Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить методику анализа показателей рентабельности.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1.изучить нормативные документы и экономическую литературу по теме исследования;
2.дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
3.рассмотреть динамику показателей рентабельности;
4.провести факторный анализ рентабельности продукции, активов и капитала предприятия;
5.провести маржинальный анализ рентабельности;
6.выявить резервы роста рентабельности.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1.Теоретические основы анализа показателей рентабельности………………….5
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировское» по племенной работе»………………………………………………………………14
3.Анализ показателей рентабельности ОАО «Кировское» по племенной работе»……………………………………………………………………………22
1.Анализ динамики показателей рентабельности…………………………..22
2.Факторный анализ рентабельности продукции…………………………...23
3.Факторный анализ рентабельности активов и капитала………………....25
4.Маржинальный анализ рентабельности…………………………………..34
4.Резервы роста показателей рентабельности ОАО «Кировское»
по племенной работе»…………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………………47
Согласно приведенной таблице, на изменение рентабельности заемного капитала наибольшее положительное влияние оказало снижение коэффициента концентрации заемного капитала на 0,03: изменение составило 23,15 пп. Также положительным оказалось увеличение рентабельности продаж по чистой прибыли на 1,81 пп: изменение составило 15,58пп; увеличение коэффициента автономии на 0,06 привело к увеличению рентабельности заемного капитала на 6,85 пп.
Отрицательно сказалось на рентабельности заемного капитала снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала на 0,12: изменение составило 12,73 пп.
В целом рентабельность заемного капитала возросла значительно. Для её дальнейшего приращения необходимо наращивать оборачиваемость собственного капитала путем увеличения выручки от продаж.
Маржинальный (предельный) анализ – это метод оценки и обоснование эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продаж) и прибылью, прогнозирование величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Все затраты предприятия могут быть разделены на 2 группы: переменные (условно-переменные) и постоянные (условно-постоянные).
К условно-переменным относятся такие затраты, которые изменяются в зависимости от изменения объема производства: расходы сырья, материалов, топлива, энергии на объем продукции, заработная плата рабочих-сдельщиков, отчисления на социальные нужды и т.п. С увеличением объема производства возрастают и суммарные переменные затраты, а в расчете на единицу объема продукции они не изменяются. Если объем производства снижается, то уменьшаются и суммарные переменные затраты, а в расчете на единицу объема продукции они остаются прежними.
К условно-постоянным относятся затраты, непосредственно не зависящие от объема производства и продажи продукции: амортизация, арендная плата, проценты за пользование банковским кредитом, административно-управленческие расходы и другие. Постоянные затраты на единицу объема продукции уменьшаются (увеличиваются) при соответствующем увеличении (уменьшении) объема производства. Суммарные же постоянные затраты в связи с его колебаниями не изменяются.
С помощью маржинального анализа (анализа безубыточности) определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных затрат, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю. Оптимальный уровень производства оказывается в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.
В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации, что позволяет более эффективно управлять процессом формирования затрат и финансовых результатов.
Преимущество методики маржинального
анализа показателей
Для маржинального анализа
где – объем продаж i-го вида продукции в натуральном выражении, – его отпускная цена, – удельные переменные затраты, – сумма постоянных затрат.
Расчет влияния факторов производится способом цепных подстановок. На изменение уровня рентабельности продаж отдельного вида продукции влияют:
- объем продаж:
- цена:
- удельные переменные затраты:
- сумма постоянных затрат:
Совокупное влияние факторов составит: .
Проведем анализ рентабельности продаж спермопродукции (таблица 15).
Таблица 15 – Факторы, влияющие на изменение рентабельности продаж спермопродукции
Показатель |
Условное обозначение |
2009 г |
2010 г |
Изменения, ± |
Объем продаж спермопродукции, тыс. доз |
377 |
389 |
12 | |
Отпускная цена, руб. |
78 |
84 |
6 | |
Удельные переменные затраты, руб. |
38,77 |
34,96 |
-3,81 | |
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. |
10266 |
8963 |
-1303 | |
Рентабельность продаж спермопродукции, % |
15,38 |
30,95 |
15,57 | |
в том числе за счет изменения, пункты |
||||
а) объема продаж |
х |
х |
1,08 | |
б) отпускной цены |
х |
х |
5,97 | |
в) удельных переменных затрат |
x |
x |
4,53 | |
г) суммы постоянных затрат |
x |
x |
3,99 |
За анализируемый период рентабельность продаж спермопродукции увеличилась на 15,57 пп. Все рассматриваемые факторы оказали положительное влияние на рентабельность продаж спермопродукции. Наибольшее влияние оказало увеличение отпускной цены продукции на 6 руб. – изменение составило 5,97 пп. За счет снижения удельных переменных затрат на 3,81руб. рентабельность продаж спермопродукции увеличилась на 4,53 пп. За счет снижения суммы постоянных затрат на 1303 тыс. руб. рентабельность продаж спермопродукции увеличилась на 3,99 пп. И за счет увеличения объема продаж спермопродукции на 12 тыс. доз рентабельность продаж спермопродукции увеличилась на 1,08 пп.
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю.
Методика маржинального
В процессе маржинального анализа определяют: маржинальный доход предприятия, безубыточный объем продаж (порог рентабельности), зону безопасности (безубыточности) предприятия, необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли, критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода, критический уровень цены продажи при заданном объеме продаж и уровня переменных и постоянных затрат.
Расчет точки безубыточности осуществляется аналитическим путем и графическим методом. Более точно критическую точку объема продаж определяют аналитическим путем.
МД = N – Cv или МД = Р + Cf
Экономический смысл маржинального дохода состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов. Если недостаточно постоянных расходов, предприятие терпит убытки.
В практике работы предприятий встречаются следующие соотношения:
МД < Постоянные расходы = Убытки
МД = Постоянные расходы = Безубыточность
МД > Постоянные расходы = Прибыль
dмд = МД ÷ N.
Затем определяют точку критического объема продаж:
а) в стоимостном выражении: TN = Cf ÷ dмд;
б) в натуральном выражении: ТQ = TN ÷ p;
в) в относительном выражении: Т% = Cf ÷ МД ×100.
По точке критического объема продаж (порогу рентабельности) определяются:
а) в стоимостном выражении: ЗФПN = N – TN ;
б) в натуральном выражении: ЗФПQ = Q – TQ ;
в) в относительном выражении: ЗФП% = ЗФПN ÷ N ×100.
Определим порог рентабельности, запас финансовой прочности и эффект операционного левериджа спермопродукции ОАО «Кировплем» (таблица 16).
Таблица 16 – Определение порога
рентабельности, запаса финансовой прочности
и эффекта операционного
Показатель |
Условное обозначение |
2010 г |
Объем продаж спермопродукции, тыс. доз |
Q |
389 |
Цена единицы продукции, руб. |
p |
84 |
Выручка от продажи, тыс. руб. |
N |
32676 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
С |
22563 |
в том числе переменные затраты, тыс. руб. постоянные затраты, тыс. руб. |
Cv Cf |
13600 8963 |
Переменные затраты единицы продукции, руб. |
Cvi |
34,96 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
МД |
19076 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
Р |
10113 |
Темп прироста прибыли, % |
Тпр |
1,89 |
Порог рентабельности: в натуральном выражении, тыс. доз. в стоимостном выражении, тыс. руб. в относительном выражении, % |
ТQ TN Т% |
183 15353 47 |
Запас финансовой прочности: в натуральном выражении, тыс. доз. в стоимостном выражении, тыс. руб. в относительном выражении, % |
ЗФПQ ЗФПN ЗФП% |
206 17323 53,01 |
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что предприятие получает
прибыль, маржинальный доход превышает
постоянные затраты. При сложившемся
соотношении цен граница
Рассчитав эффект операционного левериджа (приложение У), можно сделать вывод о том, что при увеличении объема продаж на 1% прибыль возрастает на 1,89%.Эта зависимость называется эффектом операционного рычага. При фиксированных постоянных затратах любое изменение объема продаж вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это происходит за счет перераспределения постоянных затрат на новый объем продаж.
Таким образом, сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%. Если объем продаж снизится на 1%, прибыль снизится на 1,89%.
Преимущество методики маржинального
анализа показателей
Важным этапом аналитической
работы является выявление резервов
увеличения прибыли и рентабельности.
Основными источниками
Резерв роста рентабельности продаж определяется по формуле:
Возможный уровень рентабельности продаж может быть определен как:
В свою очередь, резерв роста прибыли определяется:
Резерв роста выручки от продаж рассчитывается по формуле:
Основной вид продукции ОАО «Кировплем» − сперма племенных быков-производителей. Рассмотрим резервы роста рентабельности продаж спермопродукции.
В соответствии с Краткосрочным планом развития ОАО «Кировплем» на 2011-2012 годы (приложение Ф), планируемый объем производства замороженной спермы в 2011 году составляет 540 тыс. доз, что на 37 тыс. доз больше, чем в 2010 году. Плановая цена продажи – 88 руб. за дозу. Тогда резерв роста выручки от продаж составит: