Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:35, курсовая работа
Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.).
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ГЛАВА 1.
Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)………………………..
7
ГЛАВА 2.
Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………..
15
2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления…………………………..
19
2.2 Республиканский орган государственного управления…...
23
2.3 Местные органы государственного управления…………...
26
ГЛАВА 3.
Система органов государственного управления……………..
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46
Также, к примеру, в московском юридическом энциклопедическом словаре орган государства определяется как организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Органом государства может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц [5, с.265].
Применительно же к Республике Беларусь определение государственного органа получило законодательную основу. Так, в соответствии с Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный орган - это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Также в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [15].
Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, следует руководствоваться положениями Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».
Главный юридический признак любого государственного органа - это наличие государственно-властных полномочий.
В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. Необходимо учитывать, что определенной частью исполнительной власти обладают и иные государственные органы, например, прокуратура в лице прокуроров, суды в лице их председателей и т.д. Однако они не являются органами исполнительной власти, поскольку их главное предназначение заключается в осуществлении прокурорского надзора и правосудия, а не реализации государственного управления [9].
Не являются государственными органами государственные организации в лице государственных предприятий, учреждений и иных коллективов людей. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения в ходе реализации управленческих функций является органом внутреннего управления (самоуправления) и к органам исполнительной власти не относится [2, с. 64].
Следовательно, можно говорить о том, что органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присуши основные черты, свойственные всем другим государственным органам. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти. Наличие такого аппарата является одной из составляющих государства. Органы государственного управления одновременно обладают также специфическими свойствами, обособляющими их в отдельную систему органов [10, с. 244].
Для органа государственного управления характерны следующие черты:
1) орган государственного управления — это, в первую очередь, государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определенным образом организованный и юридически оформленный;
2) основной целью, предназначением такого коллектива служащих является осуществление задач и функций государства;
3) указанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида государственной деятельности — государственного управления;
4) он наделен государственной властью, которая закрепляется во властных полномочиях;
5) каждый орган имеет масштаб деятельности;
6) каждый орган имеет внутреннюю структуру;
7) орган государственного управления обладает определенной
самостоятельностью;
8) орган государственного управления соответствующим образом учреждается [10, с. 243].
Первый признак позволяет отличать органы государства, в том числе и органы государственного управления, от негосударственных организаций и подчеркивает, что органы — это коллективы, граждане, точнее, государственные служащие. Любой государственный орган образуется путем издания юридически значимого правового акта и действует от имени государства. Общественные, кооперативные и частные организации оформляются волей их членов, действуют от их имени.
Государственными организациями являются также государственные предприятия, учреждения и иные коллективы людей, не являющиеся государственными органами [10, с. 244].
Наряду с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют специфические признаки:
1) осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление;
2) представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;
3) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;
4) осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах [2, с. 62].
Другие авторы предполагают, что органы государственного управления могут обладать и рядом определенных специальных свойств, а именно:
Во-первых, основным и наиболее важным специальным свойством
органов государственного управления является то, что они специально предназначены для осуществления государственного управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти).
Во-вторых, органы государственного управления самые многочисленные по сравнению с иными государственными органами и имеют наиболее разветвленную структуру. В одной административной
территориальной единице (районе, городе, области) их может
быть несколько десятков, в то же время — один орган прокуратуры, один-два судебных органа.
В-третьих, органы государственного управления образуются с учетом
особых принципов — отраслевого, функционального, линейного,
которые не могут применяться при образовании органов прокуратуры и судебных органов, не говоря уже о законодательном органе.
И, наконец, последнее, в построении систем органов государственного управления наиболее выражена иерархическая организация:
а) вертикальная;
б) горизонтальная;
в) смешанная горизонтально вертикальная [10, с. 249].
Вертикальная организация имеет место там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру (к примеру, налоговые органы).
Горизонтальная организация существует в том случае, когда органы, находящиеся в административно-
И наконец, смешанные организации, данные организации наиболее распространены, в них входят органы, находящиеся в так называемом двойном подчинении, т.е. по горизонтали и по вертикали. К ним относятся органы культуры, по труду и социальной защите, по делам молодежи, внутренних дел, образования, торговли, сферы обслуживания и др. Все названные органы находятся в подчинении местных исполкомов, структурными единицами которых являются, а также аналогичных вышестоящих органов, включая соответствующие органы в центре [10, с.249].
Совокупность названных выше свойств позволяет получить общее представление об органе государственного управления.
Таким образом, под органом исполнительной власти (государственного управления) следует понимать организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества [3, с. 40].
Органам исполнительной власти присущи основные черты, признаки, свойственные органам государственной власти.
Итак, основные признаки органа исполнительной власти:
- данные органы обладают государственно-властными полномочиями;
- орган исполнительной власти является частью государственного аппарата;
- осуществляют от имени государства его задач и функций;
- орган исполнительной власти является политической организацией;
- органы государственного управления имеют определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;
- и наконец, данные органы несут ответственность перед государством за свою деятельность.
К признакам государственного органа относится и его ответственность перед другими государственными органами за свою деятельность.
Наряду с общими, органы государственного управления (исполнительная власть) имеют специальные признаки:
- осуществляют специфическую государственную деятельность – государственное управление;
- данные органы представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;
- органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного и юрисдикционного характера;
- органы государственного управления осуществляют общее, повседневное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах.
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ)
Органы государственного управления разнообразны, что обусловлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции и другое. Разделение органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.
Классификация может быть различной в зависимости от положенного в основу критерия деления. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, источник финансирования [10, с. 273].
В зависимости от территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные (общегосударственные) и местные. Все они разные по своим качествам, по имеют общий признак — территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распространяются на всю территорию республики. В юридической литературе рассматриваемую группу органов обычно называют иначе — центральными, поскольку они действуют из центра, находятся на самой высокой ступени в иерархии, или республиканскими, поскольку действуют в пределах республики. К ним следует относить – аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и комитеты, администрации государственных объединений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь [10, с.274].
Местные органы государственного управления охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно-
В части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определено, что органами местного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней. Их масштаб деятельности строго ограничен соответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории района в городе с районным делением [17].
К рассматриваемым органам относятся также отделы и управления местных исполнительных комитетов (местных администраций). Их деятельность ограничена территорией района, города или области [10, с. 274].
В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы государственного управления делятся на вышестоящие и нижестоящие. Каждый орган осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но, в то же время, они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами [23, с. 30].