Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы
3. По видам подразделяются
на:
- администрация Президента РФ, Правительства,
министерства, комитеты, службы, главные
управления, управления, инспекции, агентства,
департаменты, администрации, отделы и
т.д.
4. По порядку разрешения вопросов:
- коллегиальные органы, обсуждающие и
разрешающие подведомственные вопросы,
имеющие наиболее важное значение. (Правительство
Российской Федерации, правительства
субъектов федерации, некоторые государственные
комитеты и др.);
- единоначальные органы, в которых подведомственные
вопросы разрешаются единолично руководителем
данного органа исполнительной власти
5. По основаниям образования:
- образование которых предусмотрено конституциями
(президенты и их администрация, правительства);
- создаваемые на основе текущего законодательства
и подзаконных актов (министерства, комитеты,
департаменты, управления, отделы, службы,
администрации и другие ведомства).
В зависимости от организации деятельности, отрасли государственного управления, а также функций образуются следующие виды органов исполнительной власти области:
– управления;
– комитеты;
– департаменты;
– инспекции;
– представительства.6
Система органов исполнительной власти в России.
Президент РФ в системе органов исполнительной власти.
Президент РФ, согласно ч. 2 ст.
80 Конституции РФ, является главой государства
и не входит ни в одну из ветвей государственной
власти. Это порождает известную
неопределённость в вопросе «о правовом
статусе, полномочиях Президента и
его праве «вторгаться» в сферу
формирования и компетенции других
ветвей власти». В связи с этим
большинство учёных юристов отмечает
то, что он «возвышается над законодательной,
исполнительной и судебной ветвями
власти.». Это связано с его
«организационно-правовым статусом, прерогативами
и полномочиями».
Поскольку «в системе и структуре органов
исполнительной власти Президент наделён
весьма обширными и наиболее значимыми
исполнительными управленческими полномочиями»,
это даёт основания полагать, что Президент
РФ большее отношение имеет именно к исполнительной
власти.
К полномочиям Президента в сфере исполнительной
власти относятся:
1. назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
2. по предложению Председателя
Правительства Российской Федерации назначает
на должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации;
3. имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства Российской
Федерации;
4. принимает решение об отставке
Правительства Российской Федерации;
5. непосредственно руководит
рядом федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с Конституцией
РФ, ФКЗ и ФЗ РФ (МЧС, МИД и другие);
6. представляет Государственной
Думе кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка Российской
Федерации и ставит вопрос об освобождении
от должности Председателя Центрального
банка Российской Федерации;
7. формирует и возглавляет Совет
Безопасности Российской Федерации;
8. формирует Администрацию Президента
Российской Федерации;
9. вносит законопроекты в Государственную
Думу;
10. подписывает и обнародует федеральные
законы;
11. издает указы и распоряжения;
Таким образом, можно определить, что
Президент РФ:
1. Олицетворяет собой механизм
системы сдержек и противовесов между
разными ветвями власти;
2. Обеспечивает взаимосвязь всех
ветвей власти;
3. Не поменяет своей деятельностью
органы законодательной, исполнительной
и судебной властей.
Правительство РФ
Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров».
Закон, в первую очередь,
выделяет общие полномочия, в соответствии
с которыми Правительство РФ:
1. организует реализацию внутренней
и внешней политики Российской Федерации;
2. осуществляет регулирование
в социально-экономической сфере;
3. обеспечивает единство системы
исполнительной власти в Российской Федерации,
направляет и контролирует деятельность
её органов;
4. формирует федеральные целевые
программы и обеспечивает их реализацию;
5. реализует предоставленное
ему право законодательной инициативы.
В сфере экономики Правительство РФ:
1. осуществляет регулирование
экономических процессов;
2. обеспечивает единство экономического
пространства и свободу экономической
деятельности, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств;
3. прогнозирует социально-экономическое
развитие Российской Федерации, разрабатывает
и осуществляет программы развития приоритетных
отраслей экономики;
4. вырабатывает государственную
структурную и инвестиционную политику
и принимает меры по её реализации;
5. осуществляет управление федеральной
собственностью;
6. разрабатывает и реализует
государственную политику в сфере международного
экономического, финансового, инвестиционного
сотрудничества;
7. осуществляет общее руководство
таможенным делом;
8. принимает меры по защите интересов
отечественных производителей товаров,
исполнителей работ и услуг;
9. формирует мобилизационный
план экономики Российской Федерации,
обеспечивает функционирование оборонного
производства Российской Федерации.
В сфере науки, культуры, образования Правительство
РФ:
1. разрабатывает и осуществляет
меры государственной поддержки развития
науки;
2. обеспечивает государственную
поддержку фундаментальной науки, имеющих
общегосударственное значение приоритетных
направлений прикладной науки;
3. обеспечивает проведение единой
государственной политики в области образования,
определяет основные направления развития
и совершенствования общего и профессионального
образования, развивает систему бесплатного
образования;
4. обеспечивает государственную
поддержку культуры и сохранение как культурного
наследия общегосударственного значения,
так и культурного наследия народов Российской
Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти РФ
Согласно Указу Президента
РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе
органов исполнительной власти»систему
федеральных органов
Поэтому Указ Президента РФ от 17 мая 2000
года № 867 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» утвердил следующую структуру
системы федеральных органов исполнительной
власти:
1. Правительство РФ;
2. Федеральные министерства;
3. Государственные комитеты РФ;
4. Федеральные комитеты РФ;
5. Федеральные службы;
6. Российские агентства;
7.Федеральные надзоры РФ;
8. Иные федеральные органы исполнительной
власти.
Министерства Российской
Федерации - «это федеральные органы исполнительной
власти, проводящие государственную политику
и осуществляющие управление в установленных
отраслях или сферах государственной
деятельности, а также координирующие
в установленных федеральным законодательством
случаях деятельность в этой сфере иных
федеральных органов исполнительной власти».
5 из 24 ныне существующих министерств находятся
в непосредственном ведении президента:
1. Министерство внутренних дел;
2.Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3.Министерство иностранных дел;
4. Министерство обороны;
5. Министерство юстиции.
Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ:
1. Министерство РФ по атомной энергии;
2. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
3. Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
4. Министерство РФ по налогам и сборам;
5. Министерство здравоохранения РФ;
6.Министерство имущественных отношений РФ;
7. Министерство культуры РФ;
8. Министерство образования РФ;
9.Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ;
10. Министерство природных ресурсов РФ;
11.Министерство промышленности, науки и технологий РФ;
12. Министерство путей сообщения РФ;
13. Министерство РФ по связи и информатизации;
14. Министерство сельского хозяйства РФ;
15. Министерство транспорта РФ;
16. Министерство труда и социального развития РФ;
17. Министерство финансов РФ;
18. Министерство экономического развития и торговли РФ;
19.Министерство энергетики РФ.
Министерство является единоначальным
органом исполнительной власти, возглавляемым
министром, который на основе единоначалия
руководит всем аппаратом этого органа
и несёт персональную ответственность
за работу всей системы министерства перед
Президентом РФ и Правительством РФ, членом
которого он является.
Полномочия федеральных министров весьма
обширны. Они:
1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства;
3. обеспечивают их исполнение;
4.принимают участие в выработке и реализации политики Правительства;
5. обладают всеми другими установленными
федеральным законодательством полномочиями
руководителей соответствующих федеральных
органов исполнительной власти. При осуществлении
своих полномочий федеральные министры
подотчётны Правительству РФ, а также
Президенту по вопросам, отнесённым к
их компетенции.
Государственные
комитеты РФ и Федеральные комиссии
РФ - «это федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие на коллегиальной
основе межотраслевую координацию по
вопросам, отнесённым к их ведению, а также
функциональное регулирование в определённой
сфере деятельности».
И Государственные комитеты РФ, и федеральные
комиссии находятся в непосредственном
подчинении Правительства РФ. Структура
федеральных органов исполнительной власти
содержит шесть Государственных комитетов
РФ (по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии;
по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу; таможенный комитет) и две федеральные
комиссии России (по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия).
Государственный комитет, как и Федеральную
комиссию, возглавляет Председатель. Под
его руководством действует коллегия,
правовое положение которой аналогично
министерским коллегиям. Председатель
Государственного комитета или Федеральной
комиссии является первым среди равных,
решения в них принимается простым большинством
голосов и обязательно для него, а решения
действующей при нём коллегии проводят
в жизнь его приказом по усмотрению.
Федеральные службы
России, Российские агентства, Федеральные надзоры
России являются «федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими
специальные... функции в установленных
сферах ведения».
Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено
Правительству РФ только 5 (архивная служба;
служба геодезии и картографии;служба
земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению
и банкротству), а остальные 8 находятся
в прямом подчинении (Государственная
фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных
войск; Федеральная служба охраны;Федеральная
служба налоговой полиции; Федеральная служба специального
строительства; Федеральная пограничная служба).
Из 8 ныне существующих Российских агентств
Президенту подчинено только 1 - Федеральное агентство правительственной
связи и информации при Президенте РФ.
А остальные находятся в непосредственном
ведении Правительства РФ - авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам управления; агентство по судостроению; агентство по патентам и товарным
знакам; агентство по государственным
резервам.
Оба федеральных надзора (Федеральный
горный надзор и Федеральный надзор России
по ядерной и радиационной безопасности)
находятся в прямом подчинении и полном
ведении Правительства РФ.
Федеральную службу России возглавляет
руководитель (директор) федеральной службы;
российское агентство - генеральный директор
российского агентства, а федеральный
надзор - начальник федерального надзора.
К иным федеральным органам исполнительной
власти относятся Главное управление специальных
программ Президента РФ;Государственная
техническая комиссия при Президенте
РФ и Управление делами Президента
РФ, действующее в узких направлениях.
Заключение
Термин управление происходит от латинского слова администрация и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо. Практическое употребление этого термина очень разнообразно и зависит с позиций, какой науки он рассматривается.
Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди.
Термин «государственное
управление», видимо, не потеряет своего
важнейшего значения в практике функционирования
государства, несмотря на изменения
в понятийном аппарате различных
наук, изучающих этот феномен, по крайней
мере, до тех пор, пока существует само
государство. Именно с позиций взаимосвязи
понятий «государство» и «
Общество хочет видеть
государственное управление социально
эффективным. Не «спешащим следом»
за общественными процессами и вечно
отстающим, не только сориентированным
на экономику, а владеющим комплексным
подходом и прогностическим видением.
Управление, в котором широкое
распространение получит
Проблемная ситуация:
На
автомобильной дороге Нижний Новгород-Арзамас
нарядом ДПС ГИБДД у