Содержание
Введение 3
1. Предмет
и метод административного права 5
2. Законодательство
об административном правонарушении,
системы, задачи, принципы 22
Список литературы 38
Введение
Административное право
в российской правовой доктрине
традиционно рассматривается в
двух основных ипостасях: как
отрасль российского права, представляющая
собой совокупность норм права,
регулирующих более или менее
однородные отношения с помощью
специфического метода правового
регулирования, а также как
наука в системе правовых наук,
занимающаяся изучением указанной
совокупности норм отрасли административного
права.
Административное
право - это одна из центральных отраслей
современной системы права любого государства.
Хотя история возникновения и становления
правовых систем различных государств
отдает историческое первенство таким
отраслям права, как гражданское и уголовное,
можно с уверенностью утверждать, что
административное право в его современном
понимании - это центральная отрасль материального
права, наряду с гражданским, уголовным
и конституционным. Не будет слишком большим
преувеличением, если сказать, что все
отрасли в современной системе права так
или иначе находятся в группе либо гражданско-правовых
либо административно-правовых отраслей
(исключая, разумеется, блок уголовно-правовых
отраслей и конституционное право).
Для того, чтобы дать
понятие отрасли административного
права, необходимо первоначально определить
сущность отрасли, то есть попытаться
остановиться на характерных чертах данной
совокупности норм права, определяющих
ее своеобразие в массиве правовых отраслей.
Сущность отрасли может
быть определена через совокупность
ее целей, задач, функций, механизма
правового регулирования, принципов.
Только они в состоянии отразить
индивидуальность отрасли права,
придать ей самостоятельность и
научную основу. Но, прежде всего, отрасль
права должна быть отнесена к какой-либо
видовой категории, определяющей ее принадлежность
к группе однородных отраслей.
Административное право
- это право публичное. Это обстоятельство
определяет цель, стоящую перед исследуемой
отраслью права: административное право
призвано обеспечивать публичный интерес,
регулируя отношения, связанные с управлением
общественными процессами. Публичность
отрасли абсолютна. Если кто-то попытается
возразить, что административное право
помимо защиты публичных интересов также
призвано охранять частный интерес от
произвола власти в процессе государственного
управления, то ему можно возразить, что
публичный интерес в демократическом
государстве определен конституционными
принципами, среди которых есть и принцип
уважения прав и свобод личности, их первичности
по отношению к государству в целом. Так,
ст. 2 Конституции РФ предусматривает,
что признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - обязанность
государства.
Цель работы – изучить
введение в административную юриспруденцию.
Задачи работы:
1. Изучить
предмет и метод административного права;
2. Рассмотреть
законодательство об административном
правонарушении, системы, задачи, принципы;
Объект исследования –
законодательство об административном
правонарушении.
Предмет исследования –
предмет и метод административного права
1. Предмет и метод административного
права
Предмет отрасли - это группа
общественных отношений, регулируемых
нормами той или иной отрасли права. Собственно
именно выявление однородных общественных
отношений, регулирование которых осуществляется
нормами права при вероятном единстве
метода правового воздействия на эти отношения,
позволяет констатировать формирование
в системе права определенной отрасли
права1.
Предмет административного
права крайне обширен и не
может быть с легкостью определен
конкретной сферой. Административно-правовые
отношения - это, с одной стороны, отношения
повседневные, отношения, в которые гражданин
вступает ежедневно, переходя улицу по
правилам дорожного движения, спрашивая
дорогу у постового милиционера, заходя
в паспортный стол для получения паспорта
нового образца, уплачивая штраф за безбилетный
проезд в троллейбусе и т.д. С другой стороны,
административное право регулирует отношения,
связанные с такими вопросами, которые
вряд ли волнуют обывателя каждый день
его жизни: вопросы организации мобилизационной
подготовки, установление режима Государственной
границы, определение правил введения
военного или чрезвычайного положения.
Кроме того, в сфере регулирования административного
права находятся и все те отношения, которые
возникают в связи с организацией самой
государственной администрации, в том
числе системой и структурой органов государственного
управления, статусом государственного
служащего и должностного лица.
Осветить весь спектр
отношений, находящихся в сфере
влияния норм административного
права, невозможно. Недаром административное
право обладает наиболее обширной
из всех отраслей российского
права, плохо поддающейся систематизации
и вследствие этого слабо исследованной
особенной частью. Более того, анализ системы
административного законодательства
также весьма затруднителен, поскольку
круг источников административного права
определить крайне трудно, а назвать хотя
бы приблизительное их число и вовсе невозможно.
Между тем, выявление
предмета административного права
весьма актуально, поскольку предопределяет
распространение на те или иные отношения
административно-правового воздействия,
которое, как мы увидим из дальнейшего
материала, отличается значительным своеобразием
и сопряжено с возможностью правомерного
ограничения некоторых прав и свобод,
закрепленных конституционно.
Все сказанное заставляет
обратиться к теоретическому
анализу наиболее общих родственных
признаков всех отношений, относимых к
предмету административного права, с целью
выявления ключевого из них, определяющего
принадлежность урегулированного нормой
права отношения к разряду административно-правовых.
Администрация (от
лат. administratio) переводится с латинского
языка как "распоряжение, управление,
и в этом видится ключ к раскрытию предмета
отрасли, носящей соответствующее имя.
Кроме того, администрация зачастую воспринимается
как субъект управления, что, по большому
счету, не меняет сути явления. Действительно,
административное право регламентирует
отношения, возникающие в связи с управленческой
деятельностью (администрированием), по
поводу взаимодействия управляющих субъектов
(администрации) и управляемых. Так, Ю.А.
Тихомиров в своем "Курсе административного
права и процесса" указывает, что предмет
административного права составляют тщательное
регулирование содержательной деятельности
администрации и ее связей, система административных
процедур.
Однако остановиться
на таком определении значило
бы смешать в одном блоке отношений
предметы таких отраслей, как право административное,
конституционное, трудовое и т.п., поскольку
во всех этих отраслях управленческие
отношения, безусловно, присутствуют в
качестве предмета. В частности, конституционное
право определяет конституционные основы
системы управления государством, базируя
правовое воздействие на принципе разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную власти. С другой стороны, трудовое
право регулирует отношения между работником
и работодателем, выступающим в лице своей
администрации (в смысле управленческого
центра).
Следовательно, необходимо
сосредоточиться на том, какими
особенностями отличаются управленческие
отношения, регулируемые административными
правом, в сравнении с другими аналогичными.
Прежде всего, речь, безусловно, идет о
государственных управленческих отношениях,
то есть отношениях, возникновение, реализация
и прекращение которых связано с государственными
(а вернее - публичными) интересами. В частности,
еще профессор А.И. Елистратов, говоря
о науке административного права, указывал,
что она "изучает правовые отношения
в области государственного управления".
Это означает, прежде всего, что административное
право регулирует отношения, связанные
с публичным управлением, то есть организацией
общественных процессов в публичных целях.
Соблюдение публичных интересов - это
цель государственного администрирования
и оправдание применения его методов.
Следует иметь в виду, что, по меткому выражению
того же Елистратова: "то, в чем власть
видит общее благо, может, на самом деле,
и разойтись с интересами значительной
части населения. ...Но, во всяком случае,
правомерные требования правящей власти
в современном государстве предъявляются
к гражданам не как частный интерес правящих,
а во имя общего блага"2.
Государственному управлению
как центральной категории административного
права посвящены работы виднейших специалистов
в области административного права. В
рамках науки административного права
создана специальная теория государственного
управления. Большинство учебных пособий
по курсу административного права начинаются
с раздела, посвященного государственному
управлению. Здесь отметим, что понимание
феномена государственного управления
возможно в широком и узком смыслах. В
широком смысле этого слова, государственное
управление включает в себя и конституирование
государственного механизма в целом (то
есть предусматривает включение в спектр
государственно-управленческих отношений
и отношений конституционно-правовых).
В узком смысле, государственное управление
- это объект административно-правовых
отношений.
Отношения, которые
мы можем отнести к категории
административно-правовых, должны быть
достаточно конкретными и возникающими
в рамках уже существующих
конституционно установленных статусов
и учреждений. Конституционное право
определяет общие принципы и
основы всего государственного устройства,
в том числе и выделяет в системе органов
государственной власти отдельную ветвь
- исполнительную власть, силами которой
реализуются многие конституционные принципы.
Административное право призвано определять
формы и способы осуществления исполнительных
функций этой ветви власти посредством
введения специальных режимов тех или
иных отношений, возникающих по ходу реализации
соответствующих конституционных положений.
Ю.М. Козлов говорил о том, что главная
особенность отношений, составляющих
предмет административного права, состоит
в том, что "они возникают, развиваются
и прекращаются в сфере государственного
управления, т.е. в связи с организацией
и функционированием системы исполнительной
власти на всех национально-государственных
и территориальных уровнях России. Основой
определения предмета административного
права, данного в "Курсе административного
права Российской Федерации" Б.Н. Габричидзе
и А.Г. Чернявского, является положение
о том, что общественные отношения, урегулированные
нормами административного права, являются
отношения "в сфере исполнительной
власти", сложными и многоструктурными
по своим взаимосвязям с другими отраслями
российского права.
Д.Н. Бахрах дает
развернутое определение предмета
административного права: "предметом
административного права Российской Федерации
являются властеотношения, которые возникают
в процессе формирования и функционирования
государственной администрации (за исключением
тех, которые регулируются нормами иных
отраслей права), а также отношения, возникающие
при применении любыми уполномоченными
правом субъектами мер административно-правового
принуждения, иных мер административного
воздействия, рассмотрении во внесудебном
порядке жалоб граждан"3.
Итак, как видно из
приведенных определений, большинство
специалистов в области административного
права подчеркивают связь предмета данной
отрасли с государственным управлением,
исполнительной властью, функционированием
государственной администрации в самом
широком смысле этого слова. Однако, также
заметно, что помимо отношений, возникающих
непосредственно в связи с государственно-управленческой
деятельностью, в предмет административного
права включаются те разновидности общественных
отношений, которые связаны с управлением
внутренним, в том числе с самоуправлением.
Например, к административно-правовым
относят управленческие отношения, возникающие
внутри государственных органов, в том
числе и не являющихся органами исполнительной
власти.
Обобщая вышесказанное,
можно констатировать, что в самом
общем виде предмет административного
права составляют общественные
отношения, носящие организационно-управленческий
характер, то есть отношения, направленные
на управление какими-либо общественными
процессами или явлениями с целью их организации,
приведения в стабильное, в функциональном
смысле, состояние. При этом управление
осуществляется в интересах (во имя) всего
общества и государства. Для пояснения
приведенного тезиса следует сказать,
что правовое регулирование в целом направлено
на упорядочение общественных процессов
и в этом смысле административное право
не является каким-то особенным, однако,
в отличие от прочих отраслей права, в
рамках административного права регулируются
сами отношения по упорядочению. Так, если
гражданское право упорядочивает общественные
отношения, возникающие между равными
субъектами правоотношения по поводу
различного рода благ, то административное
право регулирует (упорядочивает) общественные
отношения по упорядочению государством
экономических, социально-культурных
и административно-политических процессов,
протекающих в обществе.
На более частном
уровне норма административного
права устанавливает конкретное правило
поведения субъекта, действующего (функционирующего,
существующего) в одной из жизненно важных
сфер жизнедеятельности общества, призванное
определенным образом воздействовать
на характер поведения этого субъекта
с целью привести такое поведение в соответствие
с избранными векторами общественного
развития. Например, административно-правовыми
будут отношения, возникающие между гражданином,
желающим организовать тотализатор, и
органом исполнительной власти, выдающим
лицензию на соответствующий вид деятельности.
Соответственно нормы, устанавливающие
процедуры выдачи, действия, прекращения
лицензии, контроля за соблюдением лицензионных
требований и условий, являются нормами
административного права. Аналогично
отношения, возникающие между Судебным
департаментом при Верховном Суде РФ и
судами судебной системы России, также
являются административно-правовыми,
поскольку данный государственный орган,
не являясь органом исполнительной власти
в собственном смысле, тем не менее, выполняет
организационно-управленческие функции
в отношении деятельности судов и их аппаратов.