Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:05, курсовая работа
Задачей курсовой работы является исследование понятия административного наказания, его целей, изучение основных видов административных наказаний.
Введение 3
1. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 5
2. Общая характеристика административных наказаний 9
2.1. Понятие административного наказания 9
2.2. Цели административного наказания 11
3. Виды административных наказаний 13
3.1. Система административных наказаний 13
3.2. Виды административных наказаний 16
3.2.1. Предупреждение 17
3.2.2. Административный штраф 18
3.2.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения 22
3.2.4. Конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения 24
3.2.5. Лишение специального права 25
3.2.6. Административный арест 27
3.2.7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 28
3.2.8. Дисквалификация 30
3.2.9. Административное приостановление деятельности 31
3.3. Основные и дополнительные административные наказания 33
4. Судебная практика 36
Заключение 40
Список используемой литературы 42
«Никто не может быть лишен своего имущества
иначе как по решению суда»1. Возмездное изъятие
может назначаться только судьей.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется в качестве меры административного наказания и заключается в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.
Кодекс
предусматривает конфискацию
Конфискуемыми предметами могут быть денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, не сертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.
Конфискация может устанавливаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В большинстве статей КоАП РФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей2.
От конфискации следует отличать изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 27.10. КоАП).
Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу об административном правонарушении, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).
Постановления
о конфискации приводятся в исполнение
судебными приставами-
Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования (ст.3.7 КоАП РФ).
Конфискацией
не является изъятие из незаконного
владения лица, совершившего административное
правонарушение, орудия совершения или
предмета административного
Конфискация
может устанавливаться
Лишение специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.
В настоящее время в соответствии со статьями Особенной части КоАП РФ назначаются лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).
Лишение специального права назначается только судьей. Лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права. В настоящее время подобное административное наказание установлено за повторное совершение нарушения Правил движения через железнодорожные пути, предусмотренного ч. 1 ст. 12.10 (см. ч. 3 ст. 12.10).
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ.
При совершении определенных нарушений в области дорожного движения вышеупомянутое ограничение в применении лишения права управления транспортными средствами не действует. Имеются в виду следующие случаи: управление транспортным средством в состоянии опьянения; уклонение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.
Лишение
права управления транспортным средством
не может применяться к лицу, которое пользуется
этим транспортным средством в связи с
инвалидностью, а лишение права охоты
- к лицу, для которого охота является источником
средств к существованию.
3.2.6. Административный арест
Административный арест является одним из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно.
Административный
арест применяется в
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.
Кодекс
содержит перечень лиц, к которым
не может применяться
В соответствии со ст. 22 Конституции РФ административный арест является ограничением неприкосновенности личности, предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
3.2.7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без Гражданства
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.
Конституция РФ (ст. 62) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Конкретные административные правонарушения, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ст. 18.1 (ч. 2), 18.4 (ч. 2), 18.8, 18.10 (ч. 2), 18.11 КоАП РФ.
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения1.
Кодекс устанавливает, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (граждане стран СНГ, которые могут служить с Вооруженных Силах РФ на контрактной основе).
Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Решение
вопроса о применении административного
выдворения отнесено к компетенции
судей районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).
В случаях, если орган или должностное
лицо (в данном случае - миграционная служба),
к которым поступило дело о таком административном
правонарушении, передаст его на рассмотрение
судье. Протоколы об административных
правонарушениях составляются должностными
лицами органов внутренних дел (ст. 28.3
КоАП РФ), пограничными органами (ст. 28.3
КоАП РФ), органами, уполномоченными в
области миграции населения (ст. 28.3 КоАП
РФ). Процедура выдворения иностранных
граждан и лиц без гражданства на основании
принятых постановлений производится
пограничными органами и органами внутренних
дел (ст. 32.9 Кодекса)1.
3.2.8. Дисквалификации
Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания.
По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания. В Кодексе перечислены виды деятельности, применительно к которым может быть назначена дисквалификация.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции в органе управления юридическим лицом, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и к арбитражным управляющим.
Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено вести реестр дисквалифицированных лиц.
В
Кодексе сформулирован ряд