Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:24, контрольная работа
Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.
2) Преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как один из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;
3) Внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п. Такого рода споры между различными хозяйствующими субъектами возникают довольно часто, хотя они и не столь многочисленны, как договорные споры.
Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:
– необходимость
– обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12);
– судебная защита нарушенного права (ст. 11).
Нормальное развитие хозяйственных
отношений предполагает, что права
их участников реализуются, а обязанности
исполняются надлежащим образом, добровольно
и сознательно в соответствии
с действующим
Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в России не выполняется 40 процентов контрактов.
Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:
1) Стремление каждой
2) Стремление руководителей
и других работников
3) Нередко споры возникают
по причине незнания закона, которым
следует руководствоваться.
На практике возникают споры в сфере управления. Их количество, к сожалению, за последние годы стремительно выросло. Причиной возникновения данной категории споров зачастую служат неправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.
Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Назовем их основные способы:
признания права;
– восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
– признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
–признания не действительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
– самозащиты права;
– присуждения к исполнению обязательства в натуре;
– возмещения убытков;
– взыскания неустойки;
– компенсации морального вреда;
– прекращения или изменения правоотношения;
– неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс (ст. II) допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей – в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции – возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством.
Отказ от права на обращение в суд за защитой недействителен (ст. 4 АПК). Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.
Претензионный порядок урегулирования споров
Право на обращение в арбитражный
суд конкретных субъектов правоотношений
(право на предъявление иска) возникает
лишь после принятия сторонами мер
по непосредственному
Предъявляя претензию, один
хозяйствующий субъект
Непосредственными задачами претензионной работы являются:
а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;
б) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;
в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;
г) улучшение экономических
показателей хозяйственной
д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.
Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.
С точки зрения оперативного
разрешения возникшего спора претензионный
порядок его урегулирования позволяет
сторонам аргументировано изложить
свою позицию, подтвердив ее ссылками
на соответствующее
Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров в условиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения в стране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. С принятием нового Арбитражно-процессуального кодекса соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора требуется только в случаях, предусмотренных законом для данной категории споров или договором (ст. 104 АПК). Это означает, что с 1 июля 1995 г. Положение о претензионном порядке урегулирования споров утратило силу, а порядок урегулирования споров, установленный законами (Кодексом торгового мореплавания СССР, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законам 40 связи»), а также Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, Уставом внутреннего водного транспорта РСФСР, Уставом автомобильного транспорта РСФСР продолжает действовать.
Федеральным законом РФ «О связи» от 16.02.95 г. (ст. 38) установлено, что претензии при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи предъявляются оператору связи, представляющему услуги или выполняющему работы. Подобные претензии оформляются в письменном виде и подлежат регистрации в установленном порядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а в остальных случаях (по почтовым отправлениям и др.) – в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: по телеграфным отправлениям – в течение месяца, по местным почтовым отправлениям в течение пяти дней, в остальных случаях – в течение двух месяцев. По претензиям, связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий сроки предъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год.
Еще более детально регламентируется порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза. В нормативных актах четко определяется, кто из участников отношений по перевозкам (грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику с претензией в связи с допущенным им нарушением.
Правовые нормы указывают,
к какой конкретно транспортной
организации надлежит предъявлять
претензию в зависимости от характера
допущенных нарушений. Особенно это
актуально, когда перевозка осуществляется
силами нескольких транспортных организаций
одного или различных видов
Законодательно
Право определило сроки для предъявления и рассмотрения претензий, дифференцированные в зависимости от характера требований и порядок исчисления этих сроков. Например, согласно ст. 139 ТУЖД, претензии к перевозчику могут предъявляться в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов -- в течение 45 дней. Срок на предъявление претензий о возмещении за порчу, повреждении или недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза; о возмещении за утрату груза -- по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки, а за утрату груза при перевозке в прямом смешанном сообщении -- по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке и т.д. Следует помнить, что сроки, установленные законодательством для предъявления претензий транспортным организациям, являются пресекательными и восстановлению не подлежат.
Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечения срока, установленного для ответа.
2.Понятие и виды цен.
2.1 Понятие и сущность цены
« Цена » - понятие ёмкое
Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.
Также, цена - это денежное выражение стоимости товара.
Стоимость товара определяют в ходе соотношения спроса и предложения на данный товар. Когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато потерей потребителем интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, выражающуюся, например, в сомнении в качестве продукции.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым производителем. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объёмы продаж, получаемую прибыль и др. Взаимосвязь понятий « цена » и « прибыль » очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешёвый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объёме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.
В основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, « в целом цена всё же сводится непосредственно или, в конечном счёте - к… трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли ».1Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор - это труд, была развита другим классиком - Давидом Рикардо (1772 - 1823).
Маржиналистская концепция
полагает, что в основе стоимости
(ценности) товара лежит его полезность
для потребителя, точнее, предельная
полезность. Ещё Карл Менгер (1840 - 1921)
выдвинул, а Евгений Бем-Баверк (1851
- 1914) развил положение, что именно соотношение
предельных полезностей обмениваемых
товаров и обусловливает