Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить методику анализа показателей рентабельности.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1.изучить нормативные документы и экономическую литературу по теме исследования;
2.дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
3.рассмотреть динамику показателей рентабельности;
4.провести факторный анализ рентабельности продукции, активов и капитала предприятия;
5.провести маржинальный анализ рентабельности;
6.выявить резервы роста рентабельности.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1.Теоретические основы анализа показателей рентабельности………………….5
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировское» по племенной работе»………………………………………………………………14
3.Анализ показателей рентабельности ОАО «Кировское» по племенной работе»……………………………………………………………………………22
1.Анализ динамики показателей рентабельности…………………………..22
2.Факторный анализ рентабельности продукции…………………………...23
3.Факторный анализ рентабельности активов и капитала………………....25
4.Маржинальный анализ рентабельности…………………………………..34
4.Резервы роста показателей рентабельности ОАО «Кировское»
по племенной работе»…………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………………47
Результаты расчетов представим в таблице 5.
Таблица 5 – Динамика показателей рентабельности ОАО «Кировплем»
Показатель |
Условное обозначение |
2009 год |
2010 год |
Изменение, пп |
Рентабельность производственных затрат (окупаемость затрат), % |
Pч/С |
13,65 |
16,96 |
3,31 |
Рентабельность продаж, %
|
PN/N Pч/N |
5,03 12,96 |
12,89 14,77 |
7,86 1,81 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
Pч / Fвн |
26,17 |
27,67 |
1,5 |
Рентабельность основных производственных фондов, % |
Pч / Fп |
26,84 |
28,9 |
2,06 |
Рентабельность оборотных |
Pч/ At |
16,22 |
17,36 |
1,14 |
Рентабельность производственных фондов, % |
Pч/( Fп +Z) |
10,69 |
11,59 |
0,9 |
Рентабельность активов, % |
Pч/ A |
10,01 |
10,67 |
0,66 |
Рентабельность собственного капитала, % |
Pч/ Ес |
12,6 |
12,52 |
-0,08 |
Рентабельность уставного |
Pч/ Еу |
20,53 |
22,55 |
2,02 |
Рентабельность долгосрочного заемного капитала, % |
Pч/ Kd |
87,31 |
120,16 |
32,85 |
Рентабельность перманентного капитала, % |
Pч/ (Ес+Kd) |
11,01 |
11,34 |
0,33 |
В исследуемом периоде
За исследуемый период наблюдается увеличение практически по всем показателям рентабельности. Наибольший рост рентабельности произошел по долгосрочному заемному капиталу – 32,85%. Это объясняется тем, что предприятие не имеет краткосрочных обязательств и снижает величину долгосрочного заемного капитала. Незначительное снижение рентабельности наблюдается только по собственному капиталу – на 0,08%, что связано с превышением темпов роста собственного капитала над темпами роста чистой прибыли.
Для выяснения причин изменения рентабельности продаж необходимо провести факторный анализ данного показателя. Для этого используется факторная модель (1.1), рассмотренная в теоретической части курсовой работы. Разложим данную модель методом цепных подстановок. Расчеты представлены в приложении С.
Для наглядности результаты расчетов влияния факторов на рентабельность продаж можно представить в виде таблицы 6.
Таблица 6 – Влияние факторов на изменение рентабельности продаж
Показатель |
Условное обозначение |
2009 г |
2010 г |
Изменения, ± |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб. |
N |
46134 |
44457 |
-1677 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб. |
С |
43815 |
38726 |
-5089 |
Прибыль от продаж (в сопоставимой оценке к уровню 2010 года), тыс. руб. |
PN |
2319 |
5731 |
3412 |
Рентабельность продаж, % |
PN/N |
5,03 |
12,89 |
7,86 |
в том числе за счет изменения, пункты |
||||
а) объема продаж |
X |
х |
х |
-5,02 |
б) себестоимости продаж |
Y |
х |
х |
12,88 |
За исследуемый период рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, возросла на 7,86пп, в том числе за счет снижения себестоимости проданных товаров, продукции, работ услуг на 5089 тыс. руб., рентабельность продаж возросла на 12,88пп. В то же время за счет снижения объема продаж на 1677 тыс. руб., рентабельность продаж снизилась на 5,02пп.
Таким образом, для увеличения рентабельности продаж в дальнейшем необходимо наращивать объемы продаж товаров, продукции, работ, услуг и, по возможности, снижать себестоимость реализуемой продукции, работ, услуг.
Определим влияние факторов на изменение рентабельности продаж отдельных видов продукции, а именно, спермопродукции, которая занимает наибольший удельный вес в выручке от продаж (в среднем 70%). Для анализа воспользуемся предыдущей формулой, расчет произведем аналогично предыдущему способом цепных подстановок (таблица 7).
Таблица 7 – Факторный анализ рентабельности продаж спермопродукции в 2009-2010 годах
Показатель |
Спермопродукция |
Средняя продажная цена 1 дозы, руб.
|
78,0 84,0 |
Себестоимость 1 дозы, руб.
|
66,0 58,0 |
Рентабельность продаж, %
|
15,38 21,43 30,95 |
Отклонение от базисного года, всего, % |
15,57 |
в том числе за счет
|
6,05 9,52 |
За исследуемый период рентабельность продаж спермопродукции возросла на 15,57 пп, в том числе за счет снижения себестоимости 1 дозы на 8 руб. рентабельность продаж спермопродукции возросла на 9,52 пп; за счет увеличения средне продажной цены 1 дозы на 6 руб. рентабельность продаж спермопродукции возросла на 6,05 пп.
Таким образом, оба рассматриваемых фактора оказали положительное влияние на рентабельность продаж спермопродукции.
Рентабельность совокупных активов отражает эффективность деятельности предприятия, так как в числителе представлен конечный финансовый результат, а в знаменателе стоимость имущества, которым располагает предприятие.
Для выяснения причин изменения рентабельности активов предприятия необходимо провести факторный анализ данного показателя. Для этого используется факторная модель (1.2), рассмотренная в теоретической части курсовой работы. Разложив данную модель методом цепных подстановок аналогично модели рентабельности продаж, получим:
Для наглядности результаты расчетов влияния факторов на рентабельность активов можно представить в виде таблицы 8.
Таблица 8 – Влияние факторов на изменение рентабельности активов
Показатель |
Условное обозначение |
2009 г |
2010 г |
Изменения, ± |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб. |
N |
46134 |
44457 |
-1677 |
Среднегодовые остатки активов предприятия, тыс. руб. |
A |
59724 |
61569 |
1845 |
Среднегодовые остатки собственного капитала, тыс. руб. |
Ec |
47449 |
52464 |
5015 |
Чистая прибыль (в сопоставимой оценке к уровню 2010 года), тыс. руб. |
Pч |
5980 |
6567 |
587 |
Рентабельность продаж, % |
Pч/N |
12,96 |
14,77 |
1,81 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
N/ Ec |
0,97 |
0,85 |
-0,12 |
Коэффициент автономии |
Ec/А |
0,79 |
0,85 |
0,06 |
Рентабельность активов, % |
RА |
10,01 |
10,67 |
0,66 |
Влияние факторов на изменение рентабельности активов, всего, пункты: а) рентабельности продаж |
X |
х |
х |
1,31 |
б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала |
Y |
х |
х |
-1,4 |
в) коэффициента автономии |
Z |
х |
х |
0,75 |
За исследуемый период рентабельность активов возросла на 0,66пп, в том числе за счет увеличения рентабельности продаж, рассчитанной по чистой прибыли, на 1,81 пп, рентабельность активов возросла на 1,31пп.; за счет увеличения коэффициента автономии на 0,06 рентабельность активов возросла на 0,75 пп. В то же время за счет снижения коэффициента оборачиваемости собственного капитала на 0,12, рентабельность активов снизилась на 1,4пп.
Снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала напрямую связано с опережающими темпами его роста и снижением выручки от продаж. Для повышения уровня рентабельности совокупных активов необходимо ускорить оборачиваемость активов, повысить уровень рентабельности продаж, за счет снижения затрат и фондоемкости.
Рассмотрим влияние факторов на изменение отдельных элементов активов предприятия.
Рентабельность оборотных
Для наглядности результаты расчетов
влияния факторов на рентабельность
оборотных активов можно
Таблица 9 – Влияние факторов на изменение рентабельности оборотных активов
Показатель |
Условное обозначение |
2009 г |
2010 г |
Изменения, ± |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб. |
N |
46134 |
44457 |
-1677 |
Среднегодовые остатки оборотных активов, тыс. руб. |
At |
36872 |
37834 |
-963 |
Чистая прибыль (в сопоставимой оценке к уровню 2010 года), тыс. руб. |
Pч |
5980 |
6567 |
587 |
Рентабельность продаж, % |
Pч /N |
12,96 |
14,77 |
1,81 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
N/ At |
1,25 |
1,18 |
-0,07 |
Рентабельность оборотных |
Pч / At |
0,16 |
0,17 |
0,01 |
Влияние факторов на изменение рентабельности активов, всего, пункты |
R At |
х |
х |
х |
в том числе: а) рентабельности продаж |
X |
х |
х |
18,3 |
б) оборачиваемости оборотных |
Y |
х |
х |
-18,29 |