Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать основы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- уточнить понятие и принципы государственной службы в РФ;
- изучить виды государственной службы;
- рассмотреть правовой статус государственного служащего, его права, обязанность и ответственность.
Введение
В настоящее время особое
внимание уделяется развитию законодательства
о государственной службе, как
на федеральном, так и на региональном
уровнях. Это обусловлено, прежде всего,
теми изменениями, которые произошли
и происходят в нашем обществе
и государстве. В декабре 1993 года
была принята новая Конституция
- основной закон страны. Кардинально
изменилась структура, функции органов
государственной власти. Проводимые
реформы привели к изменению
роли и самого государственного аппарата
и государственных служащих. Встала
необходимость повышения
31июля 1995 года был принят Федеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который является основополагающим федеральным актом в правовой базе, регламентирующей сферу государственно-служебных отношений. Федеральными законами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.2000 № 135-ФЗ в него были внесены изменения.
Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России возможно при укомплектовании кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации.
Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы.
Именно государство
К вопросам, связанным с темой исследования, обращались такие ученые, как Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковец, Д.М. Овсянко, А.В. Куракин, Е.А. Котельникова, М.Ю. Тихомиров и другие.
Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать основы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- уточнить понятие и
принципы государственной
- изучить виды государственной службы;
- рассмотреть правовой
статус государственного
В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
1. Административно-правовые основы государственной службы
Законодательство о
Основные источники этого законодательства перечислены в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является одним из главных ее источников. Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о госслужбе является двухуровневой. Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т.п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.
В Конституции РФ нет конкретного регламента государственной службы, но есть целый ряд положений, закладывающих ее основы.
Верховенство Конституции
РФ и федеральных законов на всей
территории Российской Федерации (ст.
4 ч. 2). Это положение связано с
федеративной природой государства
и означает, что федеральная Конституция
и федеральные законы в силу их
верховенства на всей территории Российской
Федерации не нуждаются в подтверждении
в какой-либо форме субъектами Федерации;
на всей территории государства они
действуют прямо и
Единство системы
Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10) разъясняет о независимо друг от друга развивающихся властях, об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и правосудие.
Иными словами, в отечественной
конституционной практике понятие
разделения властей равнозначно
понятию организационного обособления
властей. Законодательную власть в
Российской Федерации осуществляет
Федеральное Собрание – парламент
Российской Федерации, исполнительную
– Правительство Российской Федерации,
судебную – суды Российской Федерации.
При этом согласно 10 статье государственная
власть едина, но функции ее – законодательство,
управление и правосудие – осуществляются
различными органами, каждый из которых
может выполнять, и в практике
российского конституционализма и
конституционной практике иных государств
действительно выполняет
Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций имеют право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Нормативным основанием для
определения системы
1.1 Понятие государственной службы
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г.
В определении понятия
государственной службы в качестве
ведущего признака выделяется профессиональная
деятельность. Под профессиональной
деятельностью понимается деятельность,
осуществляемая на основе специальных
навыков и знаний. Государственная
служба как вид профессиональной
деятельности означает непрерывное, преемственное
и компетентное обеспечение полномочий
государственных органов
Служба в государственных
органах, государственных и общественных
организациях является одним из видов
социальной деятельности людей. Служба
государству неразрывно связана
с самим государством, его ролью
в жизни общества. Это одна из
сторон деятельности государства по
организации и правовому
Структурообразующим элементом
органов государственной власти
является государственная должность,
которая образуется во всех ветвях
государственной власти. Эта организационно-правовая
категория является важнейшей формой
специализации государственного служащего
и присуща только ему. В ФЗ «Об
основах государственной службы
в РФ» дано понятие государственной
должности в современном ее значении.
Государственной называется только
должность в федеральных
В целях обеспечения реализации
законодательства РФ о государственной
службе рядом указов Президента утверждены
перечни государственных
К категория «Б» принадлежат должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые в свою очередь устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента РФ – (высшая должность)
К категории «В» принадлежат должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Например, государственные должности, учреждаемые для обеспечения деятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первый заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - генеральный директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - главный бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.
Итак, государственная служба
осуществляется на государственных
должностях. Поэтому должность необходимый
элемент государственной
Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
1.2 Виды государственной службы и ее принципы
Закон «Об основах государственной
службы» (п.2 ст.4) предполагает возможность
установления особенностей государственной
службы в отдельных государственных
органах федеральными законами. Для
административно-политической сферы
это положение является крайне важным,
ибо и сама специфика данной сферы
и особенности ее отдельных органов
предполагают существенные различия в
протекающей в них
В статье 5 Закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.
Информация о работе Гражданская служба: понятие, признаки, виды