Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:36, дипломная работа
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;
Введение…………………………………..……………………………………….4
Глава 1. Законодательные органы субъектов РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности законодательного процесса на региональном уровне.…………………………….……………………………………………...10
§1.1 Понятие, структура, и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа функционирования………………………………………………………………10
§1.2 Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса……………………………………………………..22
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации..…………………………………………………..38
§2.1 Понятие, структура и порядок формирования исполнительных органов субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...………………………………..38
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая основа деятельности региональных органов исполнительной власти. Правовой статус глав регионов ……………………………………………………...…………………..45
Глава 3. Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования ………….......................................…………..58
§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности…………………………………………………………58
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение ……………………………………………………………..………..78
Библиографический список……………………………………….…………….85
- обеспечивает исполнение
- управляет и распоряжается
собственностью субъекта РФ в
соответствии с законами
в) в сфере осуществления контроля за органами местного самоуправления - вносит органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления предложение о приведении в соответствие с законодательством РФ изданных ими правовых актов в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также обращается в суд72.
Этот перечень не является исчерпывающим, т.к. высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять и иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов РФ издают как нормативные, так и индивидуальные акты управления. Нормативными актами, принимаемыми, например, главами администраций областей, являются акты, регламентирующие общественные отношения, рассчитанные на длительное или постоянное применение и адресованные неопределенному кругу лиц (принимается в форме постановления). Если глава администрации принимает распоряжение, то, как правило, оно носит индивидуальный характер и направлено на организацию той или иной стороны деятельности самой администрации и ее органов (должностных лиц). Постановлениями администрации могут быть утверждены регламенты, положения, правила, которые принимаются (или утверждаются) органами исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции.
В субъектах РФ приняты специальные законы этих субъектов, посвященные нормативным правовым актам, процедуре их подготовки, издания, вступления в законную силу и порядку опубликования. В таких региональных законах устанавливаются понятие нормативных правовых актов субъекта РФ, их виды, порядок (процедура) подготовки и принятия, правовой режим их действия, опубликования и вступления в юридическую силу.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»73 и принятому в его исполнение Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»74, приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»75 создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них. Он имеет региональный, окружной, федеральный уровни и включает конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
Федеральный регистр ведется в целях:
1. обеспечения контроля за
2. реализации конституционного
права граждан на получение
достоверной информации о
3. создания условий для
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации). Им может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет77. При наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) ценз оседлости не применяется. Иными словами, место жительство указанного гражданина РФ не может ограничиваться территорией соответствующего субъекта РФ.
Это лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Он обязан сообщать о своих доходах и имуществе78.
Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) граждане РФ:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) которым в соответствии
со ст. 172 УПК РФ предъявлено
обвинение в совершении
4) подвергнутые
5) признанные судом
6) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
В республиках к высшим должностным лицам относятся президенты (Республика Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан), главы республик (Калмыкия, Карелия, Мордовия, Алтай, Алания), председатели правительства (Хакасия). Среди других субъектов Федерации наиболее часто высшее должностное лицо именуется губернатором или главой администрации. В столице Российской Федерации высшим должностным лицом является мэр города Москвы79.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок его полномочий определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность80.
Кандидаты на такую должность выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется только после консультаций с Президентом РФ, политическим партиям не требуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Кандидат-самовыдвиженец собирает подписи в количестве, определяемом законом каждого субъекта РФ (но в рамках 5—10%). Кроме того, он собирает подписи 5—10% депутатов муниципальных представительных органов и (или) избранных глав муниципальных образований данного субъекта РФ81.
В зависимости от особенности правового положения высшего должностного лица субъекта РФ, то в Российской Федерации существуют три вида глав субъектов РФ. Их положение зависит от наличия в субъекте РФ отдельного органа — правительства субъекта РФ и от отношений главы субъекта РФ с этим правительством и законодательным собранием.
1. Глава субъекта РФ имеет свои полномочия, а правительство, возглавляемое председателем, — свои (например, в Татарстане, Удмуртии).
2. Правительство есть, но его возглавляет сам глава субъекта РФ (в Свердловской области, Нижегородской области, г. Москве, республиках Бурятии, Коми, Ставропольском крае, в Башкортостане и др.).
3. Правительства как отдельного коллегиального органа нет, но есть департаменты, непосредственно находящиеся в подчинении главы субъекта РФ (например, в Курской области). Впрочем, например, действует Коллегия администрации Кемеровской области. В некоторых субъектах РФ наряду с президентом предусмотрена должность вице-президента (в Карачаево-Черкесии и др.), имеются вице-мэры (в г. Москве), вице-губернаторы, заместители губернаторов. Иногда их численность достигает 11 человек (в прошлом в Красноярском крае). Среди них бывают первые вице-губернаторы (вице-мэры)82.
Высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) присущи функции:
1) главы региона (представительские функции), которые он реализует посредством исполнения следующих полномочий:
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
б) обнародует законы, удостоверяя
их обнародование путем
в) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
г) вправе участвовать в работе
законодательного (представительного)
органа государственной власти
субъекта Российской Федерации
с правом совещательного
2) главы исполнительной ветви власти, которые он реализует посредством исполнения следующих полномочий:
д) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
е) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
ж) обеспечивает координацию
деятельности органов