Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА……………... 5
1.1. Предмет административного права………………………………………. 5
1.2. Метод административно-правового регулирования…………………… 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА И ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА…………………………………………. 20
2.1. Система административного права ………………………………………20
2.2. Принципы административного права…………………………………… 23
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В
СИСТЕМЕ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 39
При характеристике основ правового регулирования административно-правовых отношений с точки зрения системного анализа права в них можно выделить два основных аспекта.
Первый – общетеоретический, включающий анализ отрасли с точки зрения теории права и государства, конституционного права и др. Теория права и государства, используя новейшие достижения обществоведения, определяет такие общетеоретические категории всех отраслей права, как предмет отрасли, механизм правового регулирования, источники отрасли права. При этом в рамках этой фундаментальной отрасли правоведения освещаются некоторые теоретические аспекты, имеющие прикладной, в частности административно-правовой характер7.
Второй отраслевой аспект связан с существованием иных отраслей права: конституционное, гражданское, финансовое, таможенное и др. Эти отрасли составляют практический, прикладной срез права, занимаются конкретными содержательными вопросами правового регулирования общественных отношений, используя свои специфические средства и методы.
Каждая из них использует определенную систему правовых средств, с помощью которых воздействует на систему определенных общественных отношений. Иными словами, каждая отрасль с помощью составляющих ее правовых норм регулирует правовые отношения, составляющие ее предмет.
Например, нормы конституционного
права закрепляют права и свободы, а также
обязанности граждан и лиц, проживающих
на территории конкретного государства,
определяют систему государственных органов
и их взаимоотношения, административно-
Наиболее тесно связаны сферы административного и конституционного права. Конституционное право как ведущая отрасль правовой системы Республики Беларусь закрепляет основы государственного устройства, в том числе и основы формирования, порядка деятельности органов исполнительной власти. Конституционное право, в отличие от других отраслей, регулирует общественные отношения во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др.
Конституционно-правовые нормы определяют систему, порядок формирования, компетенцию органов местного управления и др. Роль же административного права — конкретизация, определение механизма (и сам механизм) реализации норм конституционного права. Административно-правовые нормы устанавливают правовой порядок взаимоотношений между субъектами в сфере реализации ими государственно-управленческих функций, определяют формы и методы деятельности органов публичной администрации, взаимоотношений с ними граждан, учреждений, предприятий и организаций. Нормы административного права имеют правоохранительный, защитный характер; содержащиеся в административно-правовых нормах санкции направлены на обеспечение выполнения требований норм конституционного права. Например, защиты личной неприкосновенности граждан, их защиты чести и достоинства, обращений в государственные органы и т. д. Во всех этих случаях конституционные нормы приобретают приоритетное значение9.
Административное и гражданское право. Всякая деятельность человека, а тем более группы людей, требует определенной организации, связанной с необходимостью установления иерархии прав и обязанностей. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно складываются отношения «власти—подчинения», будь то отношения внутриколлективные либо отношения гражданина или коллектива с представителями власти. При этом субординационные отношения, которые, скажем, возникают в сфере производства, распределения, обмена или потребления, самым тесным образом связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Так, например, для занятия производственно-хозяйственной либо торгово-закупочной деятельностью необходимо получить лицензию на тот или иной вид работ от компетентного органа публичной администрации, вследствие чего между организацией и этим органом возникают, во-первых, государственно-властные управленческие отношения, связанные с получением лицензии, во-вторых, следующие за получением лицензии — имущественно-стоимостные отношения, в которые вступает организация в процессе выполнения разрешенных ей видов деятельности. Кроме того, природа организационных отношений, возникающих между организацией и органом, осуществляющим функции государственного управления, предопределяет их правовое регулирование посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государственного управления.
Таким образом, складывающиеся в различных сферах деятельности человека организационные отношения, как бы они ни были тесно связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в котором применяется метод «власти—подчинения». Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими комитетами по управлению государственным имуществом и находящимися в их ведении государственными учреждениями.
Административное и трудовое право. Для разграничения административного и трудового права принципиальное значение имеет то обстоятельство, что предметом трудового права являются правовые отношения в сфере организации труда по осуществлению наемными работниками в интересах нанимателя за заработную плату определенной трудовой функции, с условием включения их в списочный состав работников нанимателя и подчинения установленному внутреннему трудовому распорядку.
Предметом же административного права являются отношения, возникающие между органами публичной администрации, их формированиями и гражданами в сфере реализации функций государственного управления. Особенно ярко проявляются связи трудового права с административным в сфере деятельности государственных служащих, которые состоят с органами, учреждениями и организациям, их администрациями в служебно-трудовых отношениях, регулируемых нормами трудового права. Отношения между ними в основном договорные, т. е. между администрацией (руководителем) органа и претендентом на должность государственного служащего заключается, как правило, типовой договор либо контракт об условиях будущей работы. Вместе с тем вследствие государственной значимости и публичности характера осуществления государственной службы ее содержание регулируется нормами административного права. Например, Законом Республики Беларусь «О государственной службе», в котором установлены задачи и принципы государственной службы, механизм взаимоотношений служащих граждан и иных лиц по поводу реализации ими своих прав и обязанностей в сфере государственной службы. К нормам административного права, определяющим характер трудовых отношений в сфере деятельности государственных служащих, относятся и нормы Закона «Об обращениях граждан».
Вопросы, связанные с административной ответственностью за нарушение законодательства о труде, регулируются нормами Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности (ст. 9.16—9.20).
Административное и финансовое право. Разграничить административное и финансовое право довольно сложно. В литературе высказываются различные мнения по этому поводу, в том числе и те, которые относят финансовое право к системе административного как один из его элементов. Безусловно, связь этих отраслей очевидна, но с таким же успехом можно говорить о взаимозависимости экологического и административного права либо гражданского и хозяйственного права. Современное финансовое право, безусловно, — самостоятельная отрасль, имеющая собственный предмет правового регулирования, правовые источники, систему субъектов. Однако поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельность органов публичной администрации, финансовое и административное право используют общий метод правового регулирования — чаще всего метод властных предписаний10.
В сфере финансового права он имеет свою специфику, проявляющуюся, например, в конкретном содержании, а также в круге органов, наделенных государством властными полномочиями. Но суть его в той и другой отрасли едина: власть-подчинение.
Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, осуществляемого органами публичной администрации. Финансовое же право также распространяется на этот вид деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться этими органами.
Административно-правовое регулирование затрагивает вопросы регулирования и координации деятельности министерств, комитетов, управлений, местных органов публичной администрации в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Финансовое же право определяет источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований.
Как и на сферу трудового права, нормы, содержащиеся в КоАП Республики Беларусь, распространяются и на охрану норм и правил финансовой деятельности. В частности, они имеются в главе 11 «Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг и банковской деятельности».
Административное и таможенное право. Административное право тесно связано и с таможенным правом. Однако по этому поводу, как и в связи с финансовым правом, высказываются мнения об их соотношении как отрасли и подотрасли либо институте права. Не ставя перед собой задачи углубляться в исследование этого вопроса, ограничимся отдельными положениями сравнительного анализа. Мы согласны с мнением большинства авторов, что таможенное право имеет свои корни в административном праве. И в том и в другом случае превалирует государственно-властный метод правового регулирования. Схожа и система субъектов отраслей. Таможенные органы, как и органы публичной администрации, являются элементами одной системы исполнительной власти. Содержательная часть таможенного права включает значительную часть норм административно-правового характера. Нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования, размещены в КоАП Республики Беларусь в отдельной, 14 главе. Однако таможенное законодательство предусматривает и 130уголовную ответственность, а значит, содержит нормы уголовного права.
Административное и экологическое право. Много общего у административного права и экологического. Объединяют их, например, используемые данными отраслями методы правого регулирования общественных отношений. Как в первом, так и во втором случаях используются властные методы регулирования.
При этом суть метода правового регулирования экологических отношений заключается в органическом сочетании государственного (властного) регулирования всей совокупности складывающихся экологических отношений — природно-ресурсных и природоохранительных — с определенной обособленностью и самостоятельностью при использовании и охране природы и окружающей среды в целом. Схожа и система субъектов отраслей. При этом необходимо отметить, что система субъектов экологического права включает в себя значительную часть общественных организаций и объединений, в том числе и международные, которые вследствие значимости объекта права — природы — играют значительную роль в обеспечении его задач.
Административно-правовые нормы экологического права обеспечивают значительную часть его правового регулирования. В КоАП содержатся нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов, относящихся к сфере охраны окружающей среды. Сюда можно отнести статью 15.1 «Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды», статью 15.2 «Нарушение требований экологической безопасности», статью 15.3 «Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе», а также статью 15.4 «Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами»11.
Административное право тесно связано с земельным, хозяйственным, информационным правами, прежде всего с новыми, вышедшими из недр административного права его отраслями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Наиболее значимые для
общества отношения объективно требуют
юридического вмешательства государства
и обеспечиваются нормами публичного
права, в предмет которого входят:
основы государственно-