Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
Юридический факультет
Кафедра административного права
Курсовая работа
По дисциплине: Административное
право России.
Работу выполнил:
студент 2 курса з/о
группы 11-21
Гонтарев А.А
Научный руководитель:
Надыгина Е.В.
Нижний Новгород
2013
Содержание
Введение |
2 |
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы |
4 |
1.1 Понятие, содержание и виды управления |
4 |
1.2 Социальное управление, его основные элементы |
6 |
2. Понятие, основные
черты и сущность |
9 |
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления |
9 |
2.2 Функции, формы, методы государственного управления |
11 |
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления |
15 |
3.1 Разделение властей в Российской Федерации |
15 |
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки |
18 |
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение |
22 |
Заключение |
32 |
Проблемная ситуация |
33 |
Список используемой литературы |
35 |
Введение
В условиях проводимых в
России преобразований в политической,
экономической и социальной сферах
перестраивается и
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
В связи с тем, что Конституция
1993 г. отказалась от термина государственное управление, который широко используется
в законодательстве многих стран и долгие
годы употреблялся и у нас в конституционном
и административном законодательстве,
и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным
является вопрос о соотношении государственного
управления и исполнительной власти.
Названные задачи определяют
содержание курсовой работы, в которой
раскрывается сущность понятий государственного
управления и исполнительной власти, организационно-правовой
механизм функционирования исполнительной
власти как самостоятельной ветви единой
государственной власти и рассматривается взаимосвязь
и соотношение государственного управления
и исполнительной власти.
Для наглядной иллюстрации взаимосвязи между различными звеньями государственного управления, структуры и механизма исполнительной власти использованы схемы из альбома А. П. Коренева и Д. Ф. Богатова «Административное право».
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Объектом исследования в
данном случае выступает государственное
управление и самоуправление в России
– их особенности и взаимоотношения.
Организация местного самоуправления
входит в круг фундаментальных проблем,
функционирования демократического общества
и государства.
Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- необходимость преодоления
существующей политической
- потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;
- острота проблемы укрепления
российской государственности,
важной частью которой является формирование
новой
законообеспеченной структуры органов
местного самоуправления.
1.Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы.
1.1 Понятие, содержание и виды управления
Управление является необходимым условием развития общества, совместной работы людей по достижению поставленных целей в соответствующих сферах и отраслях деятельности. Эта деятельность осуществляется лицами-субъектами управления и может быть охарактеризована как целенаправленная совокупность действий, обеспечивающих согласование и координацию совместной работы с целью достижения общественно значимых целей и решения поставленных задач.
Термин управление происходит от латинского слова администрация и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо. Так же существует мнение что, термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность с чем-то управляться
Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс. "Управлять" — значит "направлять, руководить"
Управление — это
Основными элементами управления являются субъект и объект (действующий по принципу самоорганизации), взаимодействующие на разных ступенях иерархии путем управляющего (руководящего) воздействия субъекта на объект.
Любому управленческому
процессу свойственны следующие
характерные черты: а) необходимость
создания и функционирования законченной
системы; б) целенаправленное воздействие
на систему, результатом которого становится
достижение упорядоченности отношений
и связей, способных выполнять
поставленные задачи; в) наличие субъекта
и объекта управления в качестве
непосредственных участников управления;
г) информация как главное связующее
звено между участниками
Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие управления, классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций:
1) технические операции (производство, выделка и обработка);
2) коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);
3) финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);
4) страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);
5) учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика)
6) административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Традиционно выделяются следующие типы управления:
1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
2) биологическое управление
(управление процессами
3) социальное управление
(управление общественными
1.2 Социальное управление, его основные элементы
Под социальным управлением
понимается управление в сфере человеческой
деятельности, управление общественными
отношениями и процессами в обществе,
управление поведением людей и их
коллективами, управление организациями,
в которых трудятся люди. Совместная
общественная деятельность людей осуществляется
в различных областях: например,
в процессе производства и потребления
материальных благ, в социально-политической,
идеологической (в том числе и
этической), культурной, семейной сферах.
Протекаемые в указанных
Социальное управление характеризуется тем, что оно:
а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;
б) направлено на достижение
целей и решение задач
в) использует имеющиеся властные полномочия и функции;
г) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).
Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:
1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);
2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);
3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);
4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).