Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:59, курсовая работа
Происходящие в России политические процессы последних лет невольно заставляют задуматься о совместимости концепции правового государства и режима “узаконенной диктатуры”, осуществляемого посредством института чрезвычайного положения, хотя ретроспективный анализ его эволюции лишний раз свидетельствует о том, что говорить о несоотносимости этих понятий было бы не совсем верным.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения………………………………………………………………………......6
1.1 Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введения….6
1.2 Порядок введения чрезвычайного положения……………………………..11
Глава 2. Общая характеристика режима военного положения……………...14
2.1 Режим военного положения и его обеспечение…………………………...14
2.2 Основания для введения военного положения…………………………….16
2.3 Порядок введения и отмены военного положения………………………...19
2.4 Меры применяемые в период действия военного положения……………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29
Вопрос, связанный с другим основанием объявления режима военного положения – непосредственной угрозой агрессии, весьма важен и, очевидно, нуждается в детальной регламентации как на международном уровне, так и в национальном законодательстве. Не проясняет данный вопрос формулировка Федерального конституционного закона "О военном положении". Непосредственной угрозой агрессии согласно данному Закону "... могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, непосредственно указывающие на подготовку к совершению агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации".
С.В. Пчелинцев12 в своей диссертации предлагает следующий перечень обстоятельств, указывающих на непосредственную угрозу агрессии:
- объявление иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации;
- необоснованная концентрация вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Государственной границе Российской Федерации;
- проведение в иностранном государстве мобилизации;
- возникновение вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации;
- иные действия иностранного государства (группы государств), осуществляемые в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, реально указывающие на подготовку к агрессии против Российской Федерации.
2.3 Порядок введения и отмены военного положения.
В соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации13.
В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
Указ
Президента Российской Федерации о
введении военного положения подлежит
незамедлительному
Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока.
Решение
об утверждении указа Президента
Российской Федерации о введении
военного положения принимается
большинством голосов от общего числа
членов Совета Федерации и оформляется
соответствующим
Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее областях отменяется указом Президента Российской Федерации после прекращения событий и ситуаций, послуживших основанием для его введения. С отменой военного положения отменяются нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, в порядке, установленном Президентом РФ, прекращают осуществление функций по обеспечению режима военного положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления.
В период военного положения Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.
Начало ведения военных действий не связано с фактом объявления войны и даже с фактом введения военного положения. В соответствии со ст. 4 закона «Об обороне» Президент Российской Федерации отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий в случае агрессии, непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с «Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации».
Таким образом, режим военного положения обеспечивается согласно нормативно–правовых актов регулирующих введение и отмену военного положения. А также на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
2.4 Меры применяемые в период действия военного положения.
В Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России применяются меры по организации военного производства. Производства продукции, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд населения.
На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
На территории,
на которой введено военное
В период действия военного положения вводится ряд ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничение прав и свобод граждан по направлениям поиска, получения, передачи, производства и распространения информации вводится при обеспечении режима военного положения.
Временно
изменены форма собственности
Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента РФ, могут быть привлечены Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Они выполняют следующие задачи по обеспечению режима военного положения:
На территории,
на которой ведутся военные
Таким образом, меры, применяемые в период действия военного положения, обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Во время военных действий обеспечение мер режима военного положения возлагается на Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования, создаваемые на военное время.
Заключение
Разумеется, чрезвычайное положение является сложным, многоаспектным общественным образованием, отражающим диалектику административно-правовых средств и методов юридического воздействия. Оно выражает интересы граждан, служит реальным, действенным юридико-политическим инструментом гражданского общества в чрезвычайных ситуациях.
По сути,
институт чрезвычайного положения,
основополагающими признаками которого
являются концентрация власти и ограничение
основных прав и свобод человека, в
своем генезисе неразрывно связан с
реализацией на практике идей и конструкций
правового государства, основанных
на таких фундаментальных
Существенно отметить то, что в соответствии с Федеральным конституционным законом России «О чрезвычайном положении» «Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей».
Также мною
был проведен анализ современного российского
законодательства в сфере обеспечения
режима военного положения. На основе
изученных материалов представлен
перечень понятий, мер, полномочий и
обязанностей органов государственной
власти в условиях военного положения.
Раскрыто определение как самого
административно–правового
Информация о работе Институты чрезвычайного положения и военного положения в Конституции России