики Беларусь.

При выполнении курсовой работы в рамках диалектического и системного подходов к познанию изучаемых объекта и предмета исследования использовались методы абстрагирования и анализа общественной практики, единство общего, особенного и единичного, сравнительного анализа, а также статистические, графические и другие методы обработки и обобщения информации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что  оно является монографическим исследованием, которое посвящено проблемам комплексного изучения административного права как отрасли права на современном этапе развития общества и государства. В работе определены главные направления совершенствования административного законодательства.

Нормативная база курсовой работы состоит из Конституции Республики Беларусь, кодифицированных актов законодательства, законов,   нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а также материалов судебной и правоприменительной практики, имеющих отношение к теме исследования.

Структура настоящей работы обусловлена целью исследования и поставленными задачами и состоит из введения трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

 

1.1. Предмет административного права

 

Согласно наиболее распространенным теоретическим положениям, правовая система включает в себя такие структурные звенья, как отрасль, подотрасль права, субинститут, институт, норма права.

Самым крупным звеном этой системы являются отрасли права. Одним из дифференцирующих признаков отраслей служат их предметы, которыми отрасли отличаются друг от друга. Предмет, его содержание и сущность являются отличительными чертами отрасли, позволяющими говорить о ее специфической особенности. Однако выделение конкретного круга административно-правовых общественных отношений, составляющих предмет отрасли, представляется задачей весьма сложной, а в определенной мере и просто не разрешимой. И в этом отношении административное право не является исключением. Определение предмета любой правовой отрасли представляет собой долгий и кропотливый труд.

Как показывает юридическая теория и практика, общественные отношения, входящие в систему предмета той или иной отрасли, весьма разнообразны и отличаются обширностью своего содержания. На это указывают и ученые-правоведы, представляющие различные отрасли права. Среди них теоретики: гражданского права — Н.Д. Егоров, конституционного — В.В. Лазарев, трудового права — К.Ф. Гусов. Так, согласно мнению последнего, «трудовое право является отраслью права, регулирующей трудовые отношения работников с предприятиями, а также производные, но тесно связанные с ними другие отношения». К производным он относит отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, отношения по рассмотрению трудовых споров и т.д1.

Аналогичная ситуация наблюдается и в определении круга общественных отношений, регулируемых административным правом. Об этом свидетельствует и история его развития, в которой предмет отрасли всегда был объектом пристального внимания ученых-административистов.

Сложность вопроса заключается, прежде всего, во «всеохватывающей» сущности административно-правовых отношений, составляющих предмет административного права. Именно на это указывает абсолютное большинство ученых-правоведов. Например, А.Н. Одарченко, рассуждая о предмете административного права, пришел к заключению, что «общественные отношения, регулируемые данной отраслью права, настолько широки, что даже не поддаются учету». Поддерживает данное положение и Г.И. Петров, который утверждает: «административное право — одна из наиболее сложных отраслей права, что вытекает из многообразия общественных отношений, которые она регулирует». Не опровергают этого мнения и другие ученые-административисты.

Как видим, приведенные высказывания не только подтверждают наш тезис о сложности предмета административного права, но и позволяют говорить о нем как о явлении неординарном. Отмечая единодушие ученых-правоведов по поводу общей характеристики предмета административного права, укажем на имеющиеся у них расхождения в определении его содержания.

Так, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов, авторы учебника «Административное право Российской Федерации», на основе анализа содержания административно-правовых отношений делают заключение о том, что в качестве предмета административного права выступают общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

По мнению авторов другого учебника, предмет административного права составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, отношения внутриорганизационные и отношения, складывающиеся в процессе общегосударственно-контрольной деятельности.

Несколько иначе представляет предмет административного права В.А. Юсупов, который считает, что административно-правовые отношения, составляющие предмет административного права, — это преимущественно государственно-аппаратные отношения, отношения, связанные с управлением экономикой, финансами, народным образованием, здравоохранением, культурой и т.д.

Свое определение предмета административного права дают и другие известные ученые-административисты. В частности, К.С. Вельский ограничивает круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, отношениями государственно-управленческими, полицейскими и отношениями в области административной юстиции.

Ю.М. Козлов указывает на то, что предмет административно-правового регулирования образует круг общественных отношений, ограниченный рамками одного вида государственной деятельности, а именно: государственного управления.

В.Д. Сорокин в качестве предмета административного права называет отношения в сфере общественного порядка.

Предмет административного права, согласно мнению Ц.А. Ямпольской, составляют те отношения, которые возникают в связи с образованием, организационным построением органов государственного управления и правильной организацией их деятельности. Аналогичной позиции придерживаются А.П. Коренев и И.И. Веремеенко2.

Уточняя эти положения, Д.Н. Бахрах дает более полное описание сущности этих общественных отношений, в частности указывая на то, что это:

1) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутри аппаратной работы в государственных органах. Сюда же он относит отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.), с их служащими, учащимися и т. д.;

2) взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

Таким образом, нет единства мнений о содержании и сущности предмета административного права. И это вполне объяснимо. Особенно если иметь в виду «необъятную» распространенность сферы административно-правового регулирования. Подтверждается это и административно-правовой практикой. Ее изучение показывает, что граждане, предприятия, организации и иные общественные формирования в повседневной жизни и деятельности постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами административного права. Нормы административного права распространяют свое действие на отношения, возникающие в процессе реализации гражданами и организациями ряда своих прав и свобод, скажем, при обращении их в соответствующие государственные органы. Отношения административно-правового характера возникают и при обеспечении компетентными административными органами своих правоохранительных функций, например, в случаях нарушения гражданами возложенных на них обязанностей. Административно-правовые отношения иногда имеют и договорной характер, например при заключении административных договоров между субъектами органов публичной администрации и т.д.

Однако не все отношения, участниками которых становятся граждане, регулируются административным правом. Так, общественные отношения, возникающие в процессе заключения гражданами договоров займа, имущественного найма, дарения и других, не запрещенных законом договоров, регулируются нормами гражданского права. Избирая депутатов в органы представительной власти, граждане становятся участниками конституционно-правовых отношений. Поступление того или иного гражданина на службу является основанием возникновения между ним и органами администрации учреждения, организации отношений, регулируемых нормами трудового права.

И все же мы можем с полной уверенностью, во-первых, повторить тезис о том, что круг общественных отношений, составляющих предмет административного права, настолько обширен и разнообразен, что практически невозможно дать их исчерпывающий перечень; во-вторых, сказать о том, что определение узкого круга их норм представляется достаточно сложным, а сведение их только к управленческим отношениям является весьма дискуссионным.

Однако, как нам представляется, этого и не следует делать. Ведь в задачу учебного курса «Административное право» входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых административным правом, а выявление тех общих свойств, которые и позволили объединить их в предмет одной отрасли. Именно они позволяют обнаружить в многочисленных правовых отношениях, регулируемых нормами различных отраслей, отношения административно-правового характера.

Административное право обслуживает наиболее важную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений, связанных с реализацией государством исполнительских и управленческих функций, основной целью которых является обеспечение общественного блага. В свою очередь, достижение этой социально важной задачи невозможно без определенного государственно-правового механизма, отражающего объективно складывающуюся в конкретном государстве систему общественных отношений.

Одним из элементов этого механизма является государственная власть. Проявление социально необходимой меры этой власти реализуется в административно-правовых отношениях, составляющих предмет административного права. Вследствие этого административно-правовые отношения, составляющие предмет отрасли, по сути отношения, имеющие властный (императивный) характер.

Весь массив этих отношений можно условно разделить на отношения, возникающие:

  1. между органами публичной администрации, осуществляющими функции государственного управления, и гражданами в процессе выполнения первыми поставленных перед ними государством задач;
  2. между гражданами и органами публичной администрации в процессе реализации первыми своих демократических прав, свобод и обязанностей, т. е. осуществления ими права управления государством;
  3. в процессе осуществления органами публичной администрации контрольных и надзорных функций в сфере обеспечения законности в деятельности предприятий, организаций и учреждений;
  4. в результате внутрисистемной управленческой деятельности органов публичной администрации.

Информация о работе АП Адм право как отрасль права