Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:18, реферат

Краткое описание

Юридическая ответственность - термин, широко используемый в отечественной правовой системе, это одна из фундаментальных правовых категорий, занимающих важное место в механизме правового регулирования общественных отношений. Повышенное внимание, уделяемое юридической наукой проблеме ответственности, объясняется в первую очередь большим значением данного охранительного института. Социальная роль правовой ответственности, как и права в целом, определяется тем, что зачастую именно и только наличие ответственности за те или иные антиобщественные поступки побуждает людей к определенному (позитивному) варианту поведения, будучи стимулом к правомерному поведению и антистимулом к совершению правонарушений. Необходимость особой взвешенности и обоснованности как при установлении ответственности за те или иные деяния, так и при ее применении связана с тем, что именно юридическая ответственность несет в себе негативный заряд, определенную кару по отношению к члену общества за отклонение поведения от требования социальных (в частности, правовых) норм. Именно через отношения ответственности на рядового гражданина оказывается непосредственное воздействие государственно-принудительного аппарата, обладающего, о чем хорошо известно из отечественной истории, большими возможностями - особенно тогда, когда данный спектр общественных отношений урегулирован недостаточно тщательно и последовательно

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 99.60 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Юридическая ответственность - термин, широко используемый в отечественной правовой системе, это одна из фундаментальных правовых категорий, занимающих важное место в механизме правового регулирования общественных отношений. Повышенное внимание, уделяемое юридической наукой проблеме ответственности, объясняется в первую очередь большим значением данного охранительного института. Социальная роль правовой ответственности, как и права в целом, определяется тем, что зачастую именно и только наличие ответственности за те или иные антиобщественные поступки побуждает людей к определенному (позитивному) варианту поведения, будучи стимулом к правомерному поведению и антистимулом к совершению правонарушений. Необходимость особой взвешенности и обоснованности как при установлении ответственности за те или иные деяния, так и при ее применении связана с тем, что именно юридическая ответственность несет в себе негативный заряд, определенную кару по отношению к члену общества за отклонение поведения от требования социальных (в частности, правовых) норм. Именно через отношения ответственности на рядового гражданина оказывается непосредственное воздействие государственно-принудительного аппарата, обладающего, о чем хорошо известно из отечественной истории, большими возможностями - особенно тогда, когда данный спектр общественных отношений урегулирован недостаточно тщательно и последовательно [15, c.355].

Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных условиях развития Российского государства и его Вооруженных Сил юридическая ответственность за правонарушения является наиболее острой темой правовой науки и достаточно сказать, что без эффективно действующего механизма юридической ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, носят декларативный характер, что в свою очередь влечет за собой с одной стороны, неспособность правоохранительных органов эффективно осуществлять государственное принуждение к исполнению обязанностей и наказание нарушителей правовых запретов а, с другой стороны государственно-правовой произвол, поскольку принуждение применяется по усмотрению власть имущих. Таким образом институт юридической ответственности не теряет актуальности на протяжении многих лет развития человеческого общества. 

Специфические особенности юридической ответственности военнослужащих определяются особым характером воинских правоотношений. Юридическая ответственность является составной частью статуса военнослужащих и устанавливается Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также иными законодательными актами Российской Федерации. Юридическая ответственность этой категории лиц регулируется как нормами российского права в целом, так и нормами военного права, учитывающими специфику воинских отношений, связанных с субординацией, воинской дисциплиной и, в конечном итоге, с обеспечением боевой готовности войск.

Можно выделить следующие особенности юридической ответственности военнослужащих [22, c.398]:

Во-первых, для военнослужащих установлен более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жесткой правовой регламентацией. Конкретные составы правонарушений установлены Уголовным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Во-вторых, для военнослужащих установлена более строгая ответственность за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений. Так, в частности, для военнослужащих за самовольное оставление места службы, неповиновение, неисполнение приказа установлена уголовная ответственность. Законодателем такие действия признаны воинскими преступлениями. В то же время, для лиц, не являющихся военнослужащими, за совершение аналогичных действий юридической ответственности не устанавливается либо может наступить дисциплинарная ответственность.

В-третьих, командиры (начальники) имеют специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности. Такими полномочиями являются воинская дисциплинарная власть, а также права в ряде случаев привлечения военнослужащих к материальной и уголовной ответственности. 

В-четвертых, для военнослужащих предусмотрены меры юридической ответственности, имеющие особый характер, определенный спецификой военной службы. Это, в частности, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, арест с содержанием на гауптвахте, назначение вне очереди в наряд на работу, снижение в воинском звании, направление в дисциплинарный батальон и ряд других. 
Военнослужащие, в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, привлекаются к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Принятая в 2000 году военная доктрина определила в качестве приоритетной задачи проведение комплексной военной реформы. В настоящее время формируются новые принципы военной политики, определяются основы и организация обороны, уточняются предназначение, структура, принципы и способы комплектования Вооруженных Сил РФ. Между тем, многие вопросы реформирования военной организации государства не решаются по причине отсутствия логически и научно обоснованной концепции развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а также до сих пор не реализованной концепции военно-правовой реформы [14, c.85].

Криминальная обстановка в армии и на флоте, в других воинских формированиях и органах остается достаточно сложной. Высок уровень должностных преступлений, который обусловлен продолжающимся ростом случаев превышения должностных полномочий. Структура преступлений против военной службы определяется возрастающими за счет самовольных оставлений части показателями преступлений против порядка пребывания на военной службе и сохраняющимся высоким уровнем нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Отмечающаяся в последние годы негативная динамика указанных преступных проявлений в воинских коллективах обусловила значительный рост числа пострадавших от преступлений против порядка подчиненности и неуставных взаимоотношений между военнослужащими; увеличилось число лиц, которым в результате указанных противоправных действий причинен тяжкий вред здоровью. При постоянном сокращении численности личного состава Вооруженных Сил РФ растет количество тяжких преступлений; оно в настоящее время составляет около трети всех общественно опасных посягательств. Опосредованно это свидетельствует о высокой латентности других преступлений, скрываемых от учета. Продолжают носить массовый характер нарушения должностными лицами органов военного управления требований Федерального закона «О статусе военнослужащих», арендного, земельного и жилищного законодательства, Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и законов при издании нормативных правовых актов. Причиняемый в результате незаконной исполнительно-распорядительной деятельности воинских должностных лиц. материальный ущерб государству ежегодно измеряется в миллиардах рублей.

Зачастую, в связи с несовершенством законодательства, устанавливающего юридическую ответственность военнослужащих, высшие воинские должностные лица, виновные в причинении вреда материальной основе боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, либо остаются безнаказанными, либо к ним применяются меры ответственности, явно не адекватные наступившим общественно опасным последствиям совершенных правонарушений [23, c.298].

Уровень соблюдения прав и свобод военнослужащих со стороны органов военного управления остается весьма низким, количество правонарушений в войсках не уменьшается. За прошедшее десятилетие в военные суды с различными жалобами обратилось около одного миллиона военнослужащих; в разные годы от 87 до 90 % поданных жалоб военными судами были удовлетворены.

Одной из основных причин сложившейся в войсках сложной криминальной обстановки и распространенности указанных воинских правонарушений является неэффективность действующего механизма реализации юридической ответственности военнослужащих. Реально сложившаяся криминальная обстановка в войсках предопределяет необходимость глубокого анализа происходящих негативных процессов и тенденций ослабления воинского правопорядка, выявления проблем законодательного обеспечения и практики реализации юридической ответственности военнослужащих и поиск новых путей решения рассматриваемых вопросов.

Военное законодательство, устанавливающее различные виды юридической ответственности военнослужащих, не сбалансировано, не кодифицировано, имеет внутреннюю противоречивость нормативных конструкций и не ориентирует военнослужащих и органы военного управления на сознательное выполнение позитивных правовых норм, регулирующих военно-служебные отношения, что в немалой степени обусловливает расчет большинства военнослужащих - правонарушителей на безнаказанность. 
Большое значение в становлении в войсках законности, правопорядка и твердой воинской дисциплины приобретают вопросы применения правовых норм, устанавливающих виды юридической ответственности военнослужащих. Даже самые передовые и совершенные нормативные правовые акты без их реализации в жизнь превращаются в декларацию и утрачивают свою основную роль - регулятора общественных отношений. Мнения и суждения военнослужащих о направленности и действенности основных принципов юридической ответственности и эффективности механизма ее реализации формируются на основе фактически сложившегося уровня правопорядка в воинской части, подразделении, личного опыта и реакции компетентных органов на совершаемые воинские правонарушения. Основная нагрузка в области практической реализации юридической ответственности военнослужащих лежит на органах военного управления и военной юстиции, поскольку по результатам их правовоспитательной, профилактической и правоприменительной деятельности можно судить о состоянии законности и правопорядка в войсках. Причем, ведущая роль в оптимизации действующего механизма реализации юридической ответственности военнослужащих принадлежит органам военного управления и командованию воинских частей. Действующие в армейской жизни принципы единоначалия, централизации и воинской дисциплины определяют тесную взаимосвязь исполнительно-распорядительных функций командования с их правореализационной деятельностью, в том числе и по реализации определенных видов юридической ответственности военнослужащих [12, c.548].

Что касается путей развития юридической ответственности военнослужащих, то хотелось бы отметить, что интересы социально-экономического развития нуждаются в разработке новых механизмов контроля в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц и мер юридической ответственности, адекватных правонарушениям, совершенным этими должностными лицами. 
Транснациональные проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью в условиях локальных (не международных) вооруженных конфликтов обусловливают необходимость разработки правовых норм, устанавливающих специальные меры юридической ответственности военнослужащих - участников боевых действий.

Необходимо разработать функциональные элементы механизма реализации юридической ответственности военнослужащих, позволяющие оценить эффективность действия соответствующих правовых норм в правоприменительной деятельности.

В современной юридической (военно-правовой) науке отсутствует единая концепция законодательного обеспечения юридической ответственности военнослужащих, что негативно сказывается на обеспечении воинского правопорядка.

Нуждается в оптимизации процедурная предзаконодательная деятельность различных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, призванная обеспечить эффективность механизма реализации различных видов юридической ответственности военнослужащих.

В рамках законодательного обеспечения реализации юридической ответственности военнослужащих требуется проведение комплексных военно-правовых исследований, обосновывающих современную концепцию юридической ответственности военнослужащих, оптимально обеспечивающую интересы воинского правопорядка.

Определенный вклад в развитие различных аспектов теории юридической ответственности в целом, и юридической ответственности военнослужащих, а так же оптимизации механизма ее реализации внесли видные ученые: Н В Артамонов, X М. Ахметшии, В.А. Бобренев. А. А. Беспалов, НИ. Баженов, Ф.С. Бражник, ИЛ. Жаданов, Г.И. Загорский, НИ Кузнецов, НИ. Краснов, ВВ. Лунеев, ИМ. Мацкевич, П И. Романов, Б Ф Старов, В.Г Стрекозов, А.А. Тер-Акопов, А.А. Толкаченко, НА Шулепов, В.П.Шупленков, труды которых использовались и в моей работе.

Таким образом, изучение избранной мною темы обусловлено:

    • во-первых, остротой проблем законодательного обеспечения и практики реализации юридической ответственности;
    • во-вторых необходимостью изучения эффективности данного правового института (достаточным ли для правонарушителей и преступников является наказание, насколько эффективно юридическая ответственность выполняет свои функции).

Целью данной работы является проведение комплексного исследования научной и учебной литературы, нормативных источников, а также материалов правоприменительной практики на предмет выявления понятия и сущности юридической ответственности, ее необходимости и порядка проведения в отношении военного законодательства на современном этапе его развития.

 Для достижения указанной  должны быть решены следующие  взаимосвязанные задачи:

    • исследовать понятие «юридическая ответственность»;
    • провести анализ видов юридической ответственности и особенностей юридической ответственности военнослужащих;
    • предложить пути совершенствования данной отрасли права;
    • обосновать рекомендации по совершенствованию правотворческой деятельности органов государства, органов военной юстиции и военного управления, а также других субъектов систематизации военного законодательства.

Объектом исследования – военнослужащий РФ.

Предметом работы выступают правовые отношения, возникающие между государственными органами и военнослужащим.

Теоретическая и методологическая основа исследования  являются работы российских ученых, положения нормативно - правовых актов РФ.

Информационно - эмпирическая база исследования сформирована на основе Министерства вооруженных сил РФ, публикаций в отечественной печати.

Глава 1 Конституционно- правовое положение военнослужащий

 

1.1 Военная служба  как особый вид государственной  службы

 

Военная служба – особый вид государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку.

Пока существуют реальные и потенциальные источники внешней и внутренней опасности для страны и факторы, способствующие перерастанию этой опасности в непосредственную военную угрозу Российской Федерации, военная служба в ее Вооруженных Силах будет самой необходимой деятельностью. От отношения к службе, от ее состояния будет зависеть не только безопасность личности, общества и государства, но и судьба самого их существования, жизни на своей земле [24, c.589].

Военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает для военнослужащих многие права и свободы человека и гражданина. Трудности военной службы в наши дни усугубляются социально-экономическими, политическими, нравственными проблемами в стране, слабой правовой и социальной защищенностью военнослужащих. Главная же трудность военной службы состоит в том, что она в конечном счете предназначена непосредственно обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости – отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение.

Информация о работе Административное правонарушение