Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………….4
Глава 1. Законодательные органы субъектов РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности законодательного процесса на региональном уровне.…………………………….……………………………………………...10
§1.1 Понятие, структура, и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа функционирования………………………………………………………………10
§1.2 Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса……………………………………………………..22
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации..…………………………………………………..38
§2.1 Понятие, структура и порядок формирования исполнительных органов субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...………………………………..38
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая основа деятельности региональных органов исполнительной власти. Правовой статус глав регионов ……………………………………………………...…………………..45
Глава 3. Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования ………….......................................…………..58
§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности…………………………………………………………58
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение ……………………………………………………………..………..78
Библиографический список……………………………………….…………….85

Вложенные файлы: 1 файл

дипл.docx

— 161.06 Кб (Скачать файл)
  1. Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики;
  2. министерства, государственные комитеты Республики Татарстан;
  3. республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан (ведомства Республики Татарстан);
  4. представительства Республики Татарстан56.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Понятие «постоянно действующий» означает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ должен осуществлять свою деятельность постоянно и непрерывно. Исполнительная власть субъекта РФ применяет нормы законодательства РФ и субъекта РФ в целях организации жизнедеятельности региона.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации57.

В большинстве субъектов РФ таким органом выступает Правительство, в ряде краев, областей - администрация. Исключение составляют, например, Кабинет Министров Чувашской Республики58, Республики Адыгея59; Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан60.

 Высший исполнительный орган  формируется законодательством  соответствующего субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, которое уже является руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Так в частности, Правительство Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан61. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации подотчетен, прежде всего, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В то же время законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие62.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации63. Например, Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов сформировал новую структуру исполнительных органов государственной власти РБ. Теперь в республике 13 министерств РБ, 5 государственных комитетов, 4 агентств, 5 управлений и 3 инспекций64.

Министерство Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции отраслевое управление процессами экономического и социального развития65. Среди них:

  • Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;  
  • Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
  • Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
  • Министерство культуры Республики Башкортостан;
  • Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан;
  • Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан;
  • Министерство образования Республики Башкортостан;
  • Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
  • Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
  • Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан;
  • Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
  • Министерство финансов Республики Башкортостан;
  • Министерство экономического развития Республики Башкортостан.

Государственный комитет Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности66. В настоящий момент действуют следующие госкомитеты РБ:

    • Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов;
    • Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
    • Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам;
    • Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
    • Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству67.

Ведомство Республики Башкортостан (комитет, управление, комиссия и инспекция) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности и в пределах своей компетенции специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции68. Это:

    • Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан;
    • Агентство по территориальному развитию Республики Башкортостан;
    • Агентство по туризму Республики Башкортостан;
    • Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан;
    • Управление ветеринарии Республики Башкортостан;
    • Управление по делам архивов Республики Башкортостан;
    • Управление записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан;
    • Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан;
    • Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов;
    • Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан;
    • Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан;
    • Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан69.

Правительство Республики Башкортостан координирует деятельность министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан. Задачи, компетенция, структура, организация деятельности республиканского органа исполнительной власти определяются положением об этом органе. Министерство, государственный комитет, ведомство возглавляют соответственно министр, председатель государственного комитета, руководитель ведомства, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.

Министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан, а так же Премьер-министр Правительства РБ, заместители Премьер-министра Правительства РБ образуют состав Правительства РБ.

Подводя итоги, можно сказать, что органы исполнительной власти занимаются непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством и осуществляет распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Наименование высшего исполнительного органа определяется субъектом РФ самостоятельно. Например, высшим исполнительным органом субъекта РФ может являться правительство, администрация, кабинет министров, коллегия администрации субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В республике Башкортостан 13 министерств РБ, 5 государственных комитетов, 4 агентств, 5 управлений и 3 инспекции.

 

§2.2 Полномочия и подзаконное правотворчество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правовой статус глав регионов.

 

Исполнительная власть — это полномочия, возможность и способность осуществлять предусмотренные конституцией меры по исполнению законов, судебных решений, некоторых других актов в соответствии с компетенцией органов исполнительной власти и осуществлять в связи с этим распорядительную деятельность. Поэтому исполнительная власть обладает самостоятельными нормотворческими полномочиями70.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ, т.е. он должен осуществлять свою деятельность постоянно. Это обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности исполнения полномочий субъекта РФ. Но это не означает, что состав высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не меняется. Его смена обусловлена требованием о прекращении полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в связи с прекращением полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также возможностью досрочного прекращения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Общее направление деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - разработка и осуществление меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии71.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет следующие полномочия:

а) в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина - осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, а именно, участвует в проведении единой федеральной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией; руководит гражданской обороной; взаимодействует с общественными объединениями и иными объединениями граждан, содействующими охране общественного порядка; разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, судов Республики, их кадровому обеспечению; принимает меры по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности;

б) в финансово-экономической сфере:

- разрабатывает для представления  высшим должностным лицом субъекта  РФ (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта РФ проект бюджета  субъекта РФ, а также проекты  программ социально-экономического  развития субъекта РФ.

Информация о работе Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования