Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:35, курсовая работа
Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.).
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ГЛАВА 1.
Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)………………………..
7
ГЛАВА 2.
Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………..
15
2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления…………………………..
19
2.2 Республиканский орган государственного управления…...
23
2.3 Местные органы государственного управления…………...
26
ГЛАВА 3.
Система органов государственного управления……………..
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 | |
|
|
|
ГЛАВА 1. | Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)……………………….. |
7 |
|
|
|
ГЛАВА 2. | Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………. |
15 |
| 2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления………………………….. |
19 |
| 2.2 Республиканский орган государственного управления…... | 23 |
| 2.3 Местные органы государственного управления…………... | 26 |
|
|
|
ГЛАВА 3. | Система органов государственного управления…………….. | 33 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 43 | |
|
| |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 46 |
ВВЕДЕНИЕ
Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако, Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную, подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы»…Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Ш. Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную [8].
Это же разделение государственной власти нашло свое отражение и в Конституции Республики Беларусь, так, согласно статьи 6 Конституции, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную [9].
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права.
Согласно статье 6 Конституции «Каждая из этих ветвей власти выполняет свои функции, при этом они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» [9].
Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов [1, с. 59].
Несмотря на все это, действующие законодательные акты не содержат четкого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть. А именно, в соответствии со статьей 106 Конституции Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления [9].
Часть 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» гласит, что местные исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти [17].
Действующая в настоящее время система республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, утверждена Указом Президента Республики Беларусь.
Кроме этого, следует принимать во внимание и тот факт, что только Конституцией Республики Беларусь 1994 года вместо термина «государственное управление» было введено в оборот понятие «исполнительная власть». При этом некоторые специалисты в области административного права до сих пор предпочитают использовать термин «государственное управление» и «орган государственного управления», когда ведут речь об исполнительной власти и ее органах.
Следовательно, можно говорить о том, что вопросы выработки общего понятия органа исполнительной власти, а также объяснения его сущности имеют важное как теоретическое, так и практическое значение. Это говорит о том, что данные вопросы остаются актуальными и до сих пор.
Предметом исследования данной курсовой работы является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в результате определения статуса органов государственного управления.
Объектом исследования выступают органы государственного управления (исполнительная власть), с их видами, основными признаками и системой.
Цель курсовой работы заключаются в определении административно-правового статуса органов государственного управления.
Исходя из цели, перед автором стоит ряд задач:
1. Раскрыть понятие органов государственного управления
2. Определить основные признаки исполнительной власти.
3. Выявить виды органов государственного управления и раскрыть особенности функционирования каждого из них.
4. Определить систему построения органов государственного управления и организационно-правовые основы их функционирования.
При выполнении работы использованы диалектический, системный, конкретно-исторический, функциональный - научного анализа и обобщения изучаемых процессов и другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы в развитии, выявить противоречия и предложить пути их разрешения, а также методы синтеза и анализа, научно-практические методы.
Поскольку целью данной работы является выявление особенностей правового регулирования, статуса органов исполнительной власти был изучен ряд литературных источников. Основными являются учебники по административному праву под редакцией таких авторов как, Василевич Г.А., Телятицкой Т.В., Тиковенко А.Г., Курак А.И., Крамника А.Н., Рябцева Л.М. и других, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса.
Однако поскольку написание курсовой работы невозможно без привлечения нормативных правовых актов, регулирующих положение рассматриваемых органов исполнительной власти, были изучены законодательные акты в исследуемой области, в частности, Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закон «О Президенте Республики Беларусь», Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» и ряд других.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ)
Понятие «орган» является частью более широкого понятия – «организация». Организация, означает совокупность людей, их определенный коллектив. Вместе с тем она предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам.
Орган есть конкретная разновидность организации. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Следовательно, под органом надо понимать ту ячейку организации, которая выступает по ее поручению. Каждый государственный орган выступают по поручению государства и в его интересах.
Вся разнообразная практическая деятельность государства осуществляется его многочисленными органами, составляющими в своей совокупности государственный аппарат.
Орган государственного управления – это часть государственного аппарата. Он решает задачи и выполняет основные функции, присущие нашему государству, наделен государственно-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов [23 ,с. 28].
Государственные органы обладают различной компетенцией. С юридической точки зрения главным в ней являются властные полномочия. Тот или иной объем деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, которые данный орган правомочен разрешать, называется компетенцией органа.
Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре. Внутреннее построение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены. Задачи, компетенция и структура органа государства получают юридическое закрепление в правовых актах, прежде всего, в законах и положениях.
Таким образом, государственный орган представляет собой:
- часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;
- организационную ячейку людей, объединенных общей целью, непосредственно осуществляющую государственную власть в обществе;
- организацию, осуществляющую определенными методами задачи и основные функции государства;
- организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, представленных ей государством на данном участке, то есть имеющую свой территориальный масштаб деятельности [23, с. 29].
Действующее законодательство не содержит четкого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть, в отличие от законодательной и судебной власти. Так, в статье 90 Конституции записано, что законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. В соответствии со статьей 109 Конституции «судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам» [9].
Из статьи 106 Конституции следует, что единственным органом, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь, является Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Между тем, в части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» говорится о том, что местные исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти.
Виды других государственных органов, входящих в эту систему, не определены. Можно предположить, что и Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возглавляет систему исполнительной власти, а также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления [10, с. 243].
По-разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера» [12, с.20].
Другие авторы считают, что государственный орган - «это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного арата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции [2, с. 61].