Правовые основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы профессиональной дейтельности.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Неоклассическая теория в  лице её основателя Альфреда Маршалла является синтезом классического и  маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходит из того, что Рикардо  и Бем-Баверк сосредоточили своё внимание на различных сторонах одного и того же процесса - формирования ценности.

Итак, согласно выработанному  неоклассической теорией подходу  цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается  степенью полезности товара. Цена, которую  назначает продавец, имеет в своей  основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством  их « усреднения », а в ходе своеобразного  компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны  предложения. Это два взаимодействующих  между собой принципа цены. Маршалл  писал: « принцип “издержек производства”  и принцип ”конечной полезности”, без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них  можно сравнить с одним из лезвий ножниц »2. Подобную модель ценообразования  можно назвать двухфакторной.

 

2.2. Функции цены

Значение рыночной цены определяется её основными функциями: информационной и регулирующей, стимулирующей, распределительной, учётной.

Информационная и регулирующая функции извещают о предложении  товаров со стороны продавца. Через  уровень цен выявляется платёжеспособный спрос покупателей, насыщенность рынка  товарами, недостаток или избыток  ресурсов, что определяет поведение  субъектов рыночной экономики. Поддерживается равновесие спроса и предложения.

Стимулирующая функция заключается  в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально  использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения  лучших результатов.

Распределительная функция  состоит в том, что от сложившейся  цены на рынке зависят доходы. Каждый субъект рыночных отношений должен возместить издержки на производство товаров и получить доход. Цена дифференцирует товаропроизводителей. Выигрывают те, кто вовремя выявил конъюнктуру, имел возможность продать свои товары по более высоким ценам и получить сверхприбыль. Кроме того, данная функция, перераспределяя доходы, позволяет  решать обществу социальные задачи.

Учётная функция. Отражает в  цене общественно необходимые затраты  на производство и обращение товаров.

Уравновешивающая функция  цен

Способность конкурентных сил  предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о купле - продажи согласуются, или  синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведённом случае равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительных излишек у продавцов и не создавая ощутимого дефицита продукта для потенциальных покупателей. Таким образом, именно комбинация свободных индивидуальных решений формируют равновесные цены. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить установленную цену за определённую единицу товара, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, этого сделать не смогут. Точно также любой продавец, который желает и в состоянии реализовывать товар, может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут этого делать.

2.3. Виды цен

На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые  базы); розничные цены, по которым  товары реализуются населению в  торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам  плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные  станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в  форме заработанной платы.

В зависимости от района действия цены могут быть едиными  в стране (стоимость доллара) или  дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно  постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения  транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.

Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.

1) Классификация цен по  степени регулируемости:

- свободные

- регулированные

- фиксированные

2) Классификация цен по  характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые цены на продукцию  промышленности;

- цены на строительную  продукцию;

- закупочные цены;

- тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на платные  услуги, оказываемые населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот.

3) Другие классификации  цен:

- аукционная цена;

- биржевая цена;

- договорная (контрактная)  цена;

- единые (или поясные)  цены;

- региональные (местные)  цены.

В зависимости от иных классификационных  признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные  цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные виды цен.

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного  обращения (сельское хозяйство, промышленность и др.).

Также цены различаются в  зависимости от того, на какой стадии товародвижении они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

Предприятие - Оптовая торговля

Оптовая торговля - Розничная  торговля

Розничная торговля - Потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

1. Оптовая цена предприятия  (отпускная цена), ее еще называют  ценой изготовителя;

2. Оптовая цена промышленности;

3. Розничная цена.

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается  по трём видам цен:

1) Сметная стоимость - предельный размер затрат на  строительство каждого объекта.

2) Прейскурантная цена - усреднённая  сметная стоимость единицы конечной  продукции типового строительного  объекта.

3) Договорная цена, устанавливаемая  по договорённости между заказчиками  и подрядчиками.

Мировые цены находятся под  значительным влиянием государства, которое  проводит регулирование внешнеэкономической  деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. Также, на мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

цена товар ценообразование

2.4.Виды контроля над ценами и санкции за нарушения государственной дисциплины цен.

Являясь важнейшим элементом  экономической политики государства, ценовая политика в ближайший  период будет направлена на создание условий для снижения инфляции, роста  производства и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции, обеспечения  равных и предсказуемых условий  экономической деятельности в России в составе всей экономики и  на отдельных отраслевых товарных рынках.

Различают два вида контроля:

Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования – федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.

Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.  

В Российской Федерации основы ценовой политики согласно Конституции  Российской Федерации находятся  в ведении государства.

На Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  как на один из главных экономических  федеральных органов власти возложены  формирование предложений по вопросам ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования  цен на товары и услуги, методология  ценообразования, обеспечивающая единую политику ценового регулирования на всей территории, контроль за соблюдением  порядка применения регулируемых цен (тарифов).

Государственный контроль осуществляется органами административного контроля (в составе региональных и местных  администраций), а также налоговых  инспекций на местах через механизмы  мониторинга и контрольных проверок.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит  от его взаимодействия с другими  мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных  цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Одним из важных направлений  государственного регулирования цен  является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

При нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.

В тех случаях, когда предприятия-монополисты  допускают нарушение государственной  дисциплины цен, к ним применяются  меры экономического и административного  воздействия, предусмотренные Законом  РФ "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках". К таким мерам  относится перечисление в доход  бюджета излишне полученной прибыли  от завышения цен и тарифов, а  также штрафы в тех же размерах.

В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок  применения экономических санкций  за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных  документов по ценообразованию. Так, к  предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения  государственной дисциплины цен  и получившим в результате этого  излишние суммы, применяются экономические  санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий  в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно  взыскивается штраф.

К нарушениям государственной  дисциплины цен, в частности, относятся:

завышение государственных  регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе  фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения  цен и тарифов;

завышение установленных  надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также  непредставление установленных  скидок;

применение свободных  оптовых цен, тарифов, наценок и  надбавок, не согласованных с потребителями  в установленном порядке; завышение  цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических  недостатков не достигнуты потребительские  свойства, принятые при согласовании их уровня.

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной  дисциплины цен и получившее в  результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом обязательным является одновременное снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в  доход бюджета, определяются как  разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и  услуг по завышенным ценам и тарифам  и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим  законодательством.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными  маркетинга и деятельности фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товара - от высоких для  привлечения покупателей, ориентирующихся  на престиж, до низких - ориентирующихся на массовый рынок. Уровень обслуживания потребителей зависит от цены. Низкие цены обычно связываются с недостаточным сервисом. Группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты рынка. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса промышленной фирмы. Цель ценовой политики заключается в установлении на товары фирмы таких цен и такого варьирования ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

        Под   незаконной  выручкой  (доходом)  понимается разница между выручкой   от  реализации   продукции      (работ, услуг)  по ценам (тарифам),

примененным с нарушением действующего законодательства, и выручкой  от

реализации продукции    по ценам (тарифам), определенным в соответствии с

нормативными   актами     по   вопросам   ценообразования      Правительства

Российской Федерации  и местных органов власти и  управления.

1. В   соответствии    с   постановлением    Правительства   Российской  Федерации  от  19  декабря  1991  г.  N  55  "О  мерах  по либерализации   цен"  экономические  санкции   и  штрафы  применяются  к  предприятиям , допустившим нарушение государственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку (доход).

2.  Изъятию   в   бюджет   подлежит  вся   сумма   незаконно полученной  выручки  (дохода)  в  результате нарушений  государственной дисциплины цен  на весь период нарушения, но  не более чем за два года.

Информация о работе Правовые основы