Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель работы – всесторонне изучить понятие себестоимости и освоить процесс ее анализа и диагностики на практике путем рассмотрения продукции ОАО «Завод прессовых узлов».
Исходя из поставленных целей, в работе решаются следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования себестоимости;
• оценить динамики важнейших показателей себестоимости;
• определить факторы, повлиявшие на динамику показателей себестоимости, их величины; выяснить причины отклонений;
• оценить динамику и структуру себестоимости в разрезе элементов затрат и в разрезе переменных и постоянных затрат.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции 5
1.2. Методологические основы анализа себестоимости продукции 8
1.3. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия 15
Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости 20
2.3. Факторный анализ себестоимости 23
2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 25
Заключение 30
Список литературы 34
Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:
Помимо перечисленных выше факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения в:
Важнейшую роль
в снижении себестоимости продукции
играет оперативный экономический
анализ, с помощью которого своевременно
оцениваются складывающиеся хозяйственные
ситуации с формированием себестоимости
производимой продукции, вовремя вскрываются
отрицательные причины и
Рыночная экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.
Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.
Изучение динамики себестоимости и контроль над выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.
Для установления
планового задания по снижению себестоимости
единицы продукции необходимо плановую
себестоимость изделия
± S = S баз – S план , (1.1)
где S баз – себестоимость базисная;
S план – себестоимость плановая.
Индекс планового задания по снижению себестоимости (I пл. сниж) определяется по формуле 1.2:
I пл. сниж = S план / S баз , (1.2)
Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. При условии выполнения плана индекс равняется единице. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле 1.3:
I пл. сниж = S1 / S план , (1.3)
где S1 – фактическая себестоимость единицы продукции.
Для измерения
динамики фактического снижения себестоимости
единицы продукции необходимо фактическую
себестоимость изделия
I факт. сниж = S1 / S баз , (1.4)
Снижение себестоимости – уменьшение затрат, приводящее к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.
При многономенклатурном
производстве исчисляются общие
индексы себестоимости
В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию.
К сравнимой
товарной продукции относятся все
виды серийного и массового
К несравнимой
товарной продукции относят все
виды единичного производства, а также
серийного и массового
Показателем
сравниваемой товарной продукции является
себестоимость единицы
, (1.5)
где C1ртп – затраты на один рубль товарной продукции;
q – количество, объем выпуска в натуральном выражении;
s – себестоимость;
z – цена.
Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для контроля над динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.
Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции.
Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.
Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.
В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:
При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.
Изменение себестоимости
товарной продукции приводит к прямо
пропорциональному изменению
Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.
Для того чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:
Изделия, производимые
хозяйствующим субъектом, имеют
разную прибыль и рентабельность.
Чем больше выпуск продукции с
высоким уровнем
Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на один рубль товарной продукции, и наоборот.
Для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Количественно прибыль (валовая) представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.
«Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности»3.
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
Обобщенной
характеристикой структуры
Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.6:
P = N – S рп , (1.6)
где N – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации);
S рп – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются на прибыли.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Ps) рассчитывается по формуле 1.7:
∆Ps = S1,0 – S1 , (1.7)
где S1,0 – себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Pоб. пр). Объем продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости определяется по формуле 1.8:
∆Pоб. пр = Pб × (К1 – 1), (1.8)
где Pб – прибыль базисного периода;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению S1,0 / S1.
Расчет влияния
на прибыль изменений
∆Pстр. сдв = S0 × К2 – S1,0 , (1.9)
где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам (K2 = N1,0 / N0, где N1,0 – выручка отчетного периода в ценах базисного периода; N0 – выручка базисного периода).
Факторный анализ
влияния снижения себестоимости
на изменение прибыли можно
Общее изменение прибыли равно:
∆P = P1 – P0, (1.10)
где P1 – прибыль в отчетном периоде;
P0 – прибыль в базисном периоде.
Изменение прибыли в результате роста объема реализации:
, (1.11)
где q0 – количество продукции, реализованной в предшествующем году;
q1 – количество продукции, реализованной в отчетном году;
P0 – прибыль с единицы продукции, реализованной в предшествующем году.
Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции:
, (1.12)
где s1, s0 – себестоимость единицы продукции отчетного и предшествующего года.
Отдельным расчетом
определяется влияние на прибыль
изменения цен на материалы и
прочие ресурсы, а также причин, связанных
с нарушением хозяйственной дисциплины.
В первом случае расчет проводится
по данным бухгалтерского учета себестоимости
продукции. Оценка влияния на прибыль
нарушений хозяйственной