Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:34, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.
Введение………………………………………………………….……………….5
Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...….9
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания…………………………………………………………………………74
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….………………….81
Заключение…………………………………………………………………..……84 Список использованных источников и литературы. Нормативно-
правовые акты………………..……………………………………………….…...87
Личный характер лишения специального права предопределяется общими с другими административными наказаниями требованиями (критериями). Во-первых, применение данной меры административной ответственности имеет целью принуждение конкретного лица; во-вторых, - лица, совершившего деяние, подпадающее под признаки соответствующего административного правонарушения, и, в-третьих, в случае наличия вины такого правонарушителя в совершении конкретно определенного противоправного деяния. Личный характер лишения специального права предполагает также строгую целесообразность обусловленного им вмешательства в правовой статус личности, которое требует, в свою очередь, достаточную обоснованность его как в конкретных обстоятельствах (характер совершенного лицом административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность), так и в отношении конкретного индивида (личность виновного, его имущественное положение).
Административный арест является одним из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Устанавливаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до тридцати суток.
Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно.
Административный арест применяется в исключительных случаях. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях КоАП РФ, содержащих соответствующие санкции.
Кодекс содержит перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. При принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено и подтверждено соответствующими документами, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
При назначении наказания в виде административного ареста судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.
Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.33
Административный арест занимает весьма специфическую нишу в системе административных мер принуждения. В ряде случаев он выступает в качестве единственно возможного способа воздействия на девиантную часть современного российского общества. Как показывает правоприменительная практика, подавляющее количество лиц, совершающих административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 6.9, 20.1, 20.21 КоАП РФ, - т.е. мелкие хулиганы, бытовые пьяницы, наркоманы и т.д. - являются "хронически неплатежеспособными", применение в отношении них в качестве меры воздействия административного штрафа является полной профанацией. В лучшем случае штраф не будет оплачен, в худшем он ляжет бременем на плечи потерпевшей стороны. Трудно придумать более абсурдную ситуацию, когда приехавшие по вызову жены, у которой дома дебоширит пьяный муж, сотрудники милиции выписывают правонарушителю штраф. Ясно, что деньги на его оплату могут быть только из семейного бюджета, в формировании которого бытовой пьяница может принимать самое посредственное участие. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии у административного ареста действенных альтернативных средств воздействия на определенную категорию правонарушителей и в целом на оперативную обстановку в современном российском обществе.
Сравнительный анализ норм, регулирующих исполнение постановлений об административном аресте и правоприменительной практики, позволяет сделать вывод о наличии некоторых противоречий между ними и требованиями ст. 46 Конституции РФ. Как уже отмечалось, согласно ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Такая же позиция закреплена и в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5: "Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ)". По общему правилу постановление об административном наказании исполняется с момента вступления его в законную силу - то есть после истечения 10-дневного срока возможного обжалования. Однако КоАП РФ не предусматривает механизма приостановления исполнения постановления о наложении административного наказания в виде административного ареста в связи с подачей жалобы на вынесенное судьей постановление. Вряд ли такое положение, противоречащее Конституции РФ, может быть признано приемлемым. Как отмечалось многими правоведами, по сути, речь идет об исполнении постановления, не вступившего по общему правилу в законную силу. Это в определенной степени находило свое объяснение в то время, когда постановления, выносимые судьями районных судов, являлись окончательными и не подлежали обжалованию. Однако в настоящее время постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и, следовательно, до рассмотрения жалобы считается не вступившим в законную силу, а поэтому его исполнение нельзя признать законным. Однако, несмотря на неоднократную критику ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ, законодатель до настоящего времени не внес необходимые изменения в указанную норму и не предусмотрел механизма приостановления исполнения административного ареста на время производства процедуры обжалования судебного постановления.
Таким образом, немедленное исполнение административного ареста приводит к ограничению конституционного права граждан на судебную защиту, уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении наказания и приводит, по сути, к исполнению постановления, не вступившего в законную силу.
Различные положения КоАП РФ, связанные с назначением и исполнением административного ареста, в разное время были предметом обжалования в Конституционный Суд РФ.
Так, в Определении КС РФ от 13 июня 2006 г. N 195-О разрешался вопрос о конституционности положения ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, согласно которому административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. В этом Определении КС РФ санкционировал право судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, при решении вопроса о назначении административного наказания в виде административного ареста признавать в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, также такое не указанное в КоАП РФ основание, как самостоятельное воспитание отцом малолетних детей.
Данное решение КС РФ имеет позитивное значение, поскольку закрепило сложившуюся правоприменительную практику, в соответствии с которой перечень смягчающих обстоятельств, которые могут повлиять на назначение административного ареста, не исчерпывается содержанием ч. 2 ст. 3.9, а также ст. 4.2 КоАП РФ. В частности, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающим обстоятельством, например, положительную характеристику по месту работы или учебы, наличие иждивенцев, наличие правительственных наград, орденов и медалей и т.д.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Конкретные административные правонарушения, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч.2 ст. 18.1, ч.2 ст. 18.4, 18.8, ч.2 ст.18.10, 18.11 КоАП РФ.
Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ), а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами Федеральной пограничной службы.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ст. 28.3 КоАП РФ), пограничными органами (ст. 28.3 КоАП РФ), органами, уполномоченными в области миграции населения (ст. 28.3 КоАП РФ). Процедура выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9 Кодекса)34.
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения35.
Кодекс устанавливает, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (граждане стран СНГ, которые могут служить с Вооруженных Силах РФ на контрактной основе).
Запрет на въезд в Россию в течение пяти лет после исполнения постановления об административном выдворении находится в противоречии с годичным сроком состояния административной наказанности, предусмотренным ст. 4.6 КоАП РФ. Но это обстоятельство можно признать оправданным для специфической и значимой области миграционных отношений. Однако помимо невозможности в последующем получить выдворенному лицу разрешение на временное проживание, ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. исключает возможность получения вида на жительство в РФ. В то же время п. 6 ст. 9 этого Закона позволяет получить вид на жительство при прекращении (снятии или погашении) судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В итоге мы имеем ситуацию, при которой тяжесть последствий при административном выдворении выглядит весомее последствий уголовно наказуемого деяния.
Изложенное требует устранения противоречия положений нормативных актов. В качестве одного из выходов из создавшейся ситуации можно было бы дополнить ст. 3.10, 4.6 КоАП РФ положением, допускающим увеличение срока состояния административной наказанности в случаях, предусмотренных законом.
Дисквалификация является абсолютной новеллой для отечественного законодательства об административных правонарушениях и совершенно новым видом административного наказания.
В п. 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих гражданских прав и обязанностей. Права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, а также занимать руководящие должности, для отдельных субъектов.
Первый раз понятие «дисквалификация» в современной России было закреплено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 9 данного Закона под дисквалификацией понималось лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом.
С вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дисквалификация была установлена как один из видов административного наказания.
В настоящее время дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Она – дисквалификация, представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление деятельности в области предпринимательства. Это показывает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Данный запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это взаимосвязано тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.36