Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность написания данной курсовой работы состоит необходимости осуществления эффективной финансовой политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии любой сферы деятельности.
Объектом практического исследования в работе послужило ОАО «Краснодаргазстрой»
Целью написания данной работы послужил анализ дебиторской и кредиторской задолженностей на примере ОАО «Краснодаргазстрой» и выявление мер по улучшению их состояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА
ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ……………..5
1.1 Сущность, причины возникновения и состав дебиторской
и кредиторской задолженности ……………………………………………..5
1.2 Информационная база анализа дебиторской и
кредиторской задолженности ……………………………………………...17
2 ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ» …………………………………….……..22
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………….…...22
2.2 Основные экономические показатели
финансово-хозяйственной деятельности предприятия…………………...24
3 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ОАО «КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ» ………...………32
3.1 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности ……………..32
3.2 Пути совершенствования дебиторской и кредиторской
задолженности предприятия ……………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дебиторская и кредиторская.docx

— 105.80 Кб (Скачать файл)

 

Увеличение кредиторской задолженности может означать снижение платежеспособности предприятия, на отчетную дату  ее сумма составила  8459494 тыс. руб., что на  1189210 тыс. руб. больше, чем на 01.2009 г.  Ее увеличению способствовала такая статья как задолженность перед персоналом предприятия на отчетную дату она составила 69506 тыс. руб. это на 16003 тыс. руб. больше по отношению к 2009 г., удельный вес в краткосрочной кредиторской задолженности, задолженности перед персоналом составила на отчетную дату 0,8 %  – это может говорить о том, что предприятие задерживает заработную плату своим работникам.

А также наблюдается увеличение статьи – задолженность перед государственными внебюджетными фондами на отчетную дату она составляет 4343 тыс. руб., что на 2737 тыс. руб. больше, чем на 01.2009 год, ее удельный вес в общей сумме краткосрочной  кредиторской задолженности составил 0,05% - это может говорить о том, что не поступают взносы на обязательное пенсионное страхование, и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также задолженность по начисленному единому социальному налогу.

Увеличились расчеты с поставщиками и подрядчиками, сумма данной статьи на отчетную дату увеличилась на 1737598 тыс.руб. по отношению с 2009 годом и составила в отчетном году 7285016 тыс.руб. , удельный вес в общей сумме краткосрочной кредиторской задолженности на отчетную дату составил 86,1%, что на 9,8% больше, чем за 2009 год.

Снизилась задолженность по налогам и сборам за 2010 год ее сумма составила 13133 тыс. руб. это на  43256 тыс. руб.меньше, чем за 2009 год. Удельный вес данной статьи в общей сумме краткосрочной кредиторской задолженности  на отчетную дату составляет 0,1 %.

Также наблюдается снижение статьи прочие кредиторы на отчетную дату ее сумма составила 493839 тыс. руб. это на 770663 тыс. руб. меньше, чем на 01.2009 г., удельный вес на отчетную дату составил 5,8 % - это говорит  о том, что предприятие начало рассчитываться с задолженностью перед страховыми организациями по страхованию имущества и работников организации; с задолженностью перед подотчетными лицами; по начисленным и не перечисленным штрафам (пеням, неустойкам) и так далее.

Уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия зависит от оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, которая характеризует эффективность функционирования предприятия.

 

Таблица 8 – Оборачиваемость дебиторской и кредиторской

             задолженности

Показатели

 

2009 г.

2010 г.

Отклонение 2009 г. к 2010 году

(+,-)

Выручка от продаж,

тыс. руб.

12159956

17785765

+5625809

Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

5495249

6269121

+773872

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

2,2

2,8

+0,6

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности

164

128

-36

Средняя величина кредиторской задолженности, тыс. руб.

7270284

8459494

+1189210

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

1,6

2,1

+0,5

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности

225

171

-54

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

0,1

0,7

-0,6


 

 

По результатам анализа определили: коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на 01.2010 равен 2,8, что на 0,6 больше, чем на 01.2009 год. Увеличение этого коэффициента свидетельствует о сокращении продолжительности оборота дебиторской задолженности, следовательно, и о быстром высвобождении денежных ресурсов из процесса оборота и их использовании для приобретения дополнительного имущества.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности на 01.2010 г. также имел тенденцию увеличения и составил на отчетную дату2,1, что на 0,5 больше, чем на 01.2009 г. Увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности свидетельствует об ускорении погашения текущих обязательств организации перед кредиторами.

Что касается коэффициента  соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, то из данных таблицы видно, что на отчетную дату приходится 0,7 руб. дебиторской задолженности на 1 руб. кредиторской задолженности.

Это неправильно, такое соотношение является нерациональным, так как кредиторская задолженность должная не более, чем на 10% превышать дебиторскую. Поэтому необходимо ежеквартально следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и прилагать все усилия для снижения последней.

По данным баланса видно, что за 01.2009-01.2010 гг. кредиторская задолженность превышает дебиторскую, это создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.

Проанализировав оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, можно провести факторный анализ.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

1. Ко.0=ВП0/ДЗ0

    Ко.0=12159956/5495249=2,2

2. Ко.усл.=ВП1/ДЗ0

    Ко.усл =17785765/5495249=3,2

3. Ко.1=ВП1/ДЗ1

    Ко.1=17785765/6269121=2,8

∆Ко.=3,2-2,2=1,0

∆Ко.=2,8-3,2=-0,4

Проверка: 1,0-0,4=0,6

 

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

1. Ко.0=ВП0/ДЗ0

    Ко.0=12159956/7270284=1,6

2. Ко.усл.=ВП1/ДЗ0

    Ко.усл =17785765/7270284=2,4

3. Ко.1=ВП1/ДЗ1

    Ко.1=17785765/8459494=2,1

∆Ко.=2,4-1,6=0,8

∆Ко.=2,1-2,4=-0,3

Проверка: 0,8-0,3=0,5

Проанализировав оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности и проведя факторный анализ по этим показателям, можно сделать вывод что, что коэффициенты соответствуют проверке, где коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен 0,6, а коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности равен 0,5. 
3.2 Пути совершенствования дебиторской и кредиторской

       задолженности  предприятия

 

Проанализировав данное предприятие можно предложить следующие общие мероприятия:

1. своевременно выявлять  недопустимые виды кредиторской  задолженности и дебиторской задолженности (просроченные (неоправданные) задолженности);

2. контролировать состояние  расчетов с покупателями по  отсроченным (просроченным) задолженностям.

3. по возможности ориентироваться  на большее число покупателей  с целью уменьшения риска неуплаты  одним или несколькими крупными  покупателями;

4. следить за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженностей: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;

5. использовать способ  предоставления скидок при досрочной  оплате.

Одним из эффективных средств управления дебиторской задолжен6ностью и предотвращения ее дальнейшего роста является экономическое стимулирование покупателей за досрочную оплату по сравнению с обычными или предусмотренными контрактами сроками. Выигрывают при этом обе стороны: покупатели, получая ценовые скидки; продавцы за счет более быстрого возврата денежных средств и получения реальной прибыли, использование которых в обороте с избытком покрывает величину предоставленных ценовых скидок. Условия оплаты,  при которых  предусматривается скидка, предлагает организация-поставщик. Величина ценовой скидки определяется исходя из расчета результата продаж при новых условиях оплаты. Она может быть оправданной, если, предоставляя ценовую скидку, продавец получает дополнительный чистый доход.

Можно предложить следующую схему предоставления скидок: «d/k чисто n» (d/k net n), означающая, что:

а) покупатель получает скидку в размере d % в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования;

б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1 )-го по n-й день кредитного периода (отсюда видна смысловая нагрузка слова net: к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);

в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден заплатить штраф, величина которого может изменяться в зависимости от момента оплаты.

Вычислим экономический эффект от предложенного мероприятия:

ОАО «Краснодаргазстрой» имеет следующие показатели:

1) ежегодный объем продаж  с последующей оплатой – 8371000 руб.;

2) средний период погашения  задолженности покупателей – 2 мес.;

3) условия оплаты – net/30;

4) минимальная норма прибыли  – 15 %.

Общество  определяет возможность предоставить скидку 3/10, net/30, что означает 3 % скидки при оплате счета в течение 10 дней при общем сроке платежа по договору 30 дней. Предполагается, что 20 % покупателей воспользуются этой скидкой, в результате чего время погашения дебиторской задолженности уменьшится до 1,5 месяца.

1. Средняя величина дебиторской  задолженности без предоставления  скидки:

= = 1395166 (руб.)

2. средний остаток дебиторской  задолженности при изменении  ценовой политики:

 

3. Уменьшение дебиторской  задолженности:

1395166–1046375= 348791 (руб.)

4. Дополнительная прибыль  за счет сокращения задолженности  дебиторов:

15 % 348791 = 52318 (руб.)

5. Величина ценовой скидки:

0,03 0,20 (руб.)

6. Чистый доход от предоставления  ценовой скидки:

5231850226= 2092 (руб.)

Из расчета видно, что предоставление ценовой скидки при условии 3/10, net/30 в данном случае оправдано. Теперь дело за решением покупателя, соглашаться на эти условия или нет.

Рассмотренный вид скидки относится к так называемым скидкам-сконто. Они предлагаются продавцом с целью ускорения процесса получения платежей за отпущенный товар, а также за более быструю, чем обычно или предусмотрено контрактом, оплату выставленных счетов. По сути, скидки-сконто представляют собой снижение цены продажи-покупки.

В международной практике существуют два основных метода учета таких скидок:

а) в составе выручки-брутто, а при использовании скидки за до 
срочную оплату - как проценты уплаченные;

б) уменьшение выручки, учет ее по сумме-нетто, а по истечении 
срока скидки - отражение полученной скидки в составе операционных 
доходов.

Весьма распространено предоставление скидки-бонуса - своего рода премии, которую продавец предоставляет покупателю за увеличение объема годовых закупок или годового объема продаж в стоимостном выражении. База для расчета величины бонусных скидок - достигнутый в конце каждого года уровень продажи товаров определенным покупателям в натуральном или стоимостном выражении. В учете покупателя полученная скидка не вычитается из цены приобретения, а отражается в составе его операционных доходов. У поставщика она учитывается в составе прочих операционных расходов.

Существуют также скидки-рабатт, которые предоставляются в виде снижения объявленной цены продажи определенных видов товаров, продукции и услуг. Величина скидки вычитается из цены приобретения уже в счете. Сумма дебиторской и кредиторской задолженности в учете уменьшается на величину предоставленной или полученной скидки-рабатт.

В бухгалтерском учете российских предприятий величина полученных и предоставленных скидок учитывается в общей сумме платежей и обособленно как результат деятельности служб снабжения и сбыта организации не отражается. При желании это можно сделать в системе управленческого учета.

Следующее предложение, позволяющее снизить размер дебиторской задолженности, является предложение по проведению факторинга.

Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, такие как секьюритизация  и факторинг.

Факторинг (от англ. factor — посредник) — это операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т. е. право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной неуплатой долга. Большую часть суммы (60—90%) за поставленную продукцию поставщик получает от фактора сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы, выплачивается поставщику в срок, определяемый фактор-соглашением, причем независимо от текущего финансового положения покупателя.

Факторинг имеет ряд преимуществ, таких, как быстрое преставление денежных средств, снижение накладных расходов, так как функция слежения за кредитоспособностью больше не требуется, получение финансовых консультаций, обеспечение возможности получения авансов, особенно необходимых при сезонных операциях и укреплении позиций балансового отчета предприятия.

Недостатки факторинга: высокая стоимость и негативное впечатление, складывающееся у покупателей в результате смены держателя дебиторской задолженности. Факторинговые фирмы также иногда вызывают негативные чувства у покупателей всвязи с командными методами сбора денежных средств по просроченным счетам.

Определим стоимость и эффективность данного предложения:

Допустим, что общество планирует подписать договор факторинга. Продажи составляют 8371000 руб., оборачиваемость – 9 раз, требуется 17 %-й резерв дебиторской задолженности. Комиссионные – 2 % от приобретаемой дебиторской задолженности. Начисление процентов, составляющее 16 % от дебиторской задолженности после вычитания комиссионных и резерва, уменьшает сумму ссуды. Действительные годовые издержки по договору факторинга рассчитываются следующим образом:

1. Средняя дебиторская  задолженность = продажи в кредит / оборачиваемость = 8371000 / 9 = 930111 (руб.)

2. Предприятие получит  следующую сумму за счет факторинга  дебиторской задолженности:

Средняя дебиторская задолженность                                                930111

Минус: резерв (9301110,17)                                                             158118

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности