Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43); бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
1. Сущность полномочий полномочий органов местного самоуправления ………………………………………………………..
4
2. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства ……………………..
11
3. Полномочия местного самоуправления в сфере культурной деятельности ……………………………………………………………
24
Заключение …………………………………………………………….
34
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кусровая по административному праву.docx

— 69.29 Кб (Скачать файл)

     4) предоставляемые органам местного  самоуправления полномочия должны  быть, как правило, полными и  исключительными. Они могут быть  поставлены под сомнение или  ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только  в пределах, установленных законом;

     5) при делегировании полномочий центральными или региональными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.[1]

     Данные  положения получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закрепляет самостоятельность  органов местного самоуправления в  пределах их полномочий [2, ст. 12] и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.

     Органы  местного самоуправления наделяются в  соответствии с уставами муниципальных  образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В уставе муниципального образования  определяются полномочия и сроки  полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

     Закон запрещает передавать полномочия органов  местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований, которые создаются муниципальными образованиями в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов.

     Органы  местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования  могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам  местного самоуправления. Например, на территории, включающей несколько муниципальных  образований, совместным решением органов  местного самоуправления может быть создан общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления не вправе принимать  по собственной инициативе к рассмотрению вопросы, отнесенные к полномочиям других органов местного самоуправления. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления могут передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления с учетом тех задач и функций, которые осуществляют данные органы.[31]

     Рассмотрев  теоретико-правовые аспекты местного самоуправления, общее понятие полномочий перейдем к рассмотрению полномочий МСУ в социально-культурной области, так как эта сфера является очень важной, с которой мы сталкиваемся ежедневно и от состояния которой зависит состояние страны. 
 
 
 
 
 

     2. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства 

     Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные функции в социально-культурной сфере жизни населения. Социально-культурная область деятельности органов МСУ  включает в себя вопросы: образования, здравоохранения, социального обеспечения  и защиты населения, а также культуры. Основой деятельности органов МСУ  в данной области является муниципальная  собственность, которая позволяет  развивать как муниципальные  системы и структуры в области  образования, культуры, здравоохранения, коммунально-бытового и иного обслуживания населения, так и такого рода частные системы. [24]

     Рассмотрим  полномочия местного самоуправления в социальной сфере.

     В области образования. В ведении органов МСУ находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального образования.

     Органы  МСУ формируют местные (муниципальные) органы управления образования, определяют их структуру и полномочия. По согласованию с государственными органами управления образованием органы МСУ назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов МСУ относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.

     В сфере образования органы МСУ  призваны осуществлять деятельность, по регулированию пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений; по созданию и ликвидации местных органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определению их структуры и полномочий.

     К числу полномочий органов МСУ  в сфере образования относятся  также их обязанности: по строительству  зданий и сооружений муниципальных  образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий; по контролю за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности  образовательным учреждениям; по использованию государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; по установлению дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

     К исключительной компетенции в области  образования органов МСУ относится  формирование местных бюджетов в  части расходов на образование и  соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.

     Органы  МСУ в соответствии с действующими нормами принимают меры к обеспечению  стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах и иными видами льгот и материальной помощи. Они  также возлагают организацию  питания в образовательных учреждениях на образовательные учреждения и организации общественного питания.

     Органы   МСУ обеспечивают гражданам возможность выбора общеобразовательного учреждения.

     Муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению платные  дополнительные образовательные услуги. Органы МСУ оказывают поддержку  общественным объединениям, ведущим  работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. [32]

     В области занятости  населения. Полномочия в области занятости населения органы МСУ осуществляют в тесной связи с центрами занятости в районах и городах, которые выступают территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости населения. Органы МСУ в период массового высвобождения рабочих мест призваны: анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда; координировать осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуации между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения; разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения; готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий. Кроме этого, органам МСУ предоставлено право по предложению службы занятости и профсоюзных органов реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения или самостоятельно приостанавливать на срок до 6 месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

     У органов МСУ есть право осуществлять квотирование рабочих мест для трудоустройства  молодежи.

     В настоящее время расширяются полномочия органов местного самоуправления по организации временной занятости несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), а также организации общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы [21].

     В области охраны здоровья. Охрана здоровья в РФ является важнейшей национальной задачей. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

     Органы  МСУ призваны решать вопросы организации, содержания и развития муниципальных  учреждений здравоохранения,обеспечения санитарного благополучия населения. Органы МСУ ответственны на своей территории за реализацию права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

     Для осуществления такого рода деятельности законодательство РФ наделяет органы МСУ соответствующими полномочиями: формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создание условий для развития частной системы здравоохранения; формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан.

     В сфере здравоохранения органы МСУ  выдают лицензии на право осуществления  медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта РФ. Государство обязывает органы МСУ: осуществлять контроль за соблюдением  стандартов качества медицинской помощи учреждениям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а  также лицам, занимающимся частной медицинской практикой; обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявлять факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информировать о них население и проводить мероприятия по их устранению осуществлять профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и природоохранительные мероприятия и т.д.

     В области молодежной политики. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются правом организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. Это важная позиция закона, которая определила наконец место молодежной политики в системе разграничения полномочий. Ранее данное полномочие прямо не было закреплено ни за уровнями государственной власти, ни за местным самоуправлением.

     Еще одним важным решением законодателей  является возвращение органов местного самоуправления в систему социальной поддержки населения.[32]

     В области социальной поддержки населения. Конституция РФ, определяя наше государство как социальное государство, гарантируется право на труд, право на защиту от безработицы, на социальное обеспечение по возрасту, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д.. В РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивающих поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В реализации этих важнейших государственных задач активную роль играют органы МСУ.

     Органы  МСУ в пределах своей компетенции  участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты. Органа МСУ из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

     Органы  МСУ участвуют в организации  социального обслуживания населения. К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; стационарные учреждения социального обслуживания, иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

     Местные органы управления социальным обслуживанием  несут ответственность за обеспечение  его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального  обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивает контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

     Органы  МСУ должны создавать муниципальный  жилищный фонд социального назначения, который является составной частью муниципального сектора социального обслуживания. Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут бать перепрофилированы на иные виды деятельности.

     Финансирование  муниципального сектора системы  социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в качестве дотации. Социальное обслуживание осуществляется муниципальными социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказывается в порядке, установленном Правительством РФ. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливается ими самостоятельно.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры и социальной защиты населения