Институты чрезвычайного положения и военного положения в Конституции России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в России политические процессы последних лет невольно заставляют задуматься о совместимости концепции правового государства и режима “узаконенной диктатуры”, осуществляемого посредством института чрезвычайного положения, хотя ретроспективный анализ его эволюции лишний раз свидетельствует о том, что говорить о несоотносимости этих понятий было бы не совсем верным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения………………………………………………………………………......6
1.1 Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введения….6
1.2 Порядок введения чрезвычайного положения……………………………..11
Глава 2. Общая характеристика режима военного положения……………...14
2.1 Режим военного положения и его обеспечение…………………………...14
2.2 Основания для введения военного положения…………………………….16
2.3 Порядок введения и отмены военного положения………………………...19
2.4 Меры применяемые в период действия военного положения……………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право россии.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ   ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

по дисциплине 

«Конституционное  право России»

 

на  тему № 12

 

 

Институты чрезвычайного положения  и военного положения в Конституции  России. 
 

 

 

 

                                                                  Выполнил 

                                                                  cтудент 2 курса

                                                                  набора 2012

                                                                  специальность:031001.65

                                                                      “Правохранительная деятельность”

                                                                  Назаренко Антон Витальевич

 

 

 

 

Преподаватель _______________________________________

должность, звание, Ф.И.О.

 

Работа проверена ______________  ___________________

                                                       дата,                 оценка, зачет

 

   ___________________

подпись преподавателя

 

 

 

 

Калининград 2014 г.

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения………………………………………………………………………......6

1.1 Сущность  чрезвычайного положения и обстоятельства  его введения….6

1.2 Порядок введения чрезвычайного положения……………………………..11

 

Глава 2.   Общая характеристика режима военного положения……………...14

2.1 Режим военного положения и его обеспечение…………………………...14

2.2 Основания для введения военного положения…………………………….16

2.3 Порядок введения и отмены военного положения………………………...19

2.4 Меры применяемые в период действия военного положения……………21

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие  в России политические процессы последних  лет невольно заставляют задуматься о совместимости концепции правового  государства и режима “узаконенной диктатуры”, осуществляемого посредством  института чрезвычайного положения, хотя ретроспективный анализ его  эволюции лишний раз свидетельствует  о том, что говорить о несоотносимости  этих понятий было бы не совсем верным.

В тоже время, нарушение процессов общественного  развития в России связано с имеющимися  противоречиями в ней. Одни из них  объективны и отражают, например, какую-либо сторону взаимодействия общества и  природы (стихийные бедствия). Другие являются результатом целенаправленной деятельности людей (аварии, катастрофы, социальные конфликты).

В связи  с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что возможность  возникновения чрезвычайных ситуаций предполагает наличие у права, как  универсального социального регулятора, стабилизирующих характеристик, способных  локализовать конфликт и развести интересы противоборствующих сторон, снять социальную напряженность. Правовая ткань должна обладать способностью жестко накрыть "взбунтовавшиеся" общественные отношения, устраняя нежелательные, социально  вредные, и тем самым помочь ликвидировать  угрозу общественной безопасности. Наиболее эффективно эту функцию она выполняет  при помощи чрезвычайного положения.

Есть  основания полагать, что в развитии любого общества существуют такие периоды, когда прерывается нормальное функционирование государственных и общественных институтов, возникает угроза жизни, здоровью и имуществу граждан. Это  вынуждает государственные институты  применять меры, которые в обычных  условиях законом запрещены: ограничение конституционных прав и свобод граждан и организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чтобы состояние крайней государственной необходимости не приводило к произволу властей, оно должно отвечать следующим признакам: возникающая ситуация должна быть действительно чрезвычайной по своей сути, исключающей возможность устранить существующую угрозу обычными путями и средствами; применяемые государственными органами чрезвычайные меры должны быть регламентированы законом и соответствовать степени и характеру возникшей угрозы; право констатировать состояние крайней государственной необходимости должны иметь только высшие органы государственной власти.

Между тем, прогноз развития складывающейся обстановки в России дает основание полагать, что наряду с социально-политическими  конфликтами могут возникать  и чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера, которые также приводят к большим  материальным потерям и человеческим жертвам. При этом, в этих условиях происходит дестабилизация жизни людей, деятельности государственных, общественных и иных структур, возникает угроза безопасности личности, обществу, государству, появляются  благоприятные условия  для совершения различного рода правонарушений.

Поэтому, для предотвращения подобных негативных явлений государством, в лице конкретных органов или должностных лиц, предусмотрено введение чрезвычайного  положения.

 

Глава 1. Сущность чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения.

 

1.1 Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введения.

 

Чрезвычайное  положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным  законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных  местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных  лиц, общественных объединений, допускающий  установление настоящим Федеральным  конституционным законом отдельные  ограничения прав и свобод граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан, лиц без гражданства, прав организаций общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей1.

В соответствии с п. 2. ст. 1 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» введение чрезвычайного  положения является временной мерой, применяемой исключительно для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя  Российской Федерации. Основные положения (основы) конституционного строя изложены в главе первой Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном  настоящей Конституцией Российской Федерации. Конституционный строй  – это определенная форма или  определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции2.

Целями  введения чрезвычайного положения  являются:

  1. Устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения
  2. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина
  3. Защита конституционного строя Российской Федерации

Чрезвычайное  положение вводится лишь при наличии  обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Попытки насильственного изменения конституционного строя России могут выражаться в соответствии со ст. 280 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) в следующих формах публичных призывов:

1) к  насильственному захвату власти;

2) насильственному  удержанию власти;

3) насильственному  изменению конституционного строя  Российской Федерации. 

Публичные призывы означают подстрекательские  действия со стороны физических лиц  в устной или письменной форме, направленные на достижение поставленных целей. За совершенное преступление УК РФ предусмотрены  к виновным лицам различные виды уголовного наказания.

За  попытки насильственного захвата  власти или насильственного удержания  власти предусмотрена уголовная ответственность по ст. 278 УК РФ. Насильственный захват власти – это завладение ее насильственным (предположительно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежит. Насильственное удержание власти – это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции).

За  вооруженный мятеж или за его  организацию, или за активное участие  в нем в целях свержения  или насильственного изменения  конституционного строя Российской Федерации, либо нарушение территориальной целостности Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 279 УК РФ. Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявших людей на вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом.

Массовые  беспорядки в соответствии со ст. 212 УК РФ характеризуются уголовно наказуемыми признаками, которые сопровождаются: насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, участием в массовых беспорядках, призывами к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам.

Терроризм (террористические акты) в соответствии со ст. 205 УК РФ есть совершение взрыва (взрывов), поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Подготовка  и деятельность незаконных вооруженных  формирований характеризуются в соответствии со ст. 208 УК РФ созданием вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), а равно руководство таким формированием и участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом.

Обстоятельства  для введения чрезвычайного положения, предусмотренные п. б) ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», можно соотнести с  понятием «социальное бедствие, вызванное  природными, техногенными и биологическими факторами»3.(См.: приложение 1). Это понятие подчеркивает существенную разницу между объявлением чрезвычайного положения как следствия социальных конфликтов (общественные беспорядки, межнациональные столкновения) и ситуацией социального бедствия, вызванной природными силами или техногенными факторами. В Федеральном законом Российской Федерации от 21 декабря 1994г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»4 даны следующие понятия:

Предупреждение  чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация  чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий опасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во исполнение ст. 4 вышеназванного федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. № 1113 создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС)». Постановлением Правительства Российской Федерации5 утверждено «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которым эти чрезвычайные ситуации подразделяются на определенные классы.

В соответствии с этим положением к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться следующие  силы:

- Вооруженные  Силы Российской Федерации;

- Войска гражданской обороны;

- Воинские формирования;

Войска  федеральных органов исполнительной власти:

- Внутренние войска МВД России;

- Пограничные войска ФСБ России;

- Железнодорожные войска;

- войска ФАПСИ;

- другие войска.

Ликвидация  чрезвычайных ситуации считается завершенной  по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Информация о работе Институты чрезвычайного положения и военного положения в Конституции России