Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:59, курсовая работа
Происходящие в России политические процессы последних лет невольно заставляют задуматься о совместимости концепции правового государства и режима “узаконенной диктатуры”, осуществляемого посредством института чрезвычайного положения, хотя ретроспективный анализ его эволюции лишний раз свидетельствует о том, что говорить о несоотносимости этих понятий было бы не совсем верным.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения………………………………………………………………………......6
1.1 Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введения….6
1.2 Порядок введения чрезвычайного положения……………………………..11
Глава 2. Общая характеристика режима военного положения……………...14
2.1 Режим военного положения и его обеспечение…………………………...14
2.2 Основания для введения военного положения…………………………….16
2.3 Порядок введения и отмены военного положения………………………...19
2.4 Меры применяемые в период действия военного положения……………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29
В соответствии с п. 14 и 15 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»6 в состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также аварийно-спасательные формирования. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск (в том числе и внутренних войск) и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
На федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации возложены определенные функции (приложение к Постановлению Правительства РФ от 5 ноября 1995г. № 1113). На МВД России7 возложены следующие функции:
1) обеспечения
общественного порядка и
2) охрана общественного порядка.
Федеральное Собрание Российской Федерации (в соответствии с вышеназванным положением) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации (в соответствии с вышеназванным положением) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных п. б) ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск (в том числе и внутренних войск) и воинских формирований.
Правительство Российской Федерации (в соответствии с вышеназванным положением):
1) издает
на основании и во исполнение
Конституции Российской
2) определяет
задачи, функции, порядок деятельности,
права и обязанности
3) устанавливает
классификацию чрезвычайных
Таким
образом, в соответствии со ст. 12 ФЗ
РФ «О внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации»
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
предоставлена компетенция «
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В Указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
Указ
Президента Российской Федерации о
введении чрезвычайного положения
подлежит незамедлительному
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток.
Таким образом, следует подчеркнуть, что институт чрезвычайного положения это способ устранения возникших для населения, государства и его органов угроз правовыми, организационными и иными мерами. Чрезвычайное положение есть особый правовой режим, который является следствием возникшей чрезвычайной ситуации.
Глава 2. Общая характеристика режима военного положения.
2.1 Режим военного положения и его обеспечение.
Согласно пункту 2 статьи 87 в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории или в отдельных ее местностях военное положение.
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93г. Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Основной целью введения военного положения можно считать создание условий для отражения либо предотвращения агрессии против России.
Период действия военного положения, согласно федерального законодательства8, начинается с даты и времени начала действия военного положения, установленных указом Президента РФ и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения.
В этот период могут быть ограничены права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Однако все это осуществляется лишь в том объеме, в каком это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для обеспечения обороны страны и безопасности государства объявляется мобилизация. Объявление мобилизации входит в компетенцию Президента Российской Федерации9. Президент объявляет о мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
В Российской Федерации основы мобилизации определены Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. № 31–ФЗ.
Согласно
данному Закону под мобилизацией
в Российской Федерации понимается
комплекс мероприятий по переводу экономики
Российской Федерации, экономики субъектов
Российской Федерации и экономики
муниципальных образований. Переводу
органов государственной
В зависимости от масштабов проведения мобилизация подразделяется на общую и частичную.
Общая мобилизация распространяется на все Вооруженные Силы, проводится на всей территории страны.
Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов (флотов) или отдельные соединения (объединения). Проводится такая мобилизация лишь на определенной части территории государства.
Определение
вида мобилизации вооруженных сил,
масштабов ее проведения зависит
каждый раз от складывающейся политической,
военной и международной
В содержание мобилизации входят следующие основные мероприятия:
Организация и порядок мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
2.2 Основания для введения военного положения.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции РФ основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
Агрессия как основание введения военного положения в настоящий момент может определяться с помощью Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН.
«Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г.:
«Агрессией
является применение вооруженной силы
государством против суверенитета, территориальной
неприкосновенности или политической
независимости другого
В Российском
законодательстве «агрессией против Российской
Федерации признается применение вооруженной
силы иностранным государством (группой
государств) против суверенитета, политической
независимости и
Таким образом, актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
Информация о работе Институты чрезвычайного положения и военного положения в Конституции России