Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 06:14, курсовая работа
В условиях рыночной экономики анализ финансового положения предприятия является важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Кроме того, в условиях современной российской экономики, когда бухгалтерские данные становятся, по сути, единственным достоверным источником информации, значимость аналитических процедур в работе управленческого персонала существенно усиливается.
Введение............................................................................................................. 3
1. Характеристика объекта экономического анализа……..5
1.1. Историческая справка……………………………………………………. 5
1.2. Форма собственности……………………………………………………. 5
2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ………………………………………………….. 7
2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………… 7
2.2. Анализ ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности.... 12
2.2.1. Анализ ликвидности баланса………………………………………. 12
2.2.2. Анализ платежеспособности предприятия………………………... 13
2.2.3. Анализ кредитоспособности............................................................. 14
2.3. Анализ деловой активности предприятия………………………………. 16
2.3.1. Золотое правило экономики и коэффициент устойчивости экономического роста……………………………………………………………. 17
2.4. Оценка потенциального банкротства …………………………………... 18
2.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…………18
2.5.1. Анализ прибыли…………………………………………………….. 18
2.5.2. Многофакторный анализ рентабельности предприятия………….21
2.5.3. Анализ фондоотдачи……………………………………………….. 23
Заключение ……………………………………………………………..…… 25
Список использованной литературы............................................... 27
Приложение 1. Бухгалтерский баланс………………………………………….. 28
Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках………………………………….. 29
Для определения кредитоспособности могут использоваться и другие показатели (коэффициенты), например, показатели деловой активности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент рентабельности и др.
Таблица 2.8
Условная разбивка заемщиков по классности
Коэффициенты |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
Кал |
0,2 и выше |
0,15 – 0,2 |
Менее 0,2 |
Кпл |
0,8 и выше |
0,6 – 0,8 |
Менее 0,6 |
Кт л |
2,0 и выше |
1,0 – 2,0 |
Менее 1,0 |
Ка |
Более 0.6 |
0,4 – 0,6 |
Менее 0,4 |
Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтинг заемщика. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности (1,2,3) любого показателя (например, Кал, Кпл, Кт л, Ка) и его доли (соответственно 30 %, 20%, 30%, 20 %) в совокупности (100%). Так к 1-му классу могут быть отнесены заемщики с суммой баллов
класс кредитоспособности
1-й класс 100 – 150 баллов
2-й класс 151 - 250 баллов
3-й класс 251 – 300 баллов
Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банков с серьезным риском. В большинстве случаев таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту третьего класса, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда хозяйствующего субъекта. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.
2.3. Анализ деловой активности предприятия
Таблица 2.9
Анализ деловой активности.
Показатели |
Отчетный год |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
106938 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
89322 |
Среднегодовая стоимость запасов, тыс. руб. |
13167 |
Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс. руб. |
10891 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия, тыс. руб. |
25839 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
2676 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
26949 |
Оборачиваемость запасов |
|
в оборотах |
8,12 |
в днях хранения |
44,94 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
|
в оборотах |
9,82 |
в днях |
37,17 |
Продолжительность операционного цикла (в днях) |
82,11 |
Оборачиваемость оборотных средств (в оборотах) |
4,14 |
Оборачиваемость собственного капитала (в оборотах) |
39,96 |
Оборачиваемость капитала (в оборотах) |
3,97 |
Критерий эффективности |
0,003 |
Оборачиваемость запасов в оборотах = N : Среднегодовая стоимость запасов (2.18)
Оборачиваемость запасов в днях хранения = 365 : (N : Среднегодовая стоимость запасов) (2.19)
Оборачиваемость дебиторской задолженности в оборотах = N : Среднегодовая величина дебиторской задолженности (2.20)
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = 365 : Оборачиваемость дебиторской задолженности в оборотах (2.21)
Продолжительность операционного цикла (в днях) = Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях + Оборачиваемость запасов в днях хранения (2.22)
Оборачиваемость оборотных средств (в оборотах) = N : Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия (2.23)
Оборачиваемость собственного капитала (в оборотах) = N : Среднегодовая стоимость собственного капитала (2.24)
Оборачиваемость капитала (в оборотах) = N : Среднегодовая стоимость активов (2.25)
Критерий эффективности деятельности предприятия = Прибыль до налогообложения : С/с проданных товаров. (2.26)
2.3.1. Золотое
правило экономики и
Для анализа деловой активности используются две группы коэффициентов. Коэффициенты группы А отражают эффективность использования авансированного капитала, коэффициенты группы Б – эффективность потребленных ресурсов.
Оптимальным считается следующее соотношение:
Тпр > Тр > Так > 100%;
Где Тпр, Тр, Так, – соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала.
На начало периода: 421 > 106938> 2345 > 100%;
На конец периода: 330 > 120046 > 2676 > 100%;
Эта зависимость означает, что:
а) экономический потенциал возрастает;
б) объём реализации возрастает более высокими темпами;
в) прибыль возрастает опережающими темпами.
Это “золотое правило экономики предприятия ”.
Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если выполняется одно из условий:
- Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного года имеет значение менее 2;
- Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0.1.
Таблица 2.10
Оценка потенциального банкротства
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменение за год |
А |
1 |
2 |
3 |
1. Коэффициент текущей |
1,05 |
1,06 |
0,02 |
2. Отношение долговых |
8,55 |
9,07 |
0,53 |
3. Z |
-1,02 |
-1,00 |
0,01 |
Отношение долговых обязательств к активам = Внешние обязательства : Чистые активы (2.27)
В нашем случае в связи с тем, что значение коэффициента банкротства меньше 0, то можно сделать вывод о том, что компания имеет очень низкую степень банкротства.
2.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.5.1. Анализ прибыли
Рекомендуется проводить анализ двух показателей: балансовой прибыли за отчетный период и общая рентабельность работы предприятия.
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования. На основе указанных нормативных актов и других документов отчетности по финансовым результатам деятельности предприятия рекомендуются следующие направления анализа прибыли:
Анализ показателя общей рентабельности предприятия рекомендуется проводить по двум направлениям:
По результатам анализа должна быть обоснована величина упущенной прибыли.
Таблица 2.11
Исходные данные для анализа факторов,
влияющих на прибыль от продаж, тыс. руб.
Показатели |
Предыдущий год |
Фактический объем продаж в базисных ценах в себестоимости |
Отчетный год |
А |
1 |
2 |
3 |
1. Выручка от продаж |
120046 |
110542 |
106938 |
2. Себестоимость продаж |
101678 |
87546 |
89322 |
3. Коммерческие расходы |
17820 |
16842 | |
4. Управленческие расходы |
0 |
0 | |
5. Прибыль от продаж |
548 |
774 |
Таблица 2.12
Факторы, влияющие на прибыль от продаж
Наименование фактора |
Размер влияния, тыс. руб. |
А |
1 |
1. Изменение объема продаж |
-76,17 |
2. Изменение себестоимости продаж |
-1776,00 |
3. Изменение цен |
-3604,00 |
4. Изменение структуры и |
32,78 |
5. Изменение коммерческих |
-978,00 |
6. Изменение управленческих |
0,00 |
Изменение объема продаж = Прибыль * (Фактический объем продаж в базисных ценах в себестоимости по выручке : с/с проданных товаров – 1) (2.28)
Изменение себестоимости продаж = Фактический объем продаж в базисных ценах в себестоимости проданных товаров – с/с отч. (2.29)
Изменение цен = N отч. - Фактический объем продаж в базисных ценах в себестоимости по выручке. (2.30)
Изменение структуры и ассортимента = P баз. *( Фактический объем продаж в базисных ценах в себестоимости по выручке : N баз. - Фактический объем продаж в базисных ценах в себестоимости проданных товаров : с/с баз.) (2.31)
Изменение коммерческих расходов = коммерческие расходы отч. – коммрческие расходы баз (2.32)
Положительное влияние на увеличение прибыли от продаж оказало только изменение структуры и ассортимента реализуемого предприятием.
Таблица 2.13
Факторы, влияющие на прибыль до налогообложения, тыс. руб.
Наименование факторов |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение |
1. Прибыль от продаж |
548 |
774 |
226 |
2. Проценты к получению |
0 |
0 |
0 |
3. Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
4. Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
5. Прочие операционные доходы |
343 |
119 |
-224 |
6. Прочие операционные расходы |
561 |
472 |
-89 |
7. Внереализационные доходы |
330 |
421 |
91 |
8. Внереализационные расходы |
548 |
774 |
226 |
9. Прибыль до налогообложения |
0 |
0 |
0 |
Отклонение = отчетный - прошлый (2.33)
Уровень в % = показатель : N * 100 (2.34)
Организация прибыльна, на конец 2010 года происходит увеличение прибыли по сравнению с 2009 годом на 91 тыс. руб., но при этом выручка предприятия уменьшилась на 13108 тыс. руб.
Анализ финансовых результатов, тыс. руб.
Показатели |
Код строки |
За отчетный год |
За прошлый год |
Отклонение |
Уровень в % к выручке в отчетном периоде |
Уровень в % к выручке в базисном периоде |
Отклонение уровня |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от продаж |
010 |
106938 |
120046 |
-13108 |
0,00 | ||
Себестоимость проданных товаров |
020 |
89322 |
101678 |
-12356 |
83,53 |
84,70 |
-1,17 |
Валовая прибыль |
029 |
17616 |
18368 |
-752 |
16,47 |
15,30 |
1,17 |
Коммерческие расходы |
030 |
16842 |
17820 |
-978 |
15,75 |
14,84 |
0,91 |
Управленческие расходы |
040 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
774 |
548 |
226 |
0,72 |
0,46 |
0,27 |
Проценты к получению |
060 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Проценты к уплате |
070 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от участия в других организациях |
080 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие доходы |
090 |
119 |
343 |
-224 |
0,11 |
0,29 |
-0,17 |
Прочие расходы |
100 |
472 |
561 |
-89 |
0,44 |
0,47 |
-0,03 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
421 |
330 |
91 |
0,39 |
0,27 |
0,12 |
2.5.2. Многофакторный анализ рентабельности предприятия