Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3



ГЛАВА 1.
Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)………………………..

7



ГЛАВА 2.
Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………..

15

2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления…………………………..

19

2.2 Республиканский орган государственного управления…...
23

2.3 Местные органы государственного управления…………...
26



ГЛАВА 3.
Система органов государственного управления……………..
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное управление.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ)

 

Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т. е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В науке управления и административном праве эта категория применяется давно.

Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции [7].

При построении системы органов государственного управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи:

1) сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;

2) охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;

3) обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;

4) обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера;

5) четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти) [6, с. 68].

Система государственного управления состоит из множества взаимосвязанных структурных элементов. Каждый элемент вы­полняет свою часть общей работы (функций), а все вместе дости­гают общих целей [10, с.252].

Система государственного управления представляет собой целостное явление, совокупность органов, однородных по своим задачам. В.Г. Афанасьев под системой понимает «организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняю­щих определенные функции, в котором все части служат целому, но каждая из них особенному» [4, с. 21].

Система органов государственного управления строится в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе выделяются вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между ее элементами.

Органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление) образуют две системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов [11, с. 254].

Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Аппарат Президента Республики Беларусь:

а) Администрация Президента Республики Беларусь;

б) Управление делами Президента Республики Беларусь;

в) Совет Безопасности Республики Беларусь;

г) Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

3)Национальный банк Республики Беларусь;

4)Совет Министров Республики Беларусь:

а) Президиум Совета Министров Республики Беларусь;

б) Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;

5) министерства Республики Беларусь;

6) государственные комитеты Республики Беларусь;

7) комитеты при Совете Министров Республики Беларусь;

8) Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь;

9) Национальная академия наук Беларуси;

10) государственные организации (администрация государственных организаций), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь

11) органы исполнительной власти на местном уровне:

а) органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);

б) органы государственного управления на местах;

12) администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.

Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное (внутриорганизационное) управление:

1) генеральный прокурор Республики Беларусь, областные прокуроры, районные прокуроры;

2) председатели судов;

3) аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь.

Главным признаком, служащим основанием для объединения последних в одну систему, является то, что все они осуществляют внутриорганизационное государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы входит в свою специфическую систему (в систему органов прокуратуры, в судебную систему и т.д.) [14, с. 117].

Деятельность каждого из этих звеньев регламентируется многими нормативными правовыми актами, в частности Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др.

Органы государственного управления образуются на основании соответствующих принципов, на которые необходимо опираться при создании органов исполнительной власти. Только при соблюдении этого условия можно достичь стройности, единства, слаженности в самом механизме государственного управления, а также более успешной, продуктивной работы этих органов.

Принципы построения (образования) органов государствен­ного управления относятся к специальному виду, в который вхо­дят и принципы деятельности аппарата управления.

Специальные принципы тесно связаны с основными принци­пами государственного управления (административного права). Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер государственного управления и превалиру­ют над специальными. Последние соответствуют основным принципам и являются как бы логическим их развитием и про­должением.

Основные принципы не могут в достаточной мере отразить организацию (построение) государственных органов, системы ме­ханизма государственного управления. Для этой цели существу­ют специальные принципы [10, с. 258].

Принципами построения органов государственного управле­ния в первую очередь являются отраслевой, линейный, функцио­нальный, территориальный.

Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные принципы предполагают разные взаимоотношения структурных звеньев. Подобные начала — основа для образования органа, они определяют его задачи и функции.

Принципы построения аппарата государственного управле­ния получили определенное нормативное закрепление в Консти­туции (ст.ст. 106, 108, 122) [9], Законе «О Совете Министров Рес­публики Беларусь» (ст.ст. 1, 12) [18], Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» (ст.ст. 1, 4, 9) и дру­гих нормативных правовых актах Республики Беларусь [17].

Отраслевой принцип построения аппарата управления используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хозяйственной, соци­ально-культурной или административно-политической деятель­ностью. Этот орган осуществляет управление ими, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведом­ственных организаций (объектов). При таком построении аппара­та существуют нижестоящие и вышестоящие органы. Одинако­вые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестояще­му органу по всем вопросам [10, с. 260].

Построение государственного управления по отраслевому принципу подобно (тождественно) линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчи­ненных, но подчиненный имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчиненными могут быть организации, орга­ны управления. Например, все школы в районе находятся в ведении отдела образования райисполкома (местной администрации — в го­родах с районным делением). Отделы образования райисполкомов подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а последние — Министерству образования, т.е. имеет место линейная (отраслевая) организация государственного управления [10, с. 260].

Функциональный принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Таким образом, имеет место специализация в работе (управлении), выполнение работы определенного вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый – только в части реализуемой им функции. Родоначальником функционализма называют американского ученого Ф. Тейлора. Основным достоинством функциональной организации является глубокая специализация в управлении. Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам независимо от иерархической административной подчиненности и уровневой значимости. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосударственного характера. Функциональный принцип способствует, кроме того, координации деятельности многих органов, организаций для единообразного решения определенных вопросов [6, с. 263].

Отраслевой, функциональный и территориальный принципы построения аппарата управления предполагают образование в каждом конкретном случае органов, которые бы осуществляли строго определенную деятельность отраслевого, функционально­го или территориального порядка.

Указанные принципы в чистом виде самостоятельно и незави­симо друг от друга не применяются. Они взаимодействуют, допол­няя и обогащая друг друга. Такой процесс создает различные соче­тания отраслевого, функционального и территориального принципов. Однако во всех случаях при образовании органа государственного управления один из этих принципов является основным, определяю­щим сущность этого органа, другие — вспомогательными, дополня­ющими основной. По этой причине любой орган интегрирует в себе все принципы построения аппарата управления. Так, орган отрасле­вого управления одновременно является и территориальным, поскольку его деятельность (полномочия) распространяется на однородные органы, находящиеся на соответствующей террито­рии — района, города, области и т.д. По существу, в каждом отрас­левом органе присутствует и функциональный принцип. Во-первых, в построении внутренней структуры применяется ограниченный функционализм; во-вторых, он проявляется нередко и во внешней деятельности как полный функционализм. Например, в органах образования, культуры, здравоохранения, внутренних дел присут­ствуют функции надведомственного характера [10, с. 263].

Если говорить об организационной структуре органов государственного управления, то она имеет значительное воздействие на эффективность осуществ­ления государственного управления. Она влияет на рациональ­ность связей внутри системы органов управления и действенное решение каждым органом своих задач [10, с.268].

Под организационной структурой органов государственного управления понимается внутреннее строение системы управле­ния и самого органа.

Внутреннее строение системы управления состоит из органи­зационных частей, звеньев — органов, управлений, каждое из ко­торых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь ниже- или вышестоя­щим по отношению к другому.

Организационную структуру органов государ­ственного управления следует рассматривать в двух аспектах: как организационную структуру систем управления — строение систе­мы и как внутреннее строение самого органа.

Организационная структура систем(ы) управления выражает звенностъ, субординацию той или иной системы управления, нали­чие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчинен­ных. Рассматриваемая организационная структура выражает форму связи органов, находящихся на более высокой ступени, с органами, организациями более низкого уровня. Связь может быть непосред­ственной или опосредованной. Непосредственная связь существует там, где за одним органом следует другой, т.е. вышестоящий орган прямо может воздействовать на нижестоящий без всяких промежуточных звеньев. При опосредованной связи между органами существует одно или несколько структурных образований.

Информация о работе Государственное управление