Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3



ГЛАВА 1.
Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)………………………..

7



ГЛАВА 2.
Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………..

15

2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления…………………………..

19

2.2 Республиканский орган государственного управления…...
23

2.3 Местные органы государственного управления…………...
26



ГЛАВА 3.
Система органов государственного управления……………..
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное управление.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Также, к примеру, в московском юридическом энциклопедическом словаре орган государства определяется как организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Органом государства может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц [5, с.265].

Применительно же к Республике Беларусь определение государственного органа получило законодательную основу. Так, в соответствии с Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный орган - это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Также в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [15].

Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, следует руководствоваться положениями Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».

Главный юридический признак любого государственного органа - это наличие государственно-властных полномочий.

В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. Необходимо учитывать, что определенной частью исполнительной власти обладают и иные государственные органы, например, прокуратура в лице прокуроров, суды в лице их председателей и т.д. Однако они не являются органами исполнительной власти, поскольку их главное предназначение заключается в осуществлении прокурорского надзора и правосудия, а не реализации государственного управления [9].

Не являются государственными органами государственные организации в лице государственных предприятий, учреждений и иных коллективов людей. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения в ходе реализации управленческих функций является органом внутреннего управления (самоуправления) и к органам исполнительной власти не относится [2, с. 64].

Следовательно, можно говорить о том, что органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присуши основные черты, свойственные всем другим государственным органам. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти. Наличие такого аппарата является одной из составляющих государства. Органы государственного управления одновременно обладают также специфическими свойствами, обособляющими их в отдельную систему органов [10, с. 244].

Для органа государственного управления характерны следую­щие черты:

1) орган государственного управления — это, в первую оче­редь, государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определенным образом организованный и юридически оформленный;

2) основной целью, предназначением такого коллектива слу­жащих является осуществление задач и функций государства;

3) указанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида государственной деятельности — государственного управления;

4) он наделен государственной властью, которая закрепляет­ся во властных полномочиях;

5) каждый орган имеет масштаб деятельности;

6) каждый орган имеет внутреннюю структуру;

7) орган государственного управления обладает определенной
самостоятельностью;

8) орган государственного управления соответствующим об­разом учреждается [10, с. 243].

Первый признак позволяет отличать органы государства, в том числе и органы государственного управления, от негосудар­ственных организаций и подчеркивает, что органы — это коллек­тивы, граждане, точнее, государственные служащие. Любой госу­дарственный орган образуется путем издания юридически значимого правового акта и действует от имени государства. Общественные, кооперативные и частные организации оформля­ются волей их членов, действуют от их имени.

Государственными организациями являются также государ­ственные предприятия, учреждения и иные коллективы людей, не являющиеся государственными органами [10, с. 244].

Наряду с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют специфические признаки:

1) осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление;

2) представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;

3) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;

4) осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах [2, с. 62].

Другие авторы предполагают, что органы государственного управления могут обладать и рядом определенных специальных свойств, а именно:

Во-первых, основным  и  наиболее важным  специальным  свойством
органов государственного управления является то, что они спе­циально   предназначены   для   осуществления   государственного управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельнос­ти (исполнительной власти).

Во-вторых, органы государственного управления самые многочисленные по сравнению с иными государственными органами и имеют наиболее разветвленную структуру. В одной административной
территориальной единице (районе,  городе, области)  их может
быть несколько десятков, в то же время — один орган прокурату­ры, один-два судебных органа.

В-третьих, органы государственного управления образуются с учетом
особых принципов — отраслевого, функционального, линейного,
которые не могут применяться при образовании органов прокура­туры и судебных органов, не говоря уже о законодательном органе.

И, наконец, последнее, в построении систем органов государственного управления наиболее выражена иерархическая организация:

а) вертикальная;

б) горизонтальная;

в) смешанная горизонтально вертикальная [10, с. 249].

Вертикальная организация имеет место там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру (к примеру, налоговые органы).

Горизонтальная организация существует в том случае, когда органы, находящиеся в административно-территориальной единице, подчиняются только соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. К ним можно отнести, юридическую службу исполнительных комитетов, отделы кадровой и организаторской работы.

И наконец, смешанные организации, данные организации наиболее распространены, в них входят органы, находящиеся в так называе­мом двойном подчинении, т.е. по горизонтали и по вертикали. К ним относятся органы культуры, по труду и социальной защи­те, по делам молодежи, внутренних дел, образования, торговли, сферы обслуживания и др. Все названные органы находятся в подчинении местных исполкомов, структурными единицами ко­торых являются, а также аналогичных вышестоящих органов, включая соответствующие органы в центре [10, с.249].

Совокупность названных выше свойств позволяет получить общее представление об органе государственного управления.

Таким образом, под органом исполнительной власти (государственного управления) следует понимать организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества [3, с. 40].

Органам исполнительной власти присущи основные черты, признаки, свойственные органам государственной власти.

Итак, основные признаки органа исполнительной власти:

- данные органы обладают государственно-властными полномочиями;

- орган исполнительной власти является частью государственного аппарата;

- осуществляют от имени государства его задач и функций;

- орган исполнительной власти является политической организацией;

- органы государственного управления имеют определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

- и наконец, данные органы несут ответственность перед государством за свою деятельность.

К признакам государственного органа относится и его ответственность перед другими государственными органами за свою деятельность.

Наряду с общими, органы государственного управления (исполнительная власть) имеют специальные признаки:

- осуществляют специфическую государственную деятельность – государственное управление;

- данные органы представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;

- органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного и юрисдикционного характера;

- органы государственного управления осуществляют общее, повседневное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах.

 

 

ГЛАВА 2 ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ)

 

Органы государственного управления разнообразны, что обусловлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб дея­тельности, порядок образования, характер компетенции и другое. Разде­ление органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.

Классификация может быть различной в зависимости от по­ложенного в основу критерия деления. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, по­рядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, источник финансирования [10, с. 273].

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные (общегосударственные) и местные. Все они разные по своим качествам, по имеют общий признак — территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распрост­раняются на всю территорию республики. В юридической лите­ратуре рассматриваемую группу органов обычно называют ина­че — центральными, поскольку они действуют из центра, находятся на самой высокой ступени в иерархии, или республиканскими, поскольку действуют в пределах республики. К ним следует относить – аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и комитеты, администрации государственных объединений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь [10, с.274].

Местные органы государственного управления охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно-территориальных единиц: область, район, город, поселок и так далее. К ним относят местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских органов на местах [23, с. 29].

В части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» определено, что органами мест­ного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчине­ния), базового (городские (городов областного подчинения), рай­онные), областного уровней. Их масштаб деятельности строго ограничен соответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории района в городе с районным делением [17].

К рассматриваемым органам относятся также отделы и управ­ления местных исполнительных комитетов (местных администра­ций). Их деятельность ограничена территорией района, города или области [10, с. 274].

В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы государственного управления делятся на вышестоящие и нижестоящие. Каждый орган осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но, в то же время, они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами [23, с. 30].

Информация о работе Государственное управление