Исполнительная власть и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание

Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АП.docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей  является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Однако это не означает, что он имеет  конституционно-правовое установление, т. е. он может не упоминаться в  тексте конституции того или иного  государства. Главное, чтобы он находил  реальное отражение в практике построения механизма осуществления государственной  власти.

Классически теория разделения властей предполагает создание независимых  государственных органов, осуществляющих государственную законодательную, исполнительную и судебную власть в  целях выполнения задач и функций  государства, обеспечения демократического развития общества, соблюдения прав и  свобод граждан; все ветви власти при этом уравновешивают и взаимно контролируют друг друга. Для этой теории характерны следующие общие признаки: 
- распределение власти между различными органами; 
рассредоточение практических функций государственной власти по различным государственным служащим;

- обеспечение взаимного равновесия органов власти;

- установленное законом равенство органов власти;

- самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении специальных государственных функций и специальной компетенции.

Взаимное сдерживание  ветвей власти обеспечивается различными способами:

- функционально, т. е. при использовании таких инструментов, как право вето, право контроля, право участия в общей государственной деятельности (например, участие президента и правительства в подготовке проекта конкретного законодательного акта; судебный контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц); 
- посредством собственно разделения властей, т. е. в тех случаях, когда государственная деятельность осуществляется не одним, а несколькими не подчиненными друг другу и в определенном  смысле независимыми органами, а решаемые ими государственные задачи считаются общими для всех органов государства.

Таким образом и возникают  элементы сдерживания и сбалансирования  всех ветвей государственной власти.

В Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Законодательный орган —  Федеральное Собрание — принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной  власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверии Правительству  РФ), участвует в создании судебных органов Российской Федерации. Контрольные  функции законодательной власти на федеральном уровне исчерпываются  контролем за исполнением бюджета  и правом Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству. Основное средство воздействия законодательной  власти на функционирование власти исполнительной — принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для  указанных органов.

Правительство РФ организует исполнение законов, различными способами  влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной  инициативы; представляет свои заключения на законопроекты, требующие привлечения  дополнительных федеральных средств).

Возможность выражения недоверия  Правительству РФ уравновешена правом Президента РФ на роспуск Государственной  Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость общества снизится и государство окажется не в состоянии  быстро и эффективно реагировать  на изменения в общественной жизни.

Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную  ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти Российской Федерации, тесно  взаимодействующую с законодательной  и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости  каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

Отличительным признаком  этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении  как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, то есть в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это  является наиболее важной характеристикой  исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство  такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума  в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Будучи ветвью единой государственной  власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и  компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

Исполнительная власть - ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Главные цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности граждан,  общества, государства

2) создание условий, способствующих  благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики  страны;

3) создание условий для реализации  гражданами и организациями их  прав и свобод, для свободной  политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

Признаки исполнительной власти:

1. Первый признак административной власти - ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2. Второй признак - ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Административная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной  нормой, намечающей модель поведения  людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая  дело с действительными явлениями  жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них -- имуществом и общественными  процессами.

3. Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

4. Административная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации.

5. Существенный признак административной власти - наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов -- правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

6. В непосредственном ведении государственной администрации находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты административной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения.

Исполнительная власть -- это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества.

Уровень подконтрольности государственной  администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и  ее проявлений: свободы слова, права  на получение информации, многопартийности и др.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «исполнительная власть»:

исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

К числу общих функций исполнительной власти можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть - это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение.

 

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это  государственная организация, часть  системы органов государственной  власти в Российской Федерации, учрежденная  самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов  и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства  и общества посредством пользования  специальных форм и методов осуществления  управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих. 

Конституция РФ, закрепляя  единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня. 

Для классификации органов  исполнительной власти применяются  следующие критерии:  
1. В соответствии с федеральным государственным устройством:  
- федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);  
- региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);  
- органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).  
2. В зависимости от объема и характера компетенции:  
- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);  
- органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);  
- органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др. 

Информация о работе Исполнительная власть и управление