Анализ затрат на производство и реализацию продукции. Факторы, влияющие на изменение себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью является объективная оценка уровня себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение резервов направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции. Предметом изучения работы является факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции; Объектом исследования в данной курсовой работе, является анализ себестоимости продукции на ОАО «Грант». Основными задачами, которые поставлены в курсовой работе, являются: 1. Изучить теоретические аспекты анализа себестоимости продукции; 2. Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ; 3. Выявить резервы снижения себестоимости продукции; 4. Определить основные предложения по снижению себестоимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая фин. анализ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует.

Успешно функционируют  те производители, которые эффективно используют свои ресурсы. С процессом  наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место на нем. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

В обобщенном виде себестоимость  продукции отражает все стороны  хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Себестоимость является одним из основных факторов формирования прибыли, одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления.

Затраты играют большую роль в деятельности организации. Цель учёта затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Снижение себестоимости  является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Поэтому себестоимость продукции является важным элементом анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Основой выбора темы «Анализ затрат на производство и реализацию продукции. Факторы, влияющие на изменение себестоимости продукции» на примере ОАО «Грант» был  не только интерес изучения факторов которые могут влиять на себестоимость продукции, но и интерес к самому предприятию. ОАО «Грант» выпускает различные виды продукции, объемы затрат производимые в процессе работы комплекса огромны, а это подчеркивает значение и важность изучения этой темы на его примере.

Целью исследования является объективная оценка уровня себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение резервов направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Предметом изучения курсовой работы является факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции;

Объектом исследования в данной курсовой работе, является анализ себестоимости продукции  на ОАО «Грант».

Основными задачами, которые поставлены в курсовой работе, являются:

  1. Изучить теоретические аспекты анализа себестоимости продукции;
  2. Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
  3. Выявить резервы снижения себестоимости продукции;
  4. Определить основные предложения по снижению себестоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ

1.1. Понятие и виды себестоимости, её значение

Выпуск продукции  или оказание услуг, предполагает соответствующее  ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние  на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику. Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Себестоимость (издержки) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции). В соответствии с определением себестоимости (издержек) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического  оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

       Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость [3, c. 192].

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, издержки обращения. Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с п.1 Положения  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95  №661  (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются [5, c.288].                                                            

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:                                                                                                                                                   

- технологическая  себестоимость представляет собой  технологические (обусловленные  технологией производства продукции)  и общепроизводственные (по организации  и управлению отраслью) затраты. 

- производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме технологической себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

- полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты). Её реальное определение на предприятии необходимо для: маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами; определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг); ценообразования; правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли. Так, у предприятий, определяющих выручку по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку. В то же время на себестоимость реализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты. Однако после того как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать. Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость.    

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.                                            

Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

1.2. Состав  и классификация затрат продукции

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

1. По видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим элементам) применяется  при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер[7, c.471].

В то же время  определение затрат по калькуляции  как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

Группировка затрат на производство по экономическим элементам:

1. Сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов).

2. Покупные комплектующие  изделия и материалы.

3. Вспомогательные  материалы.

4. Топливо со  стороны.

5. Электроэнергия  со стороны.

6. Заработная  плата основная и дополнительная.

7. Отчисления  на социальное страхование.

8. Амортизация  основных фондов.

9. Прочие денежные расходы.

Группировка затрат на производство по калькуляционным статьям расходов:

1. Сырье и  материалы.

2.Покупные комплектующие  изделия, полуфабрикаты и услуги  кооперированных предприятий.

3. Возвратные  отходы (вычитаются).

4. Топливо для  технологических целей.

5. Энергия для  технологических целей.

6. Основная заработная  плата производственных рабочих.

7. Дополнительна  заработная плата производственных  рабочих.

8. Отчисления  на социальное страхование.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции. Факторы, влияющие на изменение себестоимости продукции