Исполнительная власть и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание

Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АП.docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Нижегородский государственный  университет

им.  Н. И.  Лобачевского

 

Юридический факультет

Кафедра административного  права

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Административное право России.                                                   На тему: Исполнительная власть и управление.

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент 2 курса з/о

группы 11-21

Гонтарев А.А 

                                                                                   № з/к 112051

Научный руководитель:

Надыгина Е.В.

              

 

 

Нижний Новгород

                                                   2013

 

Содержание 

 

Введение

2

1. Понятие, содержание  и виды управления. Социальное  управление, его основные элементы

4

1.1     Понятие, содержание и виды управления

4

1.2  Социальное управление, его основные элементы

6

2.     Понятие, основные  черты и сущность государственного  управления, его цели, задачи и  функции

9

2.1     Понятие, основные черты и сущность государственного управления

9

2.2     Функции, формы, методы государственного управления

11

3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления

15

3.1 Разделение властей  в Российской Федерации

15

3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки

18

4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение

22

Заключение

32

Проблемная ситуация

33

Список используемой литературы

35


 

 

 

 

Введение

В условиях проводимых в  России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. 

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых  властей и представляет собой  совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия.   Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление,  который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы  употреблялся и у нас в конституционном и   административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.  
       Названные задачи определяют содержание  курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти и  рассматривается взаимосвязь и соотношение  государственного управления и исполнительной власти.

Для наглядной иллюстрации  взаимосвязи между различными звеньями государственного управления, структуры  и механизма исполнительной власти  использованы  схемы из альбома А. П. Коренева и Д. Ф. Богатова «Административное право».

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости  модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности  и результативности работы государственных  структур, усиление их ответственности  за предоставление качественных услуг  населению. Это заставляет менять базовую  модель менеджмента в государственной  службе, которая выполняет основные задачи государственного управления. 

Объектом исследования в  данном случае выступает государственное  управление и самоуправление в России – их особенности и взаимоотношения.  
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают  следующие обстоятельства: 

- необходимость преодоления  существующей политической напряженности  в обществе, возникающей все чаще  на почве противоречий между  политикой центра и интересами  регионов, на почве неэффективности  существующей системы политической  власти, в рамках которой крайне  принижена роль местных управленческих  структур. Сильные органы местного  самоуправления послужат гарантом  от разрушительных потрясений  в обозримом будущем, позволят  создать стабильную демократическую  общественно-политическую ситуацию  в обществе; 

- потребность  в  развитой региональной  политике.   Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти; 

- острота проблемы укрепления  российской государственности, 
важной частью             которой является формирование новой 
законообеспеченной структуры органов местного самоуправления.

1.Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы.

1.1 Понятие, содержание  и виды управления

Управление является необходимым  условием развития общества, совместной работы людей по достижению поставленных целей в соответствующих сферах и отраслях деятельности. Эта деятельность осуществляется лицами-субъектами управления и может быть охарактеризована как  целенаправленная совокупность действий, обеспечивающих согласование и координацию  совместной работы с целью достижения общественно значимых целей и  решения поставленных задач.

Термин управление происходит от латинского слова администрация  и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо. Так же существует мнение что, термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность с чем-то управляться

Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс. "Управлять" — значит "направлять, руководить"

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия  субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают  различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Для правильного понимания управления как социального явления следует исходить из содержания управленческой деятельности как функции организованных систем, созданных для обеспечения взаимодействия составляющих их элементов, поддерживающих необходимый режим работы с целью достижения поставленных целей и заданий внутреннего и межсистемного характера.

Основными элементами управления являются субъект и объект (действующий  по принципу самоорганизации), взаимодействующие  на разных ступенях иерархии путем управляющего (руководящего) воздействия субъекта на объект.

Любому управленческому  процессу свойственны следующие  характерные черты: а) необходимость  создания и функционирования законченной  системы; б) целенаправленное воздействие  на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений  и связей, способных выполнять  поставленные задачи; в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления; г) информация как главное связующее  звено между участниками управления; д) наличие иерархии в структуре  управления (элементы, подсистемы, отрасли, области); е) использование различных  форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых  используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий  остается неизменной. Определяя понятие  управления, классик менеджмента  А. Файоль приводит шесть следующих  функций:

1)  технические операции (производство, выделка и обработка);

2)  коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);

3)   финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);

4)  страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);

5)  учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика)

6)   административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Традиционно выделяются следующие  типы управления:

1) механическое, техническое  управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности  живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

1.2 Социальное  управление, его основные элементы

Под социальным управлением  понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными  отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления  материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и  этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют  руководства, т. е. приведения отношений  в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные  системы управленческой организации. Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для  социальной системы, в которой выделяются два участника управления - субъект  и объект с прямыми и обратными  связями между ними . 

Социальное управление характеризуется  тем, что оно:

а) возникает в связи  с потребностью организации и  регулирования деятельности людей  и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления  совместной деятельности людей;

в) использует имеющиеся  властные полномочия и функции;

г) осуществляется на началах  подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации). 

Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам  и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками). 

Информация о работе Исполнительная власть и управление