Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития.На современном этапе укрепление предпринимательства стало не только важнейшей экономической задачей, но и целью социальной политики государства.
Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава1.Понятие и сущность предпринимательской деятельности……...……7
1.1.Предпринимательство: понятие, признаки и ее сущность……………...…7
1.2.Субъекты предпринимательской деятельности………………...………...16
Глава 2. Правовая основа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.1.Понятие и цели государственной регистрации предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..24
2.2.Правовая основа государственной регистрации предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..29
2.3.Отказ от государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..34
Глава 3.Государственная регистрация отдельных видов организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности……………..41
3.1.Порядок государственной регистрации юридических лиц……………....41
3.2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя…….50
Заключение ………………………………………………………………………64
Список использованной литературы…………………………………………...67
Целями государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности являются:
Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц — предпринимателей — это удостоверение факта создания или прекращения юридического лица, удостоверение факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий, предусмотренных Законом, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр35.
Единый государственный реестр — это автоматизированная система сбора, накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических лицах и физических лицах - предпринимателях. Он создается и ведется специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации, являющимся его распорядителем и администратором. Сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением идентификационных номеров физических лиц — плательщиков налогов.
Основной смысл процедуры регистрации - ведение Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Итак, какие же цели и задачи поставлены в настоящее время отечественным законодателем перед правовым институтом государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Так, в соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ и абзацем 2 п. 3 ст. 1 ГК РТ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Здесь государственная регистрация выступает в качестве требования к осуществлению законной предпринимательской деятельности. Требование регистрации индивидуальных предпринимателей содержится в ст. 23 ГК РФ (ст. 24 ГК РТ)36.
Таким образом, государственная регистрация имеет конститутивное значение и является тем юридическим фактом, с момента, совершения которого организация считается созданной, приобретает права юридического лица, а гражданин - правовой статус предпринимателя.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что рассматриваемый правовой институт имеет две основные цели - возникновение правосубъектности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и легитимацию их деятельности.
В научной литературе указываются и иные цели государственной регистрации. Так, по мнению Н. В. Козловой, самостоятельной целью государственной регистрации является "защита интересов всех участников имущественного оборота путем констатации факта создания юридического лица"37.
В качестве конкретных задач института государственной регистрации также называют: недопущение в гражданский оборот порочных субъектов (заявленный правовой статус которых противоречит законодательству); устранение практики монополизации рынка; ведение открытого списка (реестра) зарегистрированных субъектов38.
Из указанного можно сделать вывод, что задачи правового института государственной регистрации весьма разнообразны и призваны обеспечить реализацию широкого круга интересов как частного, так и публичного характера. Выполнение указанных задач позволяет институту государственной регистрации выполнять следующие функции: легитимационную; контрольно-учетную; информационную; охранительную.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации невозможно. В случае нарушения этого правила, полученные доходы от таких деятельностейна основании решения суда конфискуется и направляется соответствующему бюджету39.
К сведению только за первое полугодие 2014 года выявлено свыше 3800 фактов осуществления предпринимательской деятельности физическими лицами без прохождения регистрации в налоговых органах.
2.2. Правовая основа государственной регистрации предпринимательской деятельности
Правовые основы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлены Федеральным законом от 8 августа 2000г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Законом РТ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 9 июля 2009 года)40.
Порядок государственной регистрации предприятий был установлен в ст. 34 и 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей была введена Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».
Эти нормативные акты предусматривали по существу одинаковый порядок государственной регистрации коллективных и индивидуальных хозяйствующих субъектов. В обобщенной форме правила регистрации были изложены в Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 148241.
В данном положении была установлена единая система регистрации предприятий, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций, которые для выполнения своих задач имеют право вести предпринимательскую деятельность. Суть этой системы сводилась к тому, что государственная регистрация должна проводиться по месту нахождения предприятия или месту жительства индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация проводилась органами местной администрации, причем в крупных городах были созданы специальные регистрационные палаты. Регистрирующие органы проверяют только законность создания предприятия, соблюдение установленных правил регистрации, но не решают вопросы целесообразности учреждения хозяйствующего субъекта, не могут отказать заявителю в регистрации по мотиву нецелесообразности создания предприятия. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» был принят 8 августа 2001 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г. Первоначально он урегулировал порядок регистрации только юридических лиц. Однако Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ1 в него были внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2004 г. он распространяется и на регистрацию индивидуальных предпринимателей. Соответственно, данный нормативный акт получил новое название: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации). Регистрация должна проводиться в разных реестрах: реестре юридических лиц и реестре индивидуальных предпринимателей.
Закон РФ о государственной регистрации по сравнению с одноимённым законом РТ не определяет, какой государственный орган проводит регистрацию. Этот вопрос, как и многие другие, решается на основе закона в постановлениях Правительства РФ. В Правилах ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4382, и Правилах ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630, и в других правительственных нормативных актах было предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, которое в связи с изменением системы государственных органов было в 2004 г. преобразовано в Федеральную налоговую службу42.
Закон о государственной регистрации предусматривает порядок регистрации не только создания (учреждения) юридических лиц, но и реорганизации, ликвидации и внесения изменений в данные государственного реестра. В ст. 5 Закона перечисляются сведения, которые должны содержаться в государственном реестре относительно каждого зарегистрированного субъекта. Согласно ст. 26 закона все ранее зарегистрированные юридические лица должны были в шестимесячный срок после вступления его в силу представить эти сведения в регистрирующий орган. При непредставлении сведений в указанный срок по заявлению регистрирующего органа суд может принять решение о ликвидации соответствующего юридического лица43.
Документы индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 г., подлежали передаче в регистрирующий орган до 1 января 2005 г. Запись о таком индивидуальном предпринимателе вносится регистрирующим органом в реестр индивидуальных предпринимателей. В случае непредставления заявления в указанный срок регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с 1 января 2005 года44.
Согласно ст. 8 Закона о государственной регистрации юридические лица регистрируются по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии — по месту нахождения другого органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности45. Регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства46.
В Законе о государственной регистрации указывается перечень документов, которые должны представляться в регистрирующий орган. Согласно п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не имеет права требовать представления других документов, кроме тех, которые указаны в этом перечне.
Введение в действие части первой ГК РФ и ГК РТ выявило необходимость принятия федерального закона, определяющего порядок государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ и ГК РТ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Об этом же гласит ст. 23 ГК РФ и ст. 24 ГК РФ, но касается уже – индивидуальных предпринимателей.
До недавнего времени (1 января 2004 года) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 07.12.1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».
Таким образом, можно было констатировать тот факт, что в России отсутствовала единая для всей страны система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их государственную регистрацию, отсутствовал федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.
Поэтому в целях упорядочения системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 23 июня 2003 года был принят Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», вступивший в силу с 1 января 2004 года.
Подытоживая этому вопросу можно сделать вывод о том, что правовые основы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в настоящее время установлены ГК РТ и РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Законом РТ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Постановлением Правительства РФ № 439 от 19 июня 2002 г. "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, а также Методическими разъяснениями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденными приказом ФНС РФ от 01.11.2004г.
2.3. Отказ от государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
Отказ в регистрации – это решение регистрирующего органа, которое принимается в отношении той или иной организации, подавшей свои документы на регистрацию или внесение изменений, и предоставленные сведения о которой были, расценены регистрирующим органом как недостоверные или не соответствующим образом оформленные. Отказ, в регистрации регистрирующий орган выдает заявителю на руки либо направляется по почте – на адрес заявителя. Как и решение о регистрации юридического лица, решение об отказе в регистрации выдается налоговой инспекцией в течение 5-ти рабочих дней с момента подачи документов в регистрирующий орган47.
Согласно действующему законодательству, и в частности, Закону о государственной регистрации отказ в регистрации допускается только в случаях установленных законом, но практика демонстрирует нам картину, несколько отличающуюся от теории.
Нужно отметить, что основанием для отказа в государственной регистрации установленные законом РТ о государственной регистрации от основания предусмотренные Законом РФ о государственной регистрации существенно отличается. Так приводим ниже для сравнения основания для отказа в государственной регистрации, как по законодательству РТ, так и по законодательству РФ.
В соответствии со ст. 34 Закона РТ о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию, вправе отказать в государственной регистрации в следующих случаях:
Информация о работе Государственная регистрация предпринимательской деятельности