Военнослужащие несут уголовную
ответственность на одинаковых для всех
граждан основаниях независимо от воинского
звания и занимаемой должности (ст.ст.23,
28 Устава внутренней службы Вооруженных
Сил РФ). Однако с учетом особенностей
правового положения они могут привлекаться
к ответственности за совершение не только
общеуголовных, но и особых, воинских преступлений
(по установленным для них нормам военно-уголовного
законодательства) [5].
Ключевой нормой, определяющей
содержание и пределы ответственности
за преступления против военной службы,
является ст.331 УК, формирующая их понятие:
«Преступлениями против военной службы
признаются предусмотренные настоящей
главой преступления против установленного
порядка прохождения военной службы, совершенные
военнослужащими, проходящими военную
службу по призыву либо по контракту в
Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации, а также гражданами,
пребывающими в запасе, во время прохождения
ими военных сборов».
Исходя из приведенной дефиниции,
можно сделать вывод, что законодательство
о воинских преступлениях отражает связь
уголовного законодательства с военным
строительством, его направленность на
обеспечение боевой готовности войск
уголовно-правовыми средствами, возможность
применения его в условиях военного времени
и боевой обстановки, а также особый статус
лиц - субъектов преступлений против военной
службы с особенностями их ответственности
за совершение преступлений.
Понятие преступлений против
военной службы создает правовую базу
для борьбы с данного рода посягательствами
и для развития законодательства в соответствии
с изменениями, происходящими в экономической,
политической, военной и иных сферах общественной
жизни. Воинское преступление - одна из
угроз военной безопасности государства,
его общественная опасность проявляется
в причинении либо создании угрозы причинения
вреда интересам военной безопасности
страны [5].
Специфика уголовной противоправности
преступлений против военной службы состоит
в том, что они нарушают не только соответствующий
уголовно-правовой запрет, но и правила
несения военной службы, возложенные на
военнослужащих обязанности, закрепленные
в других законах, воинских уставах, иных
нормативно-правовых актах. Содержание
каждого воинского преступления можно
уяснить только посредством анализа определенных
военно-правовых норм, за нарушение которых
предусмотрена ответственность. Например,
без обращения к Уставу гарнизонной и
караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя
уяснить сущность допущенных виновным
нарушений правил караульной службы и
наступивших при этом последствий.
Специфика содержания вины
применительно к рассматриваемой категории
преступлений заключается в том, что оно
отражает их воинскую природу. Виновный
определенным образом относится не просто
к общественно опасному деянию и наступившим
последствиям, а к деянию, образующему
нарушение порядка прохождения военной
службы, и к последствиям, выражающимся
в причинении вреда боевой готовности
воинского подразделения, военной безопасности
государства [12, c.728].
Военно-служебные отношения
делятся на общие и специальные. Общие
воинские отношения – это отношения, субъектами
которых являются все военнослужащие:
специальные - устанавливаются в особых
сферах военно-служебной деятельности,
связанных с решением определенных задач,
их субъектами являются не все, а отдельные
категории военнослужащих.
Деление воинских отношений
на общие и специальные учтено при построении
системы составов преступлений против
военной службы: одни деяния нарушают
общие отношения, другие - специальные.
К первым относятся преступления против
порядка подчиненности и воинских уставных
взаимоотношений (ст.ст.332 - 336 УК), против
порядка пребывания на военной службе
(ст.ст.337 - 339 УК), а также против порядка
сбережения военного имущества (ст.ст.345
- 348 УК). Остальные преступления носят
специальный характер - против установленного
порядка несения специальных видов военной
службы (ст.ст.340 - 344 УК), а также против
установленного порядка безопасного использования
отдельных военно-технических средств
(ст.ст.349 - 352 УК) [5].
Специальный характер объекта
преступления против военной службы, каковым
является порядок ее прохождения, определяет
и специфику посягательства на него. Оно
выражается в нарушении тех или иных закрепленных
воинскими уставами, иными нормативно-правовыми
актами правил исполнения служебных обязанностей.
Последствия нарушения порядка
прохождения военной службы - это всегда
вред, связанный с ослаблением обороноспособности
войск, их боевой способности, неисполнением
тех задач, которые стоят перед воинским
подразделением, созданием угроз для различных
объектов, защиту которых воинское подразделение
осуществляет.
Уголовное законодательство,
правовое положение и особенности статуса
военнослужащих предусматривают некоторые
особенности обстоятельств, исключающих
преступность деяния в условиях военной
службы.
Глава 8 УК РФ к обстоятельствам,
исключающим преступность деяния, относит
необходимую оборону (ст.37), причинение
вреда при задержании лица, совершившего
преступление (ст.38), крайнюю необходимость
(ст.39), физическое или психическое принуждение
(ст.40), обоснованный риск (ст.41) и исполнение
приказа или распоряжения (ст.42). Нормы
об обстоятельствах, исключающих преступность
деяния, на общих основаниях применяются
и к военнослужащим, действовавшим в той
или иной ситуации в строгом соответствии
с их требованиями [5].
При применении отдельных норм
гл.8 УК к военнослужащим необходимо учитывать
особенности военной службы как особого
вида государственной службы, которая
связана с необходимостью беспрекословного
выполнения поставленных задач в любых
условиях, в том числе с риском для жизни.
В полном соответствии со ст.55 Конституции
РФ в ч.2 ст.1 Закона РФ «О статусе военнослужащих»
закреплена возможность некоторых ограничений
их общегражданских прав и свобод, обусловленных
особенностями военной службы, и необходимость
их компенсации льготами.
Особенности военной службы
и статуса военнослужащих в определенных
ситуациях обусловливают признание необходимой
обороны не только правом военнослужащих,
но и их правовой обязанностью. При несении
боевого дежурства (боевой службы), караульной
и других специальных служб, признаваемых
выполнением боевой задачи, военнослужащие
не вправе, ссылаясь на состояние крайней
необходимости, уклониться от выполнения
воинских обязанностей, даже если их жизни
угрожает опасность.
Таким образом, особый характер
военно-служебной деятельности в сочетании
с ее исключительной опасностью и обязательностью,
обусловливает необходимость уголовно-правовой
охраны интересов военной службы, использования
уголовного права как средства принуждения
к соблюдению установленного порядка
прохождения военной службы и решения,
по возможности, специальных воинских
задач исправления военнослужащих, совершивших
преступления, предупреждения с их стороны
новых общественно опасных деяний, а также
защиты от преступных посягательств граждан.
Изучение и анализ состояния
судимости военнослужащих, а также наступивших
последствий от совершаемых ими преступлений,
позволяет сделать следующие выводы [15,
c.207]:
- во-первых, в процессе противоправных
действий военнослужащих существенным
образом нарушаются конституционные права
граждан, в том числе и военнослужащих;
- во-вторых, грубым образом военнослужащими
нарушаются общие, должностные и специальные
обязанности;
- в-третьих, совершение военнослужащими
воинских преступлений - одна из угроз
военной безопасности государства и ее
обороноспособности.
Из числа осужденных военнослужащих,
совершивших преступления против военной
службы 50% совершили преступления, связанные
с хищением военного имущества. Наиболее
распространены корыстные преступления
и нарушения уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими.
Анализ причин и условий, способствовавших
совершению преступлений, свидетельствует
о том, что они стали возможными в силу
неисполнения или ненадлежащего исполнения
военнослужащими, их совершившими, своих
общих и специальных обязанностей, а также
в связи с грубыми нарушениями командирами
(начальниками) должностных обязанностей
по обеспечению уставного порядка и контроля
за личным составом.
Однако я не могу согласиться
с бытующим мнением, что среди командиров,
в том числе офицеров, прапорщиков и мичманов,
преобладает озабоченность соблюдением
требований Закона «О статусе военнослужащих»
в части их статуса, лишь касающейся прав
и свобод. При этом о своих обязанностях
и ответственности за их ненадлежащее
исполнение многие забывают, что свидетельствует
о кризисе нравственности и неготовности
части военнослужащих, в том числе и офицеров,
в основном молодых, к добросовестному
исполнению обязанностей военной службу.
С целью обеспечения гармоничного
сочетания всех составляющих статуса
военнослужащих, предлагаю принять законодательные
акты, предусматривающие четкие и действенные
механизмы его соблюдения в части их прав
и свобод, а также компенсаций, связанных
с условиями несения военной службы. Необходимо
значительно поднять уровень льгот, что
позволит повысить престиж военной службы
и на этой основе ответственность военнослужащих
за исполнение обязанностей военной службы
и значительно сократить число военнослужащих,
привлеченных к уголовной ответственности.
Заключение
В ходе исследования темы дипломной работы
мы пришли к следующим основным выводам:
- Юридическая ответственность – это сложное
социальное явление. Она наступает в результате
нарушения предписаний правовых норм,
и проявляется в форме применения к правонарушителю
мер государственного принуждения. Важным
признаком юридической ответственности
является то, что она определяется государством
и применяется его компетентными органами.
- Основанием юридической ответственности
является правонарушение. Если поведение
субъекта не подпадает под признаки правонарушения,
то данное лицо не подлежит юридической
ответственности.
- Субъектной предпосылкой юридической
ответственности в любом ее значении является
свобода воли. Без свободы воли нет вины,
без вины нет ответственности за противоправное
деяние. Еще Ф. Энгельс считал, что «человек
только в том случае несет ответственность
за свои поступки, если он совершил их,
обладая полной свободой воли». Нельзя
винить лицо лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.
Современное состояние военной службы
характеризуется наличием трех групп
проблем правового обеспечения организации
военной службы в Российской Федерации,
которые обусловливают постановку задач
их исследования и последовательного
решения.
Первая группа проблем обусловлена необходимостью
совершенствования правового обеспечения
организации военной службы:
- недостаточная разработанность правового
обеспечения военной реформы;
- несоответствие сущностного предназначения
военной службы решаемым задачам, исполняемым
функциям, применяемым областям общественных
отношений;
- снижение престижа военной службы;
- резкое снижение воинской дисциплины
в государственных военных организациях.
Вторая группа проблем связана с совершенствованием
правового института военной службы, которыми
являются:
- сущность и причины противоречий законодательства
о государственной службе и военной службе;
- научное определение понятий “военная
служба” и “военнослужащий”;
- определение системы и классификация
принципов организации военной службы;
- определение системы нормативных правовых
актов для регулирования вопросов военной
службы и ее совершенствование.
Третья группа правовых проблем касается
организации прохождения военной службы:
- правовое значение и классификация оснований
возникновения, изменения и прекращения
военно-служебных отношений;
- правовое значение и классификация прав
и обязанностей и мер юридической ответственности
военнослужащих;
- создание для военнослужащих системы
продвижения по службе («карьерного роста»), правовое значение и классификация воинских должностей и составов военнослужащих;
- несовершенство системы правового регулирования
материального обеспечения военнослужащих.
Институт военной службы в Российской
Федерации характеризуется тем, что находится
в стадии правового установления, т.е.
формирования конституционно-правовых
основ военной службы и их закрепления
в российском законодательстве.
Анализ законодательства о военной службе
показывает, что его совершенствование
необходимо проводить в следующих направлениях:
- совершенствование организационной
структуры той части государственного
механизма Российской Федерации, в которой
предусмотрено исполнение военной службы;
- создание и законодательное закрепление
единой правовой основы государственной
службы Российской Федерации, прежде всего
отдельных видов федеральной государственной
службы, в том числе военной;
- унификация правовых принципов военной
службы и других видов государственной
службы, трансформирование правовых принципов
военной службы в принципы права, т.е. закрепление
их в системе действующих норм права;
- последовательное решение в законодательстве
проблем правового обеспечения организации
военной службы в Российской Федерации.