Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе действующего законодательства, научной литературе исследовать основы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- уточнить понятие и принципы государственной службы в РФ;
- изучить виды государственной службы;
- рассмотреть правовой статус государственного служащего, его права, обязанность и ответственность.
Государственная служба
основывается на принципе
Этот принцип является
всеобщим, не имеет и не может
иметь каких-либо исключений для
кого бы то ни было. Обязанность всех
органов государственной
Конституция предполагает формирование
такой правовой системы, в которой
высшей юридической силой обладает
главный закон государства - его
Конституция, а все остальные
нормативные правовые акты должны ей
соответствовать. Однако на сегодняшний
день не существует комплексного правового
акта - закона, который бы детально устанавливал
соподчиненность нормативных
Государственная служба
основана на принципе
Государственная служба основывается на принципе единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и её субъектов (п.3 ст.5 Конституции Российской Федерации).
Согласно статьи 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Это означает, что на федеральной государственной службе состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
В Конституции Российской
Федерации (ст.10) закреплен принцип
разделения властей на
Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. С этой точки зрения к государственной относится служба в различных специализированных отраслях: военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др.
Согласно п.4 ст.32 Конституции
Российской Федерации граждане Российской
Федерации имеют равный доступ к
государственной службе. Исходя из
данной нормы, Закон устанавливает,
что государственная служба основана
на принципе равного доступа граждан
к государственной службе в соответствии
со способностями и
В Законе ничего не говорится
о физических и моральных качествах
государственных служащих. Однако совершенно
ясно, что государственным служащим
может быть лишь гражданин, способный
по состоянию здоровья и своим
деловым качествам
Обязательность для
Государственная служба основывается
на принципе единства предъявляемых
к ней основных требований. Основные
требования являются едиными и для
федеральной государственной
Единство государственной службы Российской Федерации обеспечивается установленной в Федеральном законе системой органов государственной службы и определенными едиными задачами. Принцип единства основных требований осуществляется также посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы.
Принцип единства требований означает также, что все государственные служащие подчинены минимуму общих правил, независимо от того, служат ли они Российской Федерации или ее субъекту. Принцип единства требований обеспечивает независимость государственной службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти.
Государственная служба основана
на принципе профессионализма и компетентности
государственных служащих. Этот принцип
обязывает государственных
Профессионализм означает исполнение
государственным служащим своих
должностных обязанностей постоянно
(в течение определенного
Принцип гласности в осуществлении государственной службы. В Законе впервые в нормативной форме закреплена обязанность государственных служащих предоставлять информацию. В соответствии с п.4 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Государственная служба основывается
на принципе ответственности ее служащих
за подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих должностных
Этот принцип требует, чтобы каждый служащий не уклонялся от ответственности, не прятался за чью-либо спину, а в полной мере использовал предоставленные ему по должности права, проявлял самостоятельность и лично отвечал за принятые им решения и подготовленные им служебные документы, как и за те последствия, которые они могут вызывать.
Государственная служба основана на принципе внепартийности и отделения религиозных объединений от государства. Этот принцип имеет своей целью оградить государственных служащих от влияния и контроля со стороны политических партий так, чтобы они могли эффективно работать независимо от того, какая политическая партия приходит к власти в результате выборов. Кроме того, принцип внепартийности защищает государственных служащих от потери своих должностей по политическим мотивам, в том случае если одна партия встает на место другой у кормила власти.
Вместе с тем принцип внепартийности государственной службы не допускает создания организаций каких-либо политических партий, общественных движений и объединений, преследующих политические цели.
Государственные служащие независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Им запрещено официально или публично демонстрировать свою приверженность или принадлежность к указанным партиям или движениям.
Принцип отделения религиозных
объединений от государства означает,
что они не участвуют каким
бы то ни было образом в организации
и осуществлении
Государственные служащие не вправе каким-либо образом вмешиваться в политическую, богослужебную деятельность религиозных объединений, связанную с удовлетворением религиозных потребностей верующих.
В органах государственной власти не могут создаваться организации религиозных объединений. В официальных документах не должно быть указаний на вероисповедную принадлежность государственных служащих.
В органах государственной власти не могут отправляться религиозные обряды, осуществляться религиозная или атеистическая пропаганда, распространяться предметы культа, религиозная литература.
Государственные служащие не вправе демонстрировать свою приверженность или принадлежность к той или иной религии, конфессии, церкви и вместе с тем должны обеспечивать свободную деятельность всех религиозных объединений.
Государственная служба основывается
на принципе стабильности кадров. Профессиональная
стабильность и устойчивость служебного
положения являются необходимыми как
в интересах государственного аппарата,
так и в интересах
Условиями стабильности кадров государственных служащих являются: искоренение протекционизма, практики подбора кадров по принципу личной преданности и партийности; своевременное освобождение государственных органов от лиц некомпетентных или профессионально непригодных; создание надлежащих условий для плодотворной деятельности; усиление социальной и правовой защищенности.
Права и обязанности государственных
служащих - это особый вид установленных
и гарантированных государством
мер должного и возможного их поведения
в области государственно-
Должностные права и обязанности
производны от задач и функций
государственного органа и выражают
его полномочия. В Реестре государственных
должностей государственной службы
Российской Федерации содержится перечень
унифицированных наименований этих
должностей, а конкретные права и
обязанности для каждой должности
устанавливаются
В положениях о федеральных
государственных органах и их
структурных подразделениях, должностных
инструкциях, уставах и других нормативных
актах определяются задачи, функции,
обязанности, права, основные формы
и методы деятельности, а также
ответственность служащего
Информация о работе Гражданская служба: понятие, признаки, виды