Гражданская служба: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать основы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- уточнить понятие и принципы государственной службы в РФ;
- изучить виды государственной службы;
- рассмотреть правовой статус государственного служащего, его права, обязанность и ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе, как  на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли  и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально  изменилась структура, функции органов  государственной власти. Проводимые реформы привели к изменению  роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности  функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных  служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

31июля 1995 года был принят  Федеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который является основополагающим федеральным актом в правовой базе, регламентирующей сферу государственно-служебных отношений. Федеральными законами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.2000 № 135-ФЗ в него были внесены изменения.

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России возможно при укомплектовании кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации.

Отсутствие единой научной  концепции государственного управления обществом в переходный период существенно  затруднило развитие российской государственности  на новых правовых принципах и  формирование государственной службы.

Именно государство посредством  законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов людей  возможную целенаправленность, согласованность  и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой - общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовое урегулирование общественных связей, соблюдение законов.

К вопросам, связанным с  темой исследования, обращались такие  ученые, как  Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковец, Д.М. Овсянко, А.В. Куракин, Е.А. Котельникова, М.Ю. Тихомиров и другие.

Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать  основы государственной службы в  Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие  задачи:

- уточнить понятие и  принципы государственной службы  в РФ;

- изучить виды государственной  службы;

-  рассмотреть правовой  статус государственного служащего,  его права, обязанность и ответственность.

В качестве общенаучных методов  исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

 

1. Административно-правовые основы государственной службы

 

Законодательство о государственной  службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих — условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Основные источники этого  законодательства перечислены в  Федеральном законе "Об основах  государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является одним из главных ее источников. Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о госслужбе является двухуровневой. Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т.п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.

В Конституции РФ нет конкретного  регламента государственной службы, но есть целый ряд положений, закладывающих ее основы.

Верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 2). Это положение связано с  федеративной природой государства  и означает, что федеральная Конституция  и федеральные законы в силу их верховенства на всей территории Российской Федерации не нуждаются в подтверждении  в какой-либо форме субъектами Федерации; на всей территории государства они  действуют прямо и непосредственно.

Единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3) распространяется на всю ее территорию, обеспечивает тесное функционирование всего государственного механизма разных уровней.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10) разъясняет о независимо друг от друга  развивающихся властях, об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых  сохраняется и конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и правосудие.

Иными словами, в отечественной  конституционной практике понятие  разделения властей равнозначно  понятию организационного обособления  властей. Законодательную власть в  Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание – парламент  Российской Федерации, исполнительную – Правительство Российской Федерации, судебную – суды Российской Федерации. При этом согласно 10 статье государственная  власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами, каждый из которых  может выполнять, и в практике российского конституционализма и  конституционной практике иных государств действительно выполняет отдельные  полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей  входящие в компетенцию этих органов.

Равный доступ граждан  к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение соответствует  ст. 25 Международного пакта о гражданских  и политических правах, согласно которой  граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций  имеют право и возможность  допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной  службе.

Нормативным основанием для  определения системы исполнительной власти в структурном плане является Конституция РФ. Статья 5 ее говорит  о «единстве системы государственной  власти». Из конкретных органов исполнительной власти Основной Закон выделяет Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме — как федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77,112).

 

1.1 Понятие государственной  службы

 

Государственная служба –  это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах  государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г.

В определении понятия  государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных  навыков и знаний. Государственная  служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное  и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Служба в государственных  органах, государственных и общественных организациях является одним из видов  социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана  с самим государством, его ролью  в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию  личного состава государственных  органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего  – служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства  в государственных предприятиях. Закон “Об основах государственной  службы в Российской Федерации” рассматривает  государственную службу в более  узком смысле, как деятельность тех  служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных  органов. Такое определение государственной  службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.

Структурообразующим элементом  органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего  и присуща только ему. В ФЗ «Об  основах государственной службы в РФ» дано понятие государственной  должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Федерации, а также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным  кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий данного  государственного органа, денежным содержанием  и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Например, к таким  органам относятся: Центральный  банк России, Совет Безопасности, Администрация  Президента и его полномочные  представители, дипломатические представители  РФ в иностранных государствах и  международных организациях, Счетная  палата и др.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной  службе рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей (категории «Б» и «В»), которые  считаются соответствующими разделами  Реестра государственных должностей. Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие  и младшие.

К категория «Б» принадлежат  должности, учреждаемые в установленном  законодательством РФ порядке для  непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые  в свою очередь устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента РФ – (высшая должность)

К категории «В» принадлежат  должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения  их полномочий. Например, государственные  должности, учреждаемые для обеспечения  деятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первый заместитель  управляющего делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ - генеральный  директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ - главный  бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.

Итак, государственная служба осуществляется на государственных  должностях. Поэтому должность необходимый  элемент государственной службы. Должность — первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место  в служебной иерархии (то есть определение  тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

Государственная служба имеет  и процессуальный аспект, который  включает в себя порядок поступления  на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).

 

1.2 Виды государственной  службы и ее принципы

 

Закон «Об основах государственной  службы» (п.2 ст.4) предполагает возможность  установления особенностей государственной  службы в отдельных государственных  органах федеральными законами. Для  административно-политической сферы  это положение является крайне важным, ибо и сама специфика данной сферы  и особенности ее отдельных органов  предполагают существенные различия в  протекающей в них государственной  службе. Работа по созданию законодательства о государственной службе проводится по пути формирования правовой базы различных ее видов: военной, в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции, в таможенных органах, в органах прокуратуры

В статье 5 Закона "Об основах  государственной службы в Российской Федерации" закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип - центральное  понятие, руководящая идея, основание  системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.

Информация о работе Гражданская служба: понятие, признаки, виды