Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить понятие себестоимости и освоить процесс ее анализа и диагностики на практике путем рассмотрения продукции ОАО «Завод прессовых узлов».
Исходя из поставленных целей, в работе решаются следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования себестоимости;
• оценить динамики важнейших показателей себестоимости;
• определить факторы, повлиявшие на динамику показателей себестоимости, их величины; выяснить причины отклонений;
• оценить динамику и структуру себестоимости в разрезе элементов затрат и в разрезе переменных и постоянных затрат.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции 5
1.2. Методологические основы анализа себестоимости продукции 8
1.3. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия 15
Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости 20
2.3. Факторный анализ себестоимости 23
2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 25
Заключение 30
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_Sebestoimosti_Produktsii_Final.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

Общее изменение  затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции  и фактической себестоимостью, исчисленной  с учетом перечисленных выше факторов.

На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое  представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.

 

Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Открытое  акционерное общество «Завод прессовых  узлов» является коммерческой организацией, целями которой являются расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли.

Компания  расположена в городе Сальск Ростовской области и является современным  развивающимся предприятием с мощной инжиниринговой и производственной базой, продукция которого известна как в России, так и за рубежом: в Италии, Румынии, Чехии, Китае и Индии.

Основным  продуктом ОАО «Завод прессовых узлов» является пресс гидравлический. На анализе себестоимости этого наименования будет построена практическая часть данной работы.

2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Анализ структуры  затрат на производство начинается с  определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в  общей сумме затрат и их изменения за отчетный период.

Таблица – 1. Анализ себестоимости и ее структуры по статьям затрат в период 2009 – 2011 гг.

Состав расходов

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения за

2009-2011 гг.

222200200200пе

%

тыс. руб

%

тыс. руб

%

тыс. руб

%стр

тыс. руб

Сырье и материалы

58

7351,5

67

9348,5

73

18853

+15

+11501,5

Топливо и энергия

8

1014

6

837,18

2

516,52

–6

–497,48

Зарплата

12

1521

11

1534,8

11

2840,86

–1

+1319,86

Отчисления на социальные нужды

3

380,25

4

558,12

4

1033,04

+1

+652,79

Амортизация

3

380,25

2

279,06

1

258,26

–2

–121,99

Прочие расходы

16

2028

10

1395,3

9

2324,34

–7

+296,34

Итого

100

12675

100

13953

100

25826

+13151


Анализ  себестоимости по статьям затрат свидетельствует об общем изменении себестоимости продукции на +13151 тыс. руб. в период с 2009 года по 2011 год. Данный рост вызван изменением стоимости сырья и материалов на +11501,5 тыс. руб., а также ростом заработной платы на +1319,86 тыс. руб. и, соответственно, изменением величины отчислений на социальные мероприятия на +652,79 тыс. руб. Также увеличились прочие расходы на 296,34 тыс. руб.

В то же время, расходы на топливо и энергию, а также на амортизацию уменьшились  на 497,48 и 121,99 тыс. руб. соответственно.

Для наглядной  иллюстрации изменения структуры  себестоимости в период 2009 – 2011 гг. изобразим ее в виде двух диаграмм: на начало и на конец периода соответственно.

Рисунок – 1. Структура себестоимости продукции в 2009 году

Рисунок – 2. Структура себестоимости продукции в 2011 году

На диаграммах показано, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают сырье и материалы: в 2009 году – 58%, в 2011 году – 73%.

Заработная  плата занимает 12% и 11% от общего объема затрат соответственно; прочие расходы – 16% и 9%. Остальные виды затрат имеют незначительный вес в общем объеме.

В период 2009 – 2011 гг. структура себестоимости изменилась, но несущественно.

Таблица – 2. Анализ динамики себестоимости  единицы продукции в период 2009 – 2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Себестоимость продукции, тыс. руб.

12675

13953

25826

Количество  единиц реализованной продукции, шт.

1554

1612

2596

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. / шт.

8,156

8,656

9,948

Динамика  себестоимости единицы продукции, %

+6,13

+14,93


Себестоимость единицы продукции ежегодно растет, причем данный рост носит прогрессивный  характер.

2.3. Факторный анализ себестоимости

При анализе  себестоимости целесообразно провести факторный анализ. В таблице ниже приведены исходные данные.

Таблица – 3. Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости в период 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общее отклонение,

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Затраты на производство, в том числе:

12675

100

13953

100

25826

100

+13151

+104

переменные

8144

64

10783

77

17087

66

+8943

+110

постоянные

4531

36

3170

23

8739

34

+4208

+93

Объем производства

13987

15625

28790

+14803

+106


 

Без проведения дополнительных расчетов, можно отметить следующее: в период 2009 – 2011 гг. отклонение себестоимости составило +13151 тыс. руб. При этом переменные расходы выросли на 8943 тыс. руб., постоянные расходы – на 4208 тыс. руб. Несмотря на резкое увеличение доли переменных расходов в себестоимости в 2010 году (с 64% до 77%), к концу анализируемого периода этот показатель приблизился к начальному значению – составил 66% против 64% в 2009 году.

По приведенными данным необходимо проанализировать  влияние на изменение себестоимости:

    1. объема производства товаров;
    2. цен и тарифов по затратам;
    3. структуры общей суммы затрат.

Для выявления  влияния факторов отчетным годом  принимается 2011 г.; базисным – 2009 г.

Порядок расчетов:

  1. Определение общего изменения затрат: 25826 – 12675 = 13151 тыс. руб.
  2. Пересчет затрат базисного периода на объем производства отчетного периода:
    1. переменных затрат: 8144 × (28790 ÷ 13987) = 8144 × 2,058 =  16763 тыс. руб. (увеличиваются пропорционально объему производства);
    2. постоянных затрат: 4531 тыс. руб. (остаются на базовом уровне).

Итого: 16763 + 4531 = 21294 тыс. руб.

  1. Пересчет затрат на производство товаров отчетного периода при ценах и тарифах базисного периода: (12675 ÷ 13987) × 28790 = 26090 тыс. руб.
  2. Оценка влияния факторов на изменение полной себестоимости:
    1. объема производства: 21294 – 12675 = 8619 тыс. руб. или  
      16763 – 8144 = 8619 тыс. руб. (увеличение);
    2. цен и тарифов: 25826 – 26090 = –264 тыс. руб. (уменьшение);
    3. структуры и общей суммы затрат: 26090 – 21294 = 4796 тыс. руб. (увеличение).

Итого: 8619 – 264 + 4796 = 13151 тыс. руб., что равняется  общему изменению затрат.

Таким образом, можно сделать вывод, что полная себестоимость произведенной продукции  увеличилась в период 2009 – 2011 гг. главным образом по причине увеличения объема производства и соответствующего роста переменных затрат (+8619 тыс. руб.); меньшее влияние оказало изменение структуры себестоимости и общей суммы затрат (влияние накладных постоянных расходов) ( +4796 тыс. руб.). Позитивное влияние на полную себестоимость оказали снижение цен и тарифов – снижение себестоимости на 264 тыс. руб.

2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции  – затраты на рубль товарной продукции (затраты 1ртп). Он исчисляется соотношением:

(2.1)

Затраты на рубль  товарной продукции непосредственно  зависят от изменения общей суммы  затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости  произведенной продукции. На общую  сумму затрат оказывают влияние  объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь  могут увеличиваться или уменьшаться  за счет уровня ресурсоемкости продукции  и цен на потребленные ресурсы.

Таблица – 4. Анализ затрат на рубль товарной продукции в период 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Выручка от реализации, тыс. руб.

13987

15625

28790

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

12675

13953

25826

Валовая прибыль, тыс. руб.

1312

1672

2964

Затраты на рубль товарной продукции, коп.

90,62

89,30

89,70

Динамика  затрат на рубль товарной продукции, %

–1,46

+0,44

Динамика  выручки, %

11,71

84,26

Динамика  прибыли, %

27,44

77,28

Рентабельность  по валовой прибыли, %

9,38

10,7

10,3


В течение  всего анализируемого периода компания увеличивала выручку и прибыль, при этом рост вызван причинами как интенсивного, так и экстенсивного характера. Определить это можно, анализируя значение показателя затрат на рубль товарной продукции.

В 2010 году данный показатель уменьшился на 1,46%, что является благоприятным явлением. При этом в 2011 году показатель вырос на 0,44%, что  говорит о падении уровня эффективности  основных бизнес-процессов.

Данное явление  в коротком периоде не обязательно  носит негативный характер. Возможно, в 2011 году компания начала реализовывать политику по увеличению доли рынка и поэтому на некоторое время снижает норму маржи с единицы продукции (подтверждением этому может служить резкое увеличение выручки). Либо, возможно, в 2011 году произошло непредвиденное повышение цен на сырье и материалы.

Тем не менее, в долгосрочном периоде менеджмент должен устремить динамику этого показателя в область отрицательных значений, иначе компания придет к упадку.

Это можно  подтвердить, ссылаясь на золотое правило  экономики, которое гласит, что для развития компании, темп роста ее прибыли должен опережать темп роста выручки, который, в свою очередь, должен опережать темп роста капитала:

(2.2)

Из чего можно  сделать вывод, что:

(2.3)

При этом себестоимость  соотносится с валовой прибылью и стоимостью продукции в действующих  ценах (или выручкой) следующим образом:

    (2.4)

Учитывая  вышесказанное, неравенство 2.3 можно  преобразовать к виду:

  (2.5)

Основываясь на равенстве 2.1, неравенство 2.4 по смыслу аналогично следующему:

        (2.6)

Таким образом, необходимость падения показателя затрат на рубль товарной продукции для успешного развития компании напрямую вытекает из золотого правила экономики.

Однако, стоит отметить, что подобное утверждение носит частный, ограниченный характер. Это объясняется тем, что в вышеприведенном доказательстве понятие прибыли приравнивается к понятию валовой прибыли, что справедливо лишь для ряда случаев.

Другими словами, компания может успешно развиваться и при невыполнении условий неравенства 2.6. Например, если увеличивается доход от неосновной деятельности.

Тем не менее, для оценки управления компанией  своими основными процессами полезно  проверять показатели на выполнение неравенства 2.6.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатель затрат на рубль товарной продукции является наиболее обобщающим и обоснованным, а также имеющим широкую сопоставимость. В случае ОАО «Завод прессовых узлов», характер его движения в течение всего периода (2009 – 2011 гг.) носит благоприятный характер: –1,02%.

Расчет влияния факторов на изменение  суммы затрат на рубль товарной продукции.

Для проведения подобного анализа необходимо собрать исходные данные в одной  таблице.

Таблица – 5. Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство и реализацию продукции

Показатель

2009 год (базис)

2011 год (отчет)

Количество  единиц проданной продукции, шт.

1554

2596

Цена  единицы продукции, тыс. руб.

9

11,1

Удельные  переменные затраты,  тыс. руб./ шт.

5,24

6,58

Постоянные  затраты, тыс. руб.

4531

8739

Удельные  постоянные затраты, тыс. руб. / шт.

2,92

3,37


На  основе этих данных проводится факторный анализ, при котором затраты на рубль товарной продукции рассчитываются по следующей формуле:

    (2.7)

Таблица – 6. Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль товарной продукции

Затраты 1ртп, коп.

Значение

Объем производства

Удельные  переменные затраты

Постоянные  затраты

Отпускные цены

Базис

90,6

Базис

Базис

Базис

Базис

Условие 1

77,6

Отчет

Базис

Базис

Базис

Условие 2

92,5

Отчет

Отчет

Базис

Базис

Условие 3

110,5

Отчет

Отчет

Отчет

Базис

Отчет

89,7

Отчет

Отчет

Отчет

Отчет

Общее изменение

–0,9

–13

+14,9

+18

–20,8

Информация о работе Анализ себестоимости продукции