Анализ качества и конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является усвоение материала, который будет рассмотрен в ходе работы, таким образом, чтобы уметь применять его не только в теории, но и на практике.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить показатели качества товаров;
Определить показатели конкурентоспособности товаров;
Узнать, взаимосвязаны ли понятия конкурентоспособность и качество товаров;
Научиться проводить анализ качества товаров;

Содержание

Введение 3 1 Качество и конкурентоспособность товара 4 1.1 Понятие качества товара и его показатели 4 1.2 Понятие конкурентоспособности товара 7
1.3 Факторы, влияющие на качество товаров 13
1.4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров 15
2 Анализ товаров 17 2.1 Анализ качества товаров 17 2.2 Анализ конкурентоспособности товаров 20
3 Практическая часть 25 Заключение 51 Список использованных источников 52 Приложение А 53 Приложение Б 54

Вложенные файлы: 1 файл

KURSAK_TUPOJ_33 (1).docx

— 206.29 Кб (Скачать файл)

        Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения.  За базу сравнения принимается  либо потребность покупателя, либо  образец. Обычно образец –  это аналогичный товар, имеющий  максимальный объем продаж и  наилучшую перспективу сбыта  в будущем. Если за базу сравнения  принимается потребность, то расчет  единичного показателя конкурентоспособности  можно производить по формуле  (1):

(1)

Gi=(Пi/Пin)*100%,

где Gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; 

Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции; 

Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; 

n – количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения  принимается образец, то в знаменателе  дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции  не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик  используются методы оценки в баллах.


        Описанный  метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров  продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

        Комплексный  метод основывается на применении  групповых, обобщенных, интегральных  показателей. Так, например, расчет  группового показателя по техническим  параметрам производится по формуле  (2):

(2)

Tmn=∑gi*ai

где Тm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; 

gi, – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; 

ai, – весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; 

n – число параметров, участвующих в оценке.

        Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле  (3):

(3)

Tэп=З/З0

 

где З, З– полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.


         Полные затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на  приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции (4):

(4)

З=Зе+∑TСi

 

Где Т– срок службы; i– год по порядку.

        Смешанный  метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных  условиях рынка через комплексный  количественный показатель –  коэффициент конкурентоспособности  (5):

(5)

Kj=∑ai(Пij/Пin)bi

 

где i – число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1, ..., п – виды продукции;

 а, – коэффициент  важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i – го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; 

Пij – конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции; 

Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя:


 

bi = +1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.); 

bi = –1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.)       

        Учитывая, что сумма «удельных весов»  каждого из рассматриваемых показателей  в общем объеме по каждому  виду продукции не может превышать  единицы, или 100%, необходимым условием  для коэффициента значимости  а, является (6):

(6)

∑αi=1.

 

        Коэффициент  конкурентоспособности учитывает  лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета.  Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

Показатель конкурентоспособности  важен при проектировании требуемых  свойств изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при  решении других проблем.

        Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности  свойств и характеристик изделия.  Будучи продуктом труда, качество  товара неразрывно связано как  со стоимостью, так и с потребительной  стоимостью.


        Потребителя  интересует не природа продукта, а то, что продукт становится  товаром, обладает потребительной  стоимостью. В момент совершения  акта купли-продажи покупатель  подтверждает соответствие данного  товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.

 

    1. Факторы, влияющие на качество продукции.

 

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более  качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Организационные факторы связаны  с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.


Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования  и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы  в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные

 

Рис 1. Факторы внешней среды предприятия.


Анализ внешней среды  дает возможности организации для  прогнозирования ее возможностей, для  составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы  занимают особое место. Ни одна организация  не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции  своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений  изменяются цели предприятия, которые  объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям  качества товара, достижение конкретного  объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

    1. Факторы влияющие на конкурентоспособность

 

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и  определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно  считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить  на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.


Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

 

 

 

 

Глава 2  Анализ товаров.

2.1. Анализ качества товаров.

           Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

          Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной  продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

д) удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной  продукции;


ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

        Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах  питания);


б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

        Косвенные  показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

        Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого  сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта  в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности (7) можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта (табл. 2):

(7)

Ксорт=∑(VВПi*Цi)/(VВПобщ*Ц).


        Вторая  задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ΔТП), выручку от реализации продукции (Δ В) и прибыль (Δ П). Расчет производится следующим образом (8):

(8)

ΔТП=(Ц1-Ц0)*К1;

ΔВ=(Ц1-Ц0)*VРП1;

ΔП=((Ц1-Ц0)*VPП)-((С1-С0)*VPП1).

где Цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности товаров