Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43); бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
1. Сущность полномочий полномочий органов местного самоуправления ………………………………………………………..
4
2. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства ……………………..
11
3. Полномочия местного самоуправления в сфере культурной деятельности ……………………………………………………………
24
Заключение …………………………………………………………….
34
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кусровая по административному праву.docx

— 69.29 Кб (Скачать файл)

     В условиях неоднородности субъектов  Федерации, не вызывает сомнений тот  факт, федеральный центр должен выполнять  функцию выравнивания бюджетной  обеспеченности территорий и в этих целях иметь возможность централизации  определенного объема налоговых  поступлений. Но сегодня процесс  централизации заходит намного  дальше.

     Трудность с разграничением предметов ведения  между уровнями власти даже в отношении  тех вопросов, которые носят очевидно региональный или муниципальный характер во многом связана с опасениями, что без государственного контроля за исполнением региональными и местными органами власти тех или иных функций качество оказываемых населению услуг непременно упадет до неприемлемого уровня. Однако, по словам экспертов, централизация полномочий может привести к усилению единообразия и упрощению процедур и технологий в целях облегчения контроля, что приведет к уменьшению гибкости управления, сокращению творческого потенциала нижестоящего уровня власти, будет затруднен комплексный подход к решению социальных проблем на муниципальном уровне.

     Все вышесказанное позволяет заключить, что разграничение полномочий в  социально-культурной сфере является острой проблемой, которая требует скорейшего, а главное адекватного решения. 

     3. Полномочия местного самоуправления в сфере культурной деятельности 

     В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого  гражданина независимо от национального  и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и  иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии  или других обстоятельств. Каждый человек  имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным  и муниципальным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

     Деятельность  органов местного самоуправления в  сфере культуры направлена на сохранение, создание и распространение культурных ценностей на территории муниципального образования, обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации  на культурную деятельность, создание условий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических общностей и др.

     В соответствии с законодательством  о культуре органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают  культурные аспекты во всех программах экономического, экологического, социального  развития муниципального образования.

     В целях обеспечения общедоступности  культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан  органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

     - поощрять деятельность граждан  по приобщению детей к творчеству  и культурному развитию, занятию  самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

     - создавать условия для всеобщего  эстетического воспитания и массового  начального художественного образования  прежде всего посредством гуманитаризации  всей системы образования, поддержки  и развития сети специальных  учреждений и организаций —  школ искусств, студий, курсов, любительского  искусства (самодеятельного художественного  творчества), а также сохранения  бесплатности для населения основных  услуг общедоступных библиотек;

     - способствовать развитию благотворительности,  меценатства и спонсорства в  области культуры;

     - осуществлять протекционизм (покровительство)  в области культуры по отношению  к наименее экономически и  социально защищенным слоям и  группам населения;

     - публиковать для сведения населения  ежегодные данные о социокультурной ситуации. [31,118]..

     Органы  местного самоуправления не вмешиваются  в творческую деятельность граждан  и их объединений, государственных  и негосударственных организаций  культуры, за исключением случаев  когда такая деятельность ведет  к пропаганде войны, насилия и  жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

     Запрет  какой-либо культурной деятельности может  быть осуществлен только судом и  лишь в случае нарушения законодательства.

     Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципальных образовании органов местного самоуправления в области культуры следующие вопросы.[9]

     В ведении поселений и городских  округов в области культуры находятся:

     - организация библиотечного обслуживания  населения (за исключением обеспечения  услугами библиотечного коллектора);

     - создание условий для организации  досуга и обеспечения жителей  услугами организаций культуры;

     - охрана и сохранение объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах  соответствующего муниципального образования.

     Кроме того, поселения формируют архивный фонд поселения, а городские округа формируют и содержат муниципальный  архив, имеющие и историко-культурное значение.

     К ведению органов местного самоуправления муниципальных районов в области  культуры относится организация  библиотечного обслуживания (обеспечение  услугами библиотечного коллектора). Муниципальный район формирует  и содержит муниципальный архив, включая хранение архивных данных поселений.[41, 276]

     В субъектах Федерации — городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований в области культуры устанавливаются законами субъектов  Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

     Органы  местного самоуправления формируют  местные бюджеты и фонды развития культуры, а также принимают местные нормативы финансирования культуры.

     Бюджетные ассигнования на финансирование культуры выделяются при формировании бюджетов отдельной строкой (фонд развития культуры).

     Средства  фондов развития культуры расходуются  на цели, предусмотренные положениями об этих фондах.

     Общественные  объединения, организации и граждане имеют право самостоятельно или  на договорной основе создавать фонды  для финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность этих фондов осуществляются в соответствии с их уставами. В качестве соучредителей фондов могут выступать и органы местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют регулирование  отношений собственности в области  культуры.

     Допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные  комплексы, оборудование и другое имущества  культурного назначения. В собственности  муниципальных образований могут  находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т. д.).[21, 159]

     В Российской Федерации имущество (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование) организаций культуры находится в собственности учредителей, по решению которых оно может  быть передано в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление непосредственно организациям культуры. Органы местного самоуправления пользуются правом быть учредителями организаций культуры.

     Организация культуры несет ответственность  перед собственником за сохранность  и эффективное использование  закрепленной за ней собственности. Контроль за деятельностью организаций  культуры в этой части осуществляет учредитель (учредители) или иные лица, уполномоченные собственником.

     Муниципальная собственность, включая закрепленные за организацией культуры земельные  участки, может отчуждаться собственником  в порядке и на условиях, установленных  законодательством Российской Федерации, законодательством и другими  правовыми актами ее субъектов, актами органов местного самоуправления, принятыми  в пределах их полномочий. Изъятие  и (или) отчуждение собственности и  земельных участков, закрепленных за организацией культуры, допускается  только по истечении срока договора между собственником и учредителем (учредителями), если иное не предусмотрено  договором.

     Культурное  наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах муниципальных  музеев, архивов и библиотек, картинных  галерей, в ассортиментных кабинетах  предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где  они расположены, не подлежит приватизации.

     Приватизация  других объектов культуры допускается  в порядке, установленном законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности; сохранения профильных услуг; организации обслуживания льготных категорий населения, а также обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).[21, 278]

     Органы  местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры на подведомственной территории.

     Муниципальные организации культуры создаются  и действуют в предусмотренных  законодательством организационно-правовых формах, основываясь на муниципальной  или смешанной форме собственности. Они обязаны в соответствии с  порядком регистрации, установленным  законодательством, зарегистрироваться.

     Порядок и условия реорганизации и  ликвидации муниципальных организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством.

     Муниципальные образования вправе создавать и  ликвидировать местные органы управления в области культуры, определять их структуру и полномочия, назначать  руководителей местных органов  управления в области культуры, а  также руководителей муниципальных  организаций культуры.

     Эти органы и их руководители не вмешиваются  в творческую деятельность граждан  и их объединений, организаций культуры, за исключением случаев когда  такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой  и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен  только судом и лишь в случае нарушения  законодательства.

     Муниципальные организации культуры вправе вести  предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     При организации платных мероприятий  организации культуры могут устанавливать  льготы для детей дошкольного  возраста, учащихся, инвалидов военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для  организаций культуры, находящихся  в ведении органов местного самоуправления, устанавливается органами местного самоуправления. [30]

     Органы  местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним  территорий, а также контроль за условиями аренды зданий, помещений  и иных объектов собственности организациями  культуры. Они обязаны оказывать  помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней  нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической  базы.

     Не  допускается проектирование и строительство  населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами  культуры с учетом градостроительных  норм, правил и потребностей местного населения.

     Органы  местного самоуправления обязаны содействовать  сохранности и использованию  памятников истории и культуры.

     Органы  местного самоуправления предоставляют  творческим работникам, коллективам  творческих работников в пользование  или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих  мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем  стоимость оплаты коммунальных услуг.

     Согласно  Федеральному закону от 26 мая 1996 г. N° 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации  и музеях в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут  оказывать поддержку негосударственной  части Музейного фонда РФ в  различных формах. Они могут предоставлять  реставрационные учреждения для  проведения реставрации музейных предметов  и музейных коллекций, включенных в  состав негосударственной части. Музейного  фонда РФ; обеспечивать передачу в  случае необходимости музейных предметов  и музейных коллекций, включенных в  состав негосударственной части  Музейного фонда РФ, на хранение в государственные хранилища. Культурные ценности, хранящиеся в муниципальных  музеях, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита  или сданы под залог. [7]

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры и социальной защиты населения