Меры административного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………….5

Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...….9
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21

Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания…………………………………………………………………………74

Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….………………….81

Заключение…………………………………………………………………..……84 Список использованных источников и литературы. Нормативно-
правовые акты………………..……………………………………………….…...87

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - меры административного наказания.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

 

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

- продолжение  противоправного поведения, несмотря  на требования уполномоченных  на то лиц прекратить его;

- повторное  в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

- вовлечение  несовершеннолетнего в совершение  административного правонарушения;

- совершение  административного правонарушения  группой лиц;

- совершение  административного правонарушения  в условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

- совершение  административного правонарушения  в состоянии опьянения.51

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами. Он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. Это исключает признание иных оснований в качестве отягощающих вину, а равно и оснований для усиления административного наказания.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны лишь те, которые не представляют собой объективные признаки административного правонарушения, как, например, состояние опьянения не расценивается подобным обстоятельством в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку данное правонарушение образует состав самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.52

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В указанных случаях, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение  административного наказания в  виде предупреждения, если одной  из указанных санкций предусматривается  назначение административного наказания  в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может  быть назначен наибольший административный  штраф в денежном выражении, если  указанными санкциями предусматривается  назначение административного наказания  в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания за несколько административных правонарушений могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.53

 

3.3. Сроки давности применения административных наказаний и административной наказанности

 

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, таможенного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и на некоторые другие случаи. За эти нарушения предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Кодекс определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.54

Однако, данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.55

 Поэтому, в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд наконец-то разрешил существовавшую спорную для правоприменителей проблему с исчислением срока давности для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания, указав, что должен применяться общий срок в два месяца либо в один год по некоторым составам правонарушений.

Таким образом, наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания. Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изложенного можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию административного законодательства: 

Во-первых, необходимо внести изменения в КоАП РФ, предусматривающие, в частности, возможность приостановления исполнения наказания в виде административного ареста, в случае, если постановление о назначении административного наказания в виде административного ареста обжаловано в вышестоящие инстанции. Это особенно важно при исполнении такого вида административного наказания как административный арест, который представляет собой наиболее строгий вид административного наказания, сопряженный с ограничением основных и неотъемлемых прав человека, таких, как свобода и личная неприкосновенность. Поэтому нормы законодательства о назначении и исполнении административного ареста должны быть наиболее продуманными.

Во-вторых, исключить возможность применения к правонарушителю двойного наказания, например, наказания за одно и то же деяния в административном и дисциплинарном порядке, административном и уголовном порядке, в дисциплинарном и уголовном порядке. В настоящее время на практике это довольно часто случается в случае совершения лицом деяния, по результатам которого в возбуждении уголовного дела отказано и лицо привлечено к административной ответственности, а в последствии постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется ( чем часто любят заниматься сотрудники прокуратуры и следствия) и к человеку уже применяются иные меры наказания, в том числе и уголовного характера. И это несмотря на однозначные требования положений Конституции РФ, согласно которым никто не может быть дважды подвергнут наказанию за одно и то же деяние. То же самое происходит и в отношении сотрудников правоохранительных органов, когда за управление транспортным средством в состоянии опьянения, их в административном порядке лишают права управления транспортным средством и в дисциплинарном порядке увольняют со службы в органах внутренних дел. Возможно, это было бы справедливым из-за их особого статуса как лица, должного самому пресекать подобные правонарушения. Но однозначного указания на это в существующем законодательстве не имеется, и пока это является еще и дискриминацией по признаку профессиональной принадлежности, что согласно Конституции РФ является недопустимым.

В-третьих, необходимо законодателям продолжить работу по приведению регионального законодательства субъектов РФ в полное соответствие с федеральным законодательством с целью недопущения различий в подходах судов и иных органов и должностных лиц в определении размеров санкций за аналогичное правонарушение в разных регионах нашей огромной страны, чтобы не было разницы где было совершено правонарушение, чтобы наказание за него было единообразным и справедливым.

В-четвертых, необходимо обсуждать вопрос о возможности назначения строгих видов административного наказания только судами, в том числе и по административным штрафом в значительных размерах, что даст возможность более полному и объективному расследованию обстоятельств дела, принятия по нему законного и обоснованного решения с учетом всех значимых обстоятельств дела и личности правонарушителя.

В-пятых, привести в соответствие систему административных и уголовных наказаний в разумные рамки размеров наказаний, чтобы исключить то, что в порядке административного производства лицо может быть подвергнуто более строгому наказанию, чем за совершение уголовно-наказуемого деяния, что касается, например, размеров штрафов, сроках лишения специального права.

В-шестых, в  КоАП РФ необходимо четкое закрепление правила о том, что конфискованы могут быть деньги и ценные бумаги, полученные вследствие административных правонарушений.

И наконец, в-седьмых, считаю обоснованной и достойной обсуждения в законодательных органах государства точку зрения, высказанную мировым судьей судебного участка №2 Онежского района Архангельской области Жирковым В.Н.56, согласно которой возможно допустить при назначении административных наказаний за наиболее грубые правонарушения условную меру осуждения, дающую возможность лицу осознать противоправность своих действий, удерживаться от повторного совершения подобных правонарушений. Ведь не секрет, что лицо, совершившее мелкое хищение (ст.7.27 КоАП РФ) может понести более строгое наказание в виде административного ареста, чем лицо, совершившее уголовное преступление на несколько большую сумму (что порой выражается всего в нескольких рублях) вполне может рассчитывать при определенных обстоятельствах на условное осуждение. Я бы предложил такой вариант, при котором стало бы возможным применить условное административное наказание: это в первую очередь впервые совершенное административное правонарушение, имущественный ущерб либо отсутствует, либо полностью возмещен, лицо, совершившее правонарушение характеризуется положительно и имеются смягчающие вину обстоятельства. Кроме того, я бы предложил применять условное наказание для таких видов административного наказания, как административный арест, лишение специального права, дисквалификация. При этом установить испытательный срок меньший или равный сроку административной наказанности. И в случае, если в испытательный период повторно совершено аналогичное правонарушение этим лицом, то при назначении наказания за новое правонарушение ему следует назначить и новое наказание и то наказание,  которое было назначено условно. В данной ситуации это вполне может стать сильным сдерживающим фактором от совершения новых правонарушений.

 

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

 

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ//Российская газета.-2009.-21 января.
  2. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№1 (ч.1).-Ст.1.
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации ч.1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998. -N 31 ст. 3824
  4. Российская Федерация. Законы. Уголовный Кодекс Российской Федерации от  13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
  5. Российская Федерация. Законы. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61 – ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.). // "Парламентская газета" от 3 июня 2003 г. N 99-100
  6. Российская Федерация. Законы. О милиции: Федеральный закон от 18.04.1991г. №1026-1-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503
  7. Российская Федерация. Законы. О борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 25.07.1998г. №130-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Российская газета, №146, 04.08.1998.
  8. Российская Федерация. Законы. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 21.07.1997г. №119-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Российская газета, №149, 05.08.1997.
  9. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре: Федеральный закон от 17.01.1992г. №2202-1 (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.-№1.-Ст.9.
  10. Российская Федерация. Законы. О государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон от 01.04.1993г. №4730-1 (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-№17.-Ст.594.
  11. Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994г. №68-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1994.-№30.-Ст.3648.
  12. Российская Федерация. Законы. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный закон от 27.04.1993г. №4866-1 (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-№19.-Ст.685.
  13. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№50.-Ст.4873.
  14. Российская Федерация. Законы. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 г. №150-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№51.-Ст.5681.
  15. Российская Федерация. Законы. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 г. №3-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№2.-Ст.219.
  16. Российская Федерация. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.- N 30.- Ст. 3032.
  17. Российская Федерация. Законы. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№14.-Ст.1650.
  18. Российская Федерация. Законы. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№23.-Ст.2277.
  19. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№33.-Ст.3349.
  20. Российская Федерация. Законы. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 11.03.1992 г. № 2487-1ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)//Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1992.-№17.-Ст.888.
  21. Российская Федерация. Законы. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.- N 35.-Ст. 3649.
  22. Российская Федерация. Законы. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (по состоянию на 25.08.2010 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации,-1996.-№34.-Ст.4029.
  23. Российская Федерация. Президент. О концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 01.01.2000 г. №24// Собрание законодательства.-2000.-№2.-ст.170.
  24. Российская Федерация. Президент. Вопросы структуры органов исполнительной власти  Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 г. №649 (с изм.и доп.)//Собрание законодательства Российской Федерации.-2004.-№21.-Ст.2023.
  25. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста: постановление от 02.10.2002 г. №726// Российская газета.- №191.- от 09.10.2002 г.
  26. Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. О должностных лицах таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание: приказ Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 г. №198 (с изм. и доп.)// Российская газета.-2005.-08 апреля.-№72.-с.16.
  27. Российская Федерация. Министерство внутренних дел. О должностных лицах системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание: приказ МВД РФ от 21.08.2002 г. №805 (с изм. и доп.)// Российская газета.-2002.-04 августа.-№166.-с.14
  28. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания// Ведомости Верховного Совета СССР.-1987.-№45.-ст.747.
  29. Российская Федерация. Верховный Суд. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12, от 11.11.2008 N 23, от 10.06.2010 N 13)// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2005 г., N 6.
  30. Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2010.- N 29.- ст. 3983.

Информация о работе Меры административного наказания