Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:24, контрольная работа
Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.
Неоклассическая теория в лице её основателя Альфреда Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходит из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили своё внимание на различных сторонах одного и того же процесса - формирования ценности.
Итак, согласно выработанному
неоклассической теорией
2.2. Функции цены
Значение рыночной цены определяется её основными функциями: информационной и регулирующей, стимулирующей, распределительной, учётной.
Информационная и регулирующая функции извещают о предложении товаров со стороны продавца. Через уровень цен выявляется платёжеспособный спрос покупателей, насыщенность рынка товарами, недостаток или избыток ресурсов, что определяет поведение субъектов рыночной экономики. Поддерживается равновесие спроса и предложения.
Стимулирующая функция заключается в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения лучших результатов.
Распределительная функция состоит в том, что от сложившейся цены на рынке зависят доходы. Каждый субъект рыночных отношений должен возместить издержки на производство товаров и получить доход. Цена дифференцирует товаропроизводителей. Выигрывают те, кто вовремя выявил конъюнктуру, имел возможность продать свои товары по более высоким ценам и получить сверхприбыль. Кроме того, данная функция, перераспределяя доходы, позволяет решать обществу социальные задачи.
Учётная функция. Отражает в
цене общественно необходимые
Уравновешивающая функция цен
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле - продажи согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведённом случае равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительных излишек у продавцов и не создавая ощутимого дефицита продукта для потенциальных покупателей. Таким образом, именно комбинация свободных индивидуальных решений формируют равновесные цены. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить установленную цену за определённую единицу товара, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, этого сделать не смогут. Точно также любой продавец, который желает и в состоянии реализовывать товар, может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут этого делать.
2.3. Виды цен
На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.
В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
1) Классификация цен по степени регулируемости:
- свободные
- регулированные
- фиксированные
2) Классификация цен по
характеру обслуживаемого
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
3) Другие классификации цен:
- аукционная цена;
- биржевая цена;
- договорная (контрактная) цена;
- единые (или поясные) цены;
- региональные (местные) цены.
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные виды цен.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения (сельское хозяйство, промышленность и др.).
Также цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижении они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
Предприятие - Оптовая торговля
Оптовая торговля - Розничная торговля
Розничная торговля - Потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
2. Оптовая цена промышленности;
3. Розничная цена.
Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства
1) Сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта.
2) Прейскурантная цена - усреднённая
сметная стоимость единицы
3) Договорная цена, устанавливаемая
по договорённости между
Мировые цены находятся под
значительным влиянием государства, которое
проводит регулирование
цена товар ценообразование
2.4.Виды контроля над ценами и санкции за нарушения государственной дисциплины цен.
Являясь важнейшим элементом
экономической политики государства,
ценовая политика в ближайший
период будет направлена на создание
условий для снижения инфляции, роста
производства и повышения
Различают два вида контроля:
Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования – федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.
В Российской Федерации основы ценовой политики согласно Конституции Российской Федерации находятся в ведении государства.
На Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации как на один из главных экономических федеральных органов власти возложены формирование предложений по вопросам ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен на товары и услуги, методология ценообразования, обеспечивающая единую политику ценового регулирования на всей территории, контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен (тарифов).
Государственный контроль осуществляется
органами административного контроля
(в составе региональных и местных
администраций), а также налоговых
инспекций на местах через механизмы
мониторинга и контрольных
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.
При нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.
В тех случаях, когда предприятия-монополисты
допускают нарушение
В Российской Федерации разработан
и действует определенный порядок
применения экономических санкций
за нарушение государственной
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.
Предприятие, самостоятельно
выявившее нарушение
Суммы, полученные в результате
нарушения государственной
Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.
Цены находятся в тесной
взаимосвязи с другими
Под
незаконной выручкой (доходом)
понимается разница между
примененным с нарушением действующего законодательства, и выручкой от
реализации продукции по ценам (тарифам), определенным в соответствии с
нормативными актами по вопросам ценообразования Правительства
Российской Федерации и местных органов власти и управления.
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" экономические санкции и штрафы применяются к предприятиям , допустившим нарушение государственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку (доход).
2. Изъятию в
бюджет подлежит вся сумма
незаконно полученной выручки
(дохода) в результате нарушений
государственной дисциплины