Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:34, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.
Введение………………………………………………………….……………….5
Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...….9
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания…………………………………………………………………………74
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….………………….81
Заключение…………………………………………………………………..……84 Список использованных источников и литературы. Нормативно-
правовые акты………………..……………………………………………….…...87
6. В зависимости от степени назначения:
а) основные административные наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям (предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и административное приостановление деятельности);
б) дополнительные административные наказания, назначаемые самостоятельно или в качестве дополнения к другим административным наказаниям (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).
7. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ч.3 ст. 3.2 КоАП РФ, все административные наказания можно поделить на:
а) устанавливаемые централизованно;
б) устанавливаемые децентрализованно.
Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализованно – законами субъектов РФ об административных правонарушениях: только предупреждение и штраф.
Перечень административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.
Таким образом, система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.
Правовая характеристика отдельных видов административных наказаний включает анализ признаков отдельных видов административных наказаний, а также содержит указания на порядок исполнения конкретного вида административных наказаний.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:
Теперь рассмотрим каждую из мер административного наказания поподробнее. Начнем, как и в Кодексе с наименее строгого.
Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания. КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.
Что нам говорит законодатель в самом тексте КоАП РФ о понятии и содержании предупреждения как меры административного наказания:
Статья 3.4. Предупреждение
1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение
Определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Следовательно, как и другим мерам административной ответственности, предупреждению присущи соответствующие признаки административно-властного принуждения.
Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется властно-обязывающим образом, т.е. властным субъектом государства (органом государства, его должностным лицом), полномочным налагать административные наказания, к физическим или юридическим лицам как субъектам, находящимся в рамках (условиях) административной ответственности в состоянии подчинения.
Будучи выраженным в законе, предупреждение рассматривается государством как итоговая негативная реакция на деяние, признаваемое и характеризуемое как административное правонарушение, т.е. противоправное, виновное, общественно вредное действие (бездействие) физического или юридического лица, преследуемое административно-деликтным законом под угрозой административного наказания.15
По своему содержанию предупреждение как административное наказание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального вреда. Но, как подчеркивается в административно-правовой литературе, по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер.16
По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.
Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что оно является официальным порицанием и предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, например, в области дорожного движения ( ч. 1 ст. 12.2, 12.3, ч.1 ст.12.5 и др.), к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние, однако только при соблюдении следующих условий, а именно при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предупреждение может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
В ст. 3.4 ч.1 КоАП РФ прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных государственных органов с указанием об устранении допущенных нарушений или их последствий. Такого рода предписания могут выноситься наряду с применением административного наказания, если это предусмотрено действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 54 Земельного Кодекса РФ одновременно с назначением административного наказания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока их устранения.17 Аналогичные предписания выносятся органами регулирования естественной монополии и другими уполномоченными государственными органами.
Предупреждение как мера административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам18.
Предупреждение, как и другие
виды административных
Ничем предупреждение и по своим последствиям не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. С применением предупреждения наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Так называемое состояние административной наказанности длится в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, т.е. со дня вручения под расписку физическому лицу или направления копии указанного постановления законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, то есть со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
Так, например, в соответствии с КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым такому наказанию, отнесено к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3). Таким образом, следует учитывать в качестве существенно негативного аспекта в контексте предупреждения душевную подавленность правонарушителя от ожидания более сурового административного наказания в тех случаях, когда его применение является вполне вероятным в случае совершения нового административного правонарушения и с учетом того, что предупреждение как менее строгий вид административного наказания не смогло обеспечить достижение целей административного наказания.
Следовательно, уже сам факт официального применения предупреждения в объективном смысле должен стать веским психологическим грузом для правонарушителя, создать ему психологический дискомфорт посредством побуждения у него критического отношения к своему противоправному поведению
Предупреждение является самодостаточной мерой административного наказания, поскольку его применение означает итог административного преследования и не требует какого-либо дополнительного административно-наказательного воздействия на лицо, признанное виновным в совершении конкретного административного правонарушения. В противном случае, а именно в ситуации применения к правонарушителю предупреждения вкупе с любым другим - более суровым - видом административного наказания, определение названной меры как воспитательно-превентивной оказывается лишенным всякого смысла и уже в силу этого не соответствует требованию соразмерности ограничения прав и свобод личности конституционно значимым интересам и целям. В итоге федеральный законодатель определяет предупреждение как основное административное наказание, которое применяется самостоятельно и лишь в прямо предусмотренных законом случаях.
Вместе с тем предупреждение как вид административного наказания следует отличать от устного замечания и предупреждения, выносимого в отношении некоммерческих организаций регистрирующими их органами за нарушения законодательства РФ.
Устное замечание является профилактической мерой (носит исключительно предупредительный характер, т.е. предшествует административному правонарушению или может быть с ним не связано), формой освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (носит также исключительно предупредительный характер, применяется в связи с административным правонарушением, но не представляет собой реализацию административной ответственности, которая связана с наступлением состояния административной наказанности) либо видом дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка. Кроме того, в отличие от предупреждения как меры административной ответственности замечание выносится в устной форме. Предупреждение, выносимое в отношении некоммерческих организаций регистрирующими их органами за нарушения законодательства РФ, является, по сути, формой реализации административно-властного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Указанное предупреждение хотя и выносится в письменной форме, но применяется в связи с нарушением некоммерческими организациями российского законодательства, не квалифицируемым как административное правонарушение, или совершением ими действий, противоречащих их уставным целям, и в этой связи - не подпадает под установленный законом режим производства по делам об административных правонарушениях.