Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать основы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- уточнить понятие и принципы государственной службы в РФ;
- изучить виды государственной службы;
-  рассмотреть правовой статус государственного служащего, его права, обязанность и ответственность.
Введение
В настоящее время особое 
внимание уделяется развитию законодательства 
о государственной службе, как 
на федеральном, так и на региональном 
уровнях. Это обусловлено, прежде всего, 
теми изменениями, которые произошли 
и происходят в нашем обществе 
и государстве. В декабре 1993 года 
была принята новая Конституция 
- основной закон страны. Кардинально 
изменилась структура, функции органов 
государственной власти. Проводимые 
реформы привели к изменению 
роли и самого государственного аппарата 
и государственных служащих. Встала 
необходимость повышения 
31июля 1995 года был принят Федеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который является основополагающим федеральным актом в правовой базе, регламентирующей сферу государственно-служебных отношений. Федеральными законами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.2000 № 135-ФЗ в него были внесены изменения.
Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России возможно при укомплектовании кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации.
Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы.
Именно государство 
К вопросам, связанным с темой исследования, обращались такие ученые, как Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковец, Д.М. Овсянко, А.В. Куракин, Е.А. Котельникова, М.Ю. Тихомиров и другие.
Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать основы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- уточнить понятие и 
принципы государственной 
- изучить виды государственной службы;
-  рассмотреть правовой 
статус государственного 
В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
 
1. Административно-правовые основы государственной службы
Законодательство о 
Основные источники этого законодательства перечислены в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является одним из главных ее источников. Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о госслужбе является двухуровневой. Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т.п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.
В Конституции РФ нет конкретного регламента государственной службы, но есть целый ряд положений, закладывающих ее основы.
Верховенство Конституции 
РФ и федеральных законов на всей 
территории Российской Федерации (ст. 
4 ч. 2). Это положение связано с 
федеративной природой государства 
и означает, что федеральная Конституция 
и федеральные законы в силу их 
верховенства на всей территории Российской 
Федерации не нуждаются в подтверждении 
в какой-либо форме субъектами Федерации; 
на всей территории государства они 
действуют прямо и 
Единство системы 
Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10) разъясняет о независимо друг от друга развивающихся властях, об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и правосудие.
Иными словами, в отечественной 
конституционной практике понятие 
разделения властей равнозначно 
понятию организационного обособления 
властей. Законодательную власть в 
Российской Федерации осуществляет 
Федеральное Собрание – парламент 
Российской Федерации, исполнительную 
– Правительство Российской Федерации, 
судебную – суды Российской Федерации. 
При этом согласно 10 статье государственная 
власть едина, но функции ее – законодательство, 
управление и правосудие – осуществляются 
различными органами, каждый из которых 
может выполнять, и в практике 
российского конституционализма и 
конституционной практике иных государств 
действительно выполняет 
Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций имеют право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Нормативным основанием для 
определения системы 
1.1 Понятие государственной службы
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г.
В определении понятия 
государственной службы в качестве 
ведущего признака выделяется профессиональная 
деятельность. Под профессиональной 
деятельностью понимается деятельность, 
осуществляемая на основе специальных 
навыков и знаний. Государственная 
служба как вид профессиональной 
деятельности означает непрерывное, преемственное 
и компетентное обеспечение полномочий 
государственных органов 
Служба в государственных 
органах, государственных и общественных 
организациях является одним из видов 
социальной деятельности людей. Служба 
государству неразрывно связана 
с самим государством, его ролью 
в жизни общества. Это одна из 
сторон деятельности государства по 
организации и правовому 
Структурообразующим элементом 
органов государственной власти 
является государственная должность, 
которая образуется во всех ветвях 
государственной власти. Эта организационно-правовая 
категория является важнейшей формой 
специализации государственного служащего 
и присуща только ему. В ФЗ «Об 
основах государственной службы 
в РФ» дано понятие государственной 
должности в современном ее значении. 
Государственной называется только 
должность в федеральных 
В целях обеспечения реализации 
законодательства РФ о государственной 
службе рядом указов Президента утверждены 
перечни государственных 
К категория «Б» принадлежат должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые в свою очередь устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента РФ – (высшая должность)
К категории «В» принадлежат должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Например, государственные должности, учреждаемые для обеспечения деятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первый заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - генеральный директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - главный бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.
Итак, государственная служба 
осуществляется на государственных 
должностях. Поэтому должность необходимый 
элемент государственной 
Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
1.2 Виды государственной службы и ее принципы
Закон «Об основах государственной 
службы» (п.2 ст.4) предполагает возможность 
установления особенностей государственной 
службы в отдельных государственных 
органах федеральными законами. Для 
административно-политической сферы 
это положение является крайне важным, 
ибо и сама специфика данной сферы 
и особенности ее отдельных органов 
предполагают существенные различия в 
протекающей в них 
В статье 5 Закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.
Информация о работе Гражданская служба: понятие, признаки, виды