Исполнительная власть и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание

Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АП.docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

Сущность социального  управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов:

1) управление как абстрактное  понятие; 

2) управление как функция; 

3) управление как процесс.

Иногда говорят, что "процесс  управления - это порядок осуществления  механизма управления"; весьма интересным является мнение, что управленческий процесс - это процесс достижения нормативно установленных целей управления посредством использования организационно-правовых и иных средств управленческого воздействия;

4) управление в конкретной  сфере. В этом смысле государственное управление имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление, внутренними делами, охраной общественного порядка - от управления в сфере строительства;

5) управление как конкретная  организация (это отдельный орган  управления, имеющий свое специальное  назначение и особое место  в механизме управления).

Содержанием социального  управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации  и функционирования социального  порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек - это и субъект  социального управления, которое  осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные. 

Таким образом, социальное управление представляет собой общественные отношения  между субъектом и объектом управления, сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное, воздействие  субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции

 

 

2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления

Государственное управление – в широком понимании –  деятельность всех органов государства  по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов  исполнительной власти Российской Федерации  и ее субъектов по осуществлению  возложенных полномочий.

Понятие "государственное  управление" - более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя призвана определить объем  и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное  управление - это и есть тот вид  деятельности, который направлен  на практическую реализацию исполнительной власти. Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально  объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура  государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный  состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные  институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в  организационном взаимодействии и  соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления1.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных  условий достижения определенного  уровня состояния общества и государства  в соответствии с намеченными  перспективами их развития. 

При достижении главной цели обычно доминирует один из двух способов: директивное управление или терминальное управление. Первый представляет собой  систему жесткого программирования, второй - свободного программирования движения к цели. Выбор путей представляет собой определение обеспечивающих целей и в конечном счете может играть решающую роль в достижении заданных целей. В ряде случаев система обеспечивающих целей превращается в самоцель, а государство и общество становятся ее заложниками, как это имеет место при тиранических режимах2.

Организационные цели государственного управления заключаются в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализации, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления.

Принципы государственного управления- это фундаментальные, научно обоснованные и по большей части законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления. Отступление от того или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе. Социальный организм изобилует таким количеством связей и отношений, что порой даже самое на первый взгляд незначительное отклонение или разрыв в какой либо цепочке взаимоотношений влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями3.

 

2.2 Функции, формы,  методы государственного управления

В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких  принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление4.

Реализация целей государственного управления осуществляется через систему  функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными  на то государственными и социальными  институтами. 

Функции государственного управления реализуются, как правило, в известных  организационно-правовых формах. Форма содержательна, она организует содержание, придает ему законченность и стройность. В формах государственного управления компетенция государственных органов обретает свое предметное содержание. Формы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели.

В самом общем виде формы  государственного управления можно  разделить на два блока: правовые и организационные. Правовые формы с точки зрения их содержания и механизма применения являются предметом права и подробно рассматриваются в курсе правовых дисциплин. В организационных формах государственного управления реализуется деятельность государственных органов по руководству и управлению процессами социальных преобразований, осуществляемых в государстве и обществе.

Под методами государственного управления понимаются официальные  способы властного воздействия  государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных  структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке5.

Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

- реализуются в процессе управленческой деятельности;

- органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;

- выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;

- выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;

- адресованы конкретному объекту управления;

- связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;

- являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;

- нуждаются в правовом опосредовании;

- имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные  для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

1. Информационное обеспечение  деятельности государственных органов,  т. е. сбор, получение, обработку,  анализ информации, необходимой  для осуществления государственной  (управленческой) деятельности. В теории  это называется информационным  обеспечением управления.

2. Прогнозирование и моделирование  развития системы государственного  управления, государственных органов,  стандартов государственного управления.

3. Планирование — это  определение направлений, пропорций,  темпов, количественных и качественных  показателей развития тех или  иных процессов в системе государственного  управления и, в частности,  реализации государственных функций  (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с  организованной преступностью и  коррупцией в системе государственной  службы и т. д.).

4. Организация — это  формирование системы государственного  управления на основе установленных  принципов и подходов, определение  структуры управляющей и управляемой  систем в государственном управлении. Организующая деятельность включает  действия и решения, конечной  целью которых является обеспечение  надлежащего функционирования органов  государственного управления.

5. Распорядительство, т.  е. оперативное регулирование  управленческих отношений, возникающих  по поводу осуществления полномочий  государственных органов и должностных  обязанностей, обеспечение режима  должной государственной деятельности  в форме принятия административных  актов.

6. Руководство — это  установление правил и нормативов  деятельности и отдельных действий  государственных органов (государственных  служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

7. Координация — это  согласование деятельности различных  государственных органов для  достижения общих целей и задач  государственного управления.

8. Контроль — это установление  соответствия или несоответствия  фактического состояния системы  государственного управления и  ее структуры требуемому стандарту  и уровню, изучение и оценка  результатов общего функционирования  государственных органов, а также  конкретных действий субъектов  управления; установление соотношения  намечаемого и сделанного в  системе государственного управления.

9. Регулирование — это  установление общеобязательных  требований и процедур для  объектов управления и различных  субъектов права в целях обеспечения  общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических  отношений, основ демократической  конкурентности, прав и свобод  граждан.

10. Учет — это фиксация  информации, выраженной в количественной  форме, о движении материальных  ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих  отношений, полномочий государственных  органов, государственных управленческих  решений, о наличии и движении  документов, имеющих важное значение  для государственного управления  в целом; это фиксирование в  количественном выражении всех  факторов, влияющих на организацию  и функционирование государственного  управления.

 

 

 

 

3.Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления.

 

3.1 Разделение  властей в Российской Федерации

Государственная власть —  это система особых общественных отношений и деятельность государственных  органов, осуществляемая посредством  установленных законом форм и  методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и  гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля.

Эффективность и демократизм  государственной деятельности достигается  посредством разделения государственной  власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая  из этих ветвей является главной. Все  они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов  демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более  значимая роль.

Информация о работе Исполнительная власть и управление