Контрольная работа по «Административный процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать понятие административного наказания;
2) обозначить цели административного наказания;
3) рассмотреть систему и виды административных наказаний;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, цели и виды административных наказаний.
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
1.3 Виды административных наказаний
Глава 2. Правовой статус лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
2.1 Понятие правового статуса участников производства по делу об административном правонарушении
2.2 Правовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

рботаАП.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях характеризуется  комплексом прав и обязанностей, базирующихся на конституционных правах и обязанностях личности тем имеющих свою специфику  дополнительные права и обязанности. Помимо этого правовое положение  участников производства по делу об административном правонарушении включает в себя юридическую  ответственность, которая применяется  в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения ими своих обязанностей.

Категории «правовое положение» и  «правовой статус» вполне возможно считать тождественными, поскольку  этимологически и по существу они совпадают/ Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование).Саранск, 1995. С. 16..

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. В реальной жизни они не выступают самостоятельно, находясь в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии./Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2001. С. 71.

Общий правовой статус человека (гражданина) отражает наиболее важные связи государства и общества с одной стороны и граждан - с другой. Данное понятие включает только то, что присуще всем гражданам, оставляя за рамками индивидуальное, частное, характеризующее отдельных лиц или группы.

Однако характеристика правового  положения участника производства по делу об административном правонарушении не исчерпывается общим статусом человека (гражданина). Разнообразие общественных отношений порождает для члена  общества, гражданина, государства  различные правовые состояния, специальные  и индивидуальные правовые статусы. Их наличие не колеблет положения  о едином, неделимом и одинаковом для всех граждан общем статусе. Наоборот, дифференциация правового  положения отдельных групп людей  и как результат -образование специальных статусов - вполне оправдывается идеями социальной справедливости, которая связана с необходимостью возможно более точно определить вклад гражданина в общественную систему, индивидуализировать его статус, учесть условия и особенности его деятельности.

Поэтому образование специальных  статусов является результатом правового  регулирования тех или иных общественных отношений, которые учитывают наличие  социальных, естественных и других различий между людьми, объективно детерминирующих особенности их правового положения. В результате учета этих особенностей специальный статус характеризуется меньшей, чем общий, степенью всеобщности, так как он распространяется только на определенную группу лиц, объединенных по какому-либо признаку. В нашем случае по месту и роли в производстве по делу об административном правонарушении.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях, существует на основе норм материального права, которые  составляют специальный правовой статус.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях является своеобразной трансформацией общего правового статуса  лица, последовавшей в результате возбуждения дела об административном правонарушении. Или в результате получения соответствующим лицом  физического, имущественного или морального вреда и, следовательно, появления  у потерпевшего комплекса специфических  взаимных обязанностей и прав с лицом, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении и государством.

Следует отметить, что правовой правовое положение является категорией комплексной  и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация участниками производства по делам об административных правонарушениях своих юридических прав и обязанностей.

Однако, определяющими (центральными) в правовом положении (статусе) являются юридические права, юридические  обязанности, а также юридическая  ответственность субъекта, то есть структурные элементы, составляющие основное содержание рассматриваемого явления в узком (собственном) смысле.

Дополнение общего правового положения (статуса) выражается в приобретении каждым из участников производства по делу об административном правонарушении прав и обязанностей, не являющихся общими для всех субъектов права, их можно определить как специфические. Совокупность специфических прав, обязанностей принадлежащих участникам производства по делам об административных правонарушениях  имеет важное значение для характеристики их правового статуса и является его необходимой составной частью (компонентом).

Наряду с существующей общей  обязанностью, у участников производства по делам об административных правонарушениях  возникает имеющая материальную природу обязанность подвергнуться процессуальной процедуре, то есть выступать субъектом процессуальных отношений. Это подчеркивает, что материальные и процессуальные правоотношения хотя и являются относительно самостоятельными явлениями, но в сфере юридической ответственности тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Как субъекты правоотношения, участники производства по делам об административных правонарушениях имеют как обязанности, так и права.

При отрицании существования правового  положения участников производства по делам об административных правонарушениях  не представляется возможным вести  речь о законном разрешении возникшего юридического дела.

В частности если лицо получило физический, имущественный или моральный  вред государство вправе и обязано  не только обеспечить соблюдение его  прав, но и потребовать от него соблюдения обязанностей, но только на основании, предусмотренном законом и с  учетом его правового положения. Иногда возникает проблема с установлением  личности потерпевшего, не желающего  привлекать к ответственности лицо, в отношении которого имеется  повод к возбуждению дела об административном правонарушении/ Новиков В.П. Физические и юридические лица как потерпевшие по делам об административных правонарушениях.- М., 2004. С. 56..

Неурегулированным на законодательном  уровне остается вопрос о возможности  проверки, в необходимых случаях, документов, удостоверяющих личность, у очевидцев правонарушений /Красноглазов А.Ю. Некоторые проблемы применения органами внутренних дел отдельных административно-процессуальных мер, направленных на по- лучение доказательств / Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе Российской Федерации / Под ред. A.M. Никитина. Москва-Брянск, 2002. Ч. 2. С. 136.. Следует отметить, что конкретные права участника производства по делу об административном правонарушении должны соответствовать основным конституционным нормам и международным пактам о правах человека, что следует понимать как единство целей конституционных и других прав человека. Поэтому реализация субъективных прав потерпевшим должно осуществляться в тех границах, которые указаны в законе, и теми средствами, которые допускаются законом.

Участники производства по делам об административных правонару-шениях наделяется государством «способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность./ Административно-процессуальное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.,2004.С. 82-83.

2.2 Правовое положение  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении 

Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо.

Эти лица вправе знакомиться со всеми  материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными  правами в соответствии с КоАП РФ.

Указанные лица впредь до вынесения  судьей, органом, должностным лицом  постановления по делу относятся  к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено  лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о  месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило  ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство  оставлено без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие  при рассмотрении дела лица, в отношении  которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых  может оказать отрицательное  влияние на указанное лицо./ Толстопятова О.В. Совершенствование правового статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2003, № 2. - С. 108-111

 

 

 

 

Заключение

Административное наказание –  это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая только к лицу, признанному  виновным в совершении такого правонарушения, и заключающаяся в обусловленном  ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении  виновного дополнительными обязанностями  либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия  для привлекаемого к административной ответственности.

Целями административного наказания  являются предупреждение совершения новых  правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического  лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

В правовом (узком) понимании система  административных наказаний представляется как относительно самостоятельная  и устойчивая в структуре административного  принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых  обусловлены единством функционального  назначения административного наказания  в административно-наказательной политике государства.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться  следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф; 

3) возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального права,  предоставленного физическому лицу;

6) административный арест; 

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация; 

Административное наказание назначается  в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность  заданное административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом  о совершенном им административном  правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим  административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение  причиненного ущерба или устранение  причиненного вреда; 

4) совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо  при стечении тяжелых личных  или семейных обстоятельств; 

5) совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка. 

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его; 

2) повторное совершение однородного  административного правонарушения, если за совершение первого  административного правонарушения  лицо уже подвергалось административному  наказанию, по которому не истек  срок, в течение которого лицо  считается подвергнутым административному  наказанию; 

3) вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

4) совершение административного  правонарушения группой лиц; 

5) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

6) совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения. 

Давность привлечения к административной ответственности:

Информация о работе Контрольная работа по «Административный процесс»