Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43); бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
1. Сущность полномочий полномочий органов местного самоуправления ………………………………………………………..
4
2. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства ……………………..
11
3. Полномочия местного самоуправления в сфере культурной деятельности ……………………………………………………………
24
Заключение …………………………………………………………….
34
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кусровая по административному праву.docx

— 69.29 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 

Курсовая  работа по административному праву

на тему

«Полномочия органов местного самоуправления в  сфере культуры и  социальной защиты населения» 
 
 

Курсовая работа защищена с оценкой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2012 
Содержание
 

Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Сущность полномочий полномочий органов местного самоуправления ……………………………………………………….. 4
2. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства …………………….. 11
3. Полномочия местного самоуправления в сфере культурной деятельности …………………………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………. 34
Список  нормативно-правовых актов и литературы ………………… 36

 

      Введение

      Статья 7 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43); бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

      Важную  роль в реализации этой политики призваны играть органы местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потребностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизнедеятельности населения.

      Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления, в широком смысле этого слова, включает вопросы: образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения. Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функционированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности.

 

      1. Сущность полномочий органов местного самоуправления 

     Конституция Российской Федерации, признавая и  гарантируя МСУ, определяя его статус в системе народовластия, использует понятия: «полномочия МСУ», «права МСУ». Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

     Толковый  словарь русского языка определяет «полномочия», как официально предоставленное  кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел.[23, 143]

     Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно конституцией и другими законами. [45, 216]

     Полномочия  местного самоуправления- это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления права  и обязанности, необходимые для  осуществления задач и функций  местного самоуправления на территории муниципального образования.

     Полномочия  МСУ реализуются во-первых непосредственно  населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституцией РФ, федеральными законами признано право на осуществление местного самоуправления. Население городского, сельского поселения независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.

     Во-вторых, полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию. [33]

     Полномочия  МСУ можно подразделить на две  группы:

     1. «Собственные» полномочия МСУ,  т.е. те полномочия, которые признает  за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением

     2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.

     Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной  передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим  законом определяются условия и  порядок контроля за осуществлением органами МСУ данных полномочий.

     Полномочия  органов МСУ обладают специфическими чертами:

     1. Полномочия органов МСУ представляют  собой неразрывное единство закрепленных  в законе их прав и обязанностей.

     2. Полномочия органов МСУ закрепляются  в соответствующих нормативно - правовых  актах.

     3. В отличие от прав граждан  всякое полномочие органов МСУ  реализуется ими через совершение  властных действий административно-распорядительного  или нормоустановительного характера.

     4. Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения. [33]

     Классификации полномочий органов МСУ может  осуществляться по различным критериям. Анализ законодательства РФ позволяет  выделить основные сферы деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения: хозяйственного строительства, социально-культурного строительства, охраны общественного труда. Для осуществления деятельности в указанных сферах органы МСУ наделяются соответствующими полномочиями.

     Первым  составным элементом полномочий являются предметы ведения.

     Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы  местной жизни, в которых действует  данный, юридически компетентный в  них, орган.

     Каждый  орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование  полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение  круга его деятельности, той сферы  местной жизни, в которой действует  данный орган местного самоуправления.

     Таким образом, предметы ведения, как структурный  элемент понятия «полномочия», являются способом юридического обозначения  тех сфер местной жизни, которые  определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления.

     Закон об общих принципах организации  местного самоуправления определяет предметы ведения органов местного самоуправления в целом, указывая вопросы местного в ведении муниципального образования.

     Предметы  ведения конкретных органов местного самоуправления закрепляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации в уставах  муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных  образований, определяющих статус органов  местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

     В зависимости от особенностей предметов  ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий.

     К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) — предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.

     Характер  полномочий, закрепляемых за представительными  органами местного самоуправления, дает основание сделать вывод, что  деятельность этих органов, по существу, затрагивает все стороны местной  жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают  общеобязательные правила по предметам  ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы  развития муниципального образования, решают другие вопросы.

     Местная администрация (орган управления муниципального образования) управляет муниципальной  собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования  в соответствии с законами, уставом  муниципального образования.

     К органам специальных полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

     Второй  элемент полномочий — права и  обязанности — является основным, главным ее содержанием. Свои функции  и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления  принадлежащих им прав и обязанностей.

     Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны  с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют  пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

     Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на: а) полномочия общего характера; б) полномочия конкретного  характера.

     Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью  органов и должностных лиц  местного самоуправления относится  к полномочиям общего характера. Практическая реализация этого права  обеспечивается использованием Конкретных правомочий, которые принадлежат  представительному органу местного самоуправления в соответствии с  уставом муниципального образования (например, представительный орган  местного самоуправления вправе заслушать  отчет органа или должностного лица местного самоуправления).

     Таким образом, полномочия общего характера  как бы определяют задачи, направления  работы органов местного самоуправления. Полномочия конкретного характера  всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления.

     В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения  полномочий органов местного самоуправления:

     1) основные полномочия органов  местного самоуправления устанавливаются  конституцией или законом. Однако  это не исключает предоставления  органам местного самоуправления  в соответствии с законом отдельных  конкретных полномочий;

     2) органы местного самоуправления  в пределах, установленных законом,  обладают полной свободой действий  для осуществления собственных  инициатив по любому вопросу,  который не исключен из их  полномочий и не отнесен к  полномочий другого органа власти;

     3) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно  возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.  Предоставление каких-либо из  этих полномочий иному органу  власти должно производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии;

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры и социальной защиты населения