Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………….4
Глава 1. Законодательные органы субъектов РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности законодательного процесса на региональном уровне.…………………………….……………………………………………...10
§1.1 Понятие, структура, и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа функционирования………………………………………………………………10
§1.2 Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса……………………………………………………..22
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации..…………………………………………………..38
§2.1 Понятие, структура и порядок формирования исполнительных органов субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...………………………………..38
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая основа деятельности региональных органов исполнительной власти. Правовой статус глав регионов ……………………………………………………...…………………..45
Глава 3. Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования ………….......................................…………..58
§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности…………………………………………………………58
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение ……………………………………………………………..………..78
Библиографический список……………………………………….…………….85

Вложенные файлы: 1 файл

дипл.docx

— 161.06 Кб (Скачать файл)

з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации84.

Главы субъектов РФ издают нормативные и ненормативные акты (указы, постановления, распоряжения и др.), отменяют постановления и распоряжения правительства субъекта РФ (если оно есть), акты министерств (департаментов) и ведомств, приостанавливают действие актов местного самоуправления.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ85.

Глава исполнительной власти субъекта РФ может своим решением приостановить действие того или иного акта управления, принятого правительством этого субъекта РФ, если будет установлено противоречие акта федеральным и региональным законам, а также имеющим большую юридическую силу правовым актам управления.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), принятые с превышением их полномочий, вправе не исполняться и могут быть обжалованы в судебном порядке86.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации87.

И так, общее направление деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – это разработка и осуществление меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии88, а также разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития, он осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и др.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации). Он избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на срок не более 5 лет. Высшее должностное лицо: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях; формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Главы субъектов РФ издают указы, постановления, распоряжения.

Глава 3 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

 

§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности

 

Судебная власть – полномочия судов по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений89.

Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, функционирующая независимо и в то же время в тесном взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, один из важных элементов единого государственного механизма90. Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства—судам.

Согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации составляют судебную систему Российской Федерации91. Судебная система РФ представляет собой установленную Конституцией РФ и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в целях осуществления судебной власти в соответствии с федеративным и административно-территориальным устройством России92.

Судебную систему РФ рассматривают как двухуровневую. К федеральным судам относят:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
  4. Дисциплинарное судебное присутствие93.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации94.

Конституция РФ определяет конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства, посредством которого осуществляется судебная власть.

Конституционное судопроизводство – урегулированная последовательность взаимосвязанных процессуальных действий Конституционного Суда РФ либо конституционных (уставных) судов субъектов РФ, направленных на разрешение дел в соответствии с полномочиями соответствующих судов в целях соблюдения Конституции РФ в обществе и государстве95.

По действующему законодательству органы конституционной судебной юрисдикции в регионах именуются по-разному: в республиках - это конституционные суды, в других субъектах РФ - уставные суды, соответственно при наименовании в региональном законодательстве способа осуществления судебной власти конституционными судами употребляется термин «конституционное судопроизводство», а уставными судами – «уставное судопроизводство». Это связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 5 и 66) статус республик определятся их собственной конституцией, а другие субъекты РФ имеют свой устав, который и определяет их статус96. Однако такое различие в терминах, не влияет на правовую природу соответствующих судов субъектов РФ и осуществляемого ими судопроизводства. Как и Конституционный Суд РФ, все они являются органами конституционной судебной юрисдикции (т.е. конституционными по своей природе судами), соответственно осуществляют самостоятельно и независимо на региональном уровне судебную власть посредством судопроизводства, которое в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Закона о судебной системе именуется конституционным судопроизводством97.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации98.

Вместе с этим, в Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 103-О «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что «содержащийся в части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим. Часть 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации. При этом из Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации»99.

Согласно этой позиции региональный законодатель при определении компетенции своего конституционного (уставного) суда вправе выйти за пределы этих полномочий. Необходимо лишь при закреплении дополнительных полномочий в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации соблюсти, чтобы эти полномочия соответствовали природе конституционного судопроизводства, относились в силу ст. 73 Конституции РФ к ведению субъекта Российской Федерации и не вторгались в компетенцию Конституционного Суда РФ и других федеральных судов 100.

Являясь органами судебной власти субъектов Российской Федерации, конституционные (уставные) суды создаются по инициативе самих регионов, но каждый из них входит в единую судебную систему страны.

Поводом к рассмотрению дела в конституционном (уставном) суде служит письменное обращение, а основанием — обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт органа государственной власти  субъекта РФ или органа местного самоуправления конституции (уставу) субъекта. Отправной точкой в решении этого вопроса являются положения конституции (устава). Именно Основной закон обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации осуществляют следующие виды производства:

  • о толковании конституции или устава соответствующего субъекта РФ;
  • по вопросам о компетенции;
  • о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов конституции или уставу субъекта РФ;
  • по делам о конституционности законов и иных нормативных правовых актов  субъектов РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
  • о рассмотрении дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ договоров;
  • о соответствии конституции или уставу субъекта РФ не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях;
  • по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (устава) нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ;
  • по делам о рассмотрении дел о конституционности законов субъектов РФ по запросам судов;
  • по делам о даче заключений (консультативная процедура) при принятии рений о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти субъекта РФ; при выражении недоверия руководителю субъекта РФ и руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ; о наличии или отсутствии правовых препятствий для проведения выборов руководителя субъекта РФ и депутатов законодательного органа власти субъекта РФ; о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ назначения и проведения референдума;
  • по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (устава) субъекта РФ порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума и конституционности вопросов, вынесенных на референдум;
  • по делам о соответствии конституции или уставу субъекта РФ действий и решений глав соответствующих субъектов РФ101.

Эти суды также реализуют конституционный (уставной) контроль – деятельность по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия нормативных правовых актов и действий органов государственной власти конституциям (уставам) субъектов РФ.

Федеральные законы, определяющие параметры правового режима конституционных (уставных) судов субъектов, включают только общие правила их построения и функционирования. Базовый закон, посвященный региональным органам конституционной юстиции, на федеральном уровне отсутствует. Детальная регламентация порядка организации и деятельности конституционных и уставных судов дается в законах конкретных субъектов Федерации и в разных регионах может значительно отличаться.

Информация о работе Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования