Понятие,признаки и принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.

Вложенные файлы: 1 файл

АП ответы.docx

— 239.51 Кб (Скачать файл)

Независимо  от содержания и направленности методы управления обладают:

определенной  организационной формой, под которой  понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и  др.) или норма (правило) поведения;

характером  воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством  создания стимулирующих или ограничивающих условий);

способом  воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);

временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные);

тактическим и стратегическим характером.

Сущность  методов управления в государстве  определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в  целях осуществления задач и  функций государства, общества для  решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества  методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как  каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Существуют  два универсальных способа воздействия  на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

Вопрос  о классификации этих методов  в литературе решается неоднозначно. Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также  комплексные методы управления. Указываются  общие методы управления, относящиеся  ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации.

Наиболее  четким критерием классификации  методов управления является характер воздействия на объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого  управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность).

Совершенно  очевидно, что в силу самой природы  государственного управления методы прямого  воздействия необходимы для нормального  процесса управления. Методы прямого  воздействия принято именовать  административными методами управления. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

Управляемый становится в такие условия, в  которых он сам заинтересован  действовать должным образом  не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что  такое поведение стимулируется  соответствующими средствами.

Поскольку стимулирующие средства чаще всего  носят материальный характер, то они  именуются экономическими методами управления. Вместе с тем в государственном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.

Административные, экономические и социально-психологические  методы управления, характеризуя различные  способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны  и взаимозависимы. Каждый из названных  методов может иметь волевое  предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое  влияние. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. Все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.

В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может  преобладать использование тех  или иных методов. Так, в сфере  управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются  социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают  административные методы.

Административные  методы характеризуются «властью — подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.

Классификация административных методов управления.

По  форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые   (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По  юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативнымотносятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

По  способу воздействия на поведение  объектов управления административные методы подразделяются на:

обязывающие к совершению определенных действий;

уполномочивающие  совершать определенные действия;

поощряющие совершение социально полезных действий;

запрещающие совершение тех или иных действий.

По  форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. В систему экономических методов входят прибыль, премия, кредит и др.

Социально-психологические  методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:

методы  управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение  престижа профессий и др.);

методы  управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение  социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);

методы  управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных  условий труда для работников, формирование оптимальной системы  управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

К психологическим методам управления относятся:

методы  комплектования малых групп и  коллективов на основе психологической  совместимости работников, методы гуманизации труда;

методы  психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия;

методы  профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют  занимаемой должности и др.

Административные, экономические и социально-психологические  методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания  полномочными органами юридических актов управления. Назначение на должность лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного на то органа. Поэтому недопустимо противопоставление административных, экономических и социально-психологических методов управления.

29.  Понятие и виды форм государственного управления.Правовые и неправовые формы гос управления

Задачи  и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление.

Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими  затратами сил, средств и времени.

Многообразие  задач и функций государственного управления обусловливает существование  различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения  управленческих функций органы и  должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены  правовыми нормами. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других — нет. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.

Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Правовые  формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям.

По  содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

Правоприменительная управленческая деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает:

установление  фактических обстоятельств дела;

выбор, отыскание соответствующей нормы  права, которую надлежит применить  к данной ситуации (проверка подлинности  юридической силы нормы, выявление  пределов ее действия во времени и  пространстве);

уяснение  смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;

принятие  по делу решения, индивидуального акта;

исполнение  акта применения нормы права.

По  содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная  форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

Правоохранительная  форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По  целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние  и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

Информация о работе Понятие,признаки и принципы государственного управления