Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3



ГЛАВА 1.
Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)………………………..

7



ГЛАВА 2.
Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………..

15

2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления…………………………..

19

2.2 Республиканский орган государственного управления…...
23

2.3 Местные органы государственного управления…………...
26



ГЛАВА 3.
Система органов государственного управления……………..
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное управление.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

По отношению к другим организациям органы государствен­ного управления можно разделить на органы внутреннего, внеш­него и смешанного действия.

К первому виду относятся преимущественно органы отрасле­вого характера. Они в основном действуют внутри отрасли, управ­ляют подчиненными им и входящими в отрасль органами, учреж­дениями, предприятиями. Органами внутреннего действия явля­ются некоторые структурные подразделения (отделы, управления) местных исполнительных комитетов (например, юридическая служба, Аппа­рат Совета Министров). Таких органов в настоящее время сущест­вует немного по сравнению с органами внешнего действия.

Органами внешнего действия являются органы, которые распространяют свои полномочия за пределы отрасли, не явля­ются отраслевыми. К ним относятся: Совет Министров; Комитет государственного контроля; Совет Безопасности и др.

Органами смешанного действия (внутренне-внешнего) явля­ются Администрация Президента, Управление делами Президен­та. Они в немалой степени обеспечивают деятельность Президен­та Республики Беларусь. Полномочия внешнего характера у них незначительны [10, с. 275].

В зависимости от объема компетенции органы государственного управления делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной компетенции. Органы общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или, по крайней мере, многими отраслями управления. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполнительные комитеты, а также местные администрации. Органы государственного управления отраслевой компетенции участвуют в осуществлении руководства определенной, порученной им отраслью. К ним следует относить министерства, отделы и управления местных исполнительных комитетов. Органы управления специальной компетенции осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или для многих отраслей. Это различные комитеты и управления, в компетенцию которых входят координирование деятельности министерств, исполкомов и других органов по тем или иным вопросам [23, с. 31].

По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые Президентом Республики Беларусь (Совет Безопасности, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, Совет Министров и др.), Советом министров (утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами законодательства), республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами [10, с. 275].

В зависимости от характера компетенции органы управления делятся на органы управления хозяйственным комплексом, органы управления социально-культурным строительством, органы управления в области административно-политической деятельности государства.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления подразделяются на органы коллегиального и единоначального управления [23, с.31].

И, наконец, по источнику финансирования органы государственного управления  делятся на госбюджетные и хозрасчетные. Первые финансируются из средств государственного бюджета, вторые содержатся за счет отчислений от прибыли предприятий, входящих в их состав (управления объединений, концернов), или за счет предприятия, организации, управленческим звеном которой он является (администрация) [10, с. 278].

 

 

 

 

 

 

2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления

 

Совет Министров, или Правительство Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. Такая конституционная формулировка определяет две основные черты Правительства.

Во-первых, статус Совета Министров в системе исполнительной власти.

Во-вторых, место Совета Министров в системе органов государственного управления [22].

Совет Министров Республики Беларусь – является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти. Организация и деятельность Правительства определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» [18].

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами [1, с. 72].

Форма правления часто предопределяет порядок образования и деятельности Правительства. В президентских республиках оно менее самостоятельно, иногда не представляет собой коллегиальный орган с властными полномочиями. В государствах парламентской формы правления Правительство является коллегиальным органом, олицетворяющим исполнительную власть. Такое Правительство несет ответственность перед Парламентом, обычно формирующим Правительство, за состоянием дел в государстве и обществе. Поэтому в этом случае ему важно пользоваться доверием большинства членов Парламента. Отношения между Правительством, Парламентом и судами в Республике Беларусь более определенные [20].

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь:

- регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

- определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики нашего государства и принимает меры по их реализации;

- принимает меры по обеспечения прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует  обеспечению их подготовки и повышению квалификации;

- принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами [1, с. 73].

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ [18].

Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» подробно регулируются полномочия Правительства в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республики Беларусь; в сфере внешней политики и международных отношений; в области кадровой политики [6, с.75].

Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Если Палата представителей дважды отказывает в даче такого согласия, то Президент в траве назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы [11, с. 345].

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь - Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. [7].

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства.

На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

1. вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирование и использование государственных внебюджетных фондов;

2. проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

3. основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь [1, с. 77].

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что исполнительную власть в нашем государстве осуществляет Совет Министров – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Состав Правительства четко прописан в законодательстве, как и круг полномочий.

Полномочия Совета Министров условно можно разделить на три группы. В состав первой войдут конституционные полномочия, предусмотренные, в основном, статьей 107 Конституции Республики Беларусь. Следующая группа полномочий достаточно обширная, ее основу составляет Закон «О Совете Министров Республики Беларусь». Кроме данного нормативного правового акта  полномочия Правительства в различных сферах деятельности определяются рядом других законов и кодексов. И, наконец, последняя группа полномочий, это полномочия, возложенные на Совет Министров актами Президента Республики Беларусь.

Следует отметить, что Совет Министров прекращает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, из чего можно сделать вывод, что срок полномочий Правительства равен сроку полномочий Президента.

Кроме этого, остается немаловажными вопросы компетенции Совета Министров, т.к. они тесно связаны с его местом в системе государственной власти и его правовым статусом.

Для реализации полномочий Совета Министров важную роль играет эффективная организация его работы. Его деятельность осуществляется в трех основных организационных формах: заседания Правительства, заседания Президиума Правительства и проведение различных совещаний у Премьер-министра и его заместителей.

 

 

2.2. Республиканские органы государственного управления

 

Основными республиканскими органами управления, выполняющими задачи общегосударственного руководства и действующими на территории всей республики, являются министерства, государственные комитеты, государственные организации, подчиненные Совету Министров, и иные специальные органы (департаменты, главные управления, управления, инспекции, комиссии, советы и другие).

Все республиканские органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными).

Кроме этого, данные органы действуют на основании законов, актов Президента и Совета Министров. Правовой основой их деятельности служат также специальные положения [1, с. 79].

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Комитете государственной безопасности, Государственном таможенном комитете, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Государственном пограничном комитете, Государственном военно-промышленном комитете – утверждаются Президентом Республики Беларусь. Что касается положений об иных министерствах, государственных комитетах, то они утверждаются Советом Министров Республики Беларусь [16].

В Республике Беларусь свою деятельность осуществляют следующие министерства: Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции [21].

Информация о работе Государственное управление