Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития.На современном этапе укрепление предпринимательства стало не только важнейшей экономической задачей, но и целью социальной политики государства.
Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава1.Понятие и сущность предпринимательской деятельности……...……7
1.1.Предпринимательство: понятие, признаки и ее сущность……………...…7
1.2.Субъекты предпринимательской деятельности………………...………...16
Глава 2. Правовая основа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.1.Понятие и цели государственной регистрации предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..24
2.2.Правовая основа государственной регистрации предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..29
2.3.Отказ от государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..34
Глава 3.Государственная регистрация отдельных видов организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности……………..41
3.1.Порядок государственной регистрации юридических лиц……………....41
3.2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя…….50
Заключение ………………………………………………………………………64
Список использованной литературы…………………………………………...67
а) недееспособные – малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные судом, страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. Но сказанное вовсе не означает, что принадлежащее им имущество не может участвовать в гражданском обороте, быть объектом предпринимательской деятельности. От имени детей сделки совершают их законные представители – родители, усыновители или опекуны, а от имени страдающего психическим расстройством – его опекун. При этом на акты распоряжения имуществом необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ и ст. 38 ГК РФ);
б) не полностью дееспособные – малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, сделки от имени малолетнего заключают его законные представители с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ и ст. 38 ГК РТ. Сам он может совершать лишь мелкие бытовые и некоторые иные сделки, исчерпывающий перечень которых дан в законе. Несовершеннолетние с 14-летнего возраста вправе самостоятельно совершать в сфере имущественных отношений значительно более широкий круг акций, нежели малолетние. И все другие сделки они также совершают от своего имени, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26 ГК РФ и ст. 27 ГК РТ)23;
в) ограниченно дееспособные — признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Такие граждане самостоятельно несут имущественную ответственность по совершенным ими сделкам и за причиненный ими вред;
г) полностью дееспособные. Они вправе самостоятельно заниматься любой предпринимательской деятельностью. «Полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижению 18 –летнего возраста. Вместе с тем гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак в установленном порядке ранее этого возраста или в результате эмансипации»24. Суть ее состоит в том, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Юридические лица в отличие от физических являются "предметом неодушевленным" — организациями, которым присущи совершенно определенные юридически обязательные признаки.
Юридическое лицо - организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч. 1 ст. 48 ГК РФ и ч. 1 ст. 48 ГК РТ).
Примечательное отличие юридических лиц от физических состоит и в том, что юридические лица, как правило, в той или иной мере занимаются предпринимательством. Поэтому в рассмотрении статуса юридических лиц как субъектов предпринимательской деятельности необходимо четко уяснить по крайней мере два обстоятельства: первое — признаки юридического лица, по которым оно отличается от других организаций — не юридических лиц; второе — классификацию, группировку юридических лиц по степени и возможности их участия в предпринимательской деятельности.
В законодательстве и научной литературе уже давно ведется поиск однозначных признаков юридического лица. С практической точки зрения целесообразно эти признаки подразделить на две группы.
Первая группа — основополагающие признаки. Их четыре: наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности; возможность самостоятельно отвечать по своим обязательствам; возможность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде. Только все четыре признака, взятые вместе и одновременно наличествующие у организации, придают ей статус юридического лица.
Главенствующим среди указанных признаков является первый — наличие обособленного имущества. Без него не возникает сам вопрос о юридическом лице, не приходят в движение, не оживают другие признаки юридического лица. Этим признаком статус последнего качественно отличается от статуса индивидуального предпринимателя. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом не только для занятия предпринимательством. Он использует его также для удовлетворения любых своих потребностей и интересов, для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Поэтому отграничение с помощью юридически обязательных норм имущества гражданина, которым он оперирует в предпринимательской деятельности, от имущества, используемого им в иных целях, означало бы нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Вторая группа — дополнительные признаки, производные от первых. Это, в частности, следующие признаки: организационное единство, предполагающее наличие у юридического лица четкой внутренней упорядоченности — органов управления, наделенных строго определенными полномочиями, разного рода структурных подразделений, предназначенных для выполнения функций юридического лица, и т.п.; обязательность иметь самостоятельный баланс или смету.
Государство участвует в предпринимательской деятельности не как властная политическая организация, а как равноправный партнер. Так, государственные (муниципальные) органы власти или управления в качестве собственников могут создавать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, закрепляя за ними имущество. Учредителями унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом. Учредителем унитарного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) в соответствии со ст. 115 ГК РФ и ст. 125 ГК РТ должно выступать Правительство РФ (Правительство РТ), однако на практике оно передает свои полномочия федеральным органам исполнительной власти. Органы исполнительной власти (министерства и ведомства по согласованию с комитетами по управлению имуществом) выступают учредителями государственных учреждений, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления25.
Государство, государственные и муниципальные образования участвуют в предпринимательских отношениях на равных началах с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами26. В этих отношениях государство не может использовать свои властные полномочия по отношению к другим участникам и может привлекаться к ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение обязанностей: в судебном порядке к государству могут быть применены обычные меры имущественной ответственности.
Государственные образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя в отличие от юридических лиц они созданы не для участия в предпринимательской деятельности, которая носит для них вынужденный характер27. Отсюда правоспособность государственных образований является специальной, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые соответствуют их публичным интересам.
Итак, к субъектам предпринимательской деятельности относятся юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Все юридические лица в соответствии с ГК РТ и РФ делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) и не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)28.
Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия29.
В Гражданском кодексе, как в России, так и в Таджикистане закреплены две разновидности товарищества – полное и коммандитное (товарищество на вере).
К хозяйственным обществам относятся: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества, которые, в свою очередь, делятся на открытые и закрытые30.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям31.
К физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица относятся - индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.
В западном правоведении нет четкой классификации субъектов предпринимательской деятельности. Их могут представлять как торговцев, коммерсантов, предпринимателей, бизнесменов, работодателей.
Подытоживая этому главу можно сделать краткий вывод: субъекты предпринимательской деятельности – это, прежде всего индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых – извлечение прибыли.
Глава 2. Правовая основа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
2.1. Понятие и цели государственной регистрации предпринимательской деятельности
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности вкачестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. Аналогичная формулировка понятие государственная регистрация приводится в ст. 2 Закона РТ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 9 июля 2009 года32.
Государственная регистрация (от лат. registrant - "список, перечень") представляет собой процедуру, выполнение которой позволяет субъекту начать осуществлять предпринимательскую деятельность в определенном качестве (юридического лица, индивидуального предпринимателя) и в то же время предполагает возможность государства проверить законность и обоснованность соответствующего притязания.
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов.
Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение33.
Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.
Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства РФ и РТ. В соответствии с п. 8 ст. 51 и п. 2 ст. 51 соответственно ГК РФ и ГК РТ «Государственная регистрация юридических лиц» юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Значение института государственной регистрации для предпринимателя трудно переоценить. Так, например, единый реестр юридических лиц, позволяет заинтересованному лицу получить достоверные сведения о прошедших государственную регистрацию юридических лицах. Таким образом, обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки организаций при выборе ими контрагентов для заключения договоров в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Внесенные изменения Федеральным законом от 23.12.03 № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" направлены на упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В законе реализуется принцип "одного окна", что подразумевает однократное обращение юридического лица и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган. Функции такого органа будут выполнять подразделения Федеральная налоговая служба Российской Федерации, которые затем будут передавать необходимую информацию в другие организации34.
Информация о работе Государственная регистрация предпринимательской деятельности