Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить понятие себестоимости и освоить процесс ее анализа и диагностики на практике путем рассмотрения продукции ОАО «Завод прессовых узлов».
Исходя из поставленных целей, в работе решаются следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования себестоимости;
• оценить динамики важнейших показателей себестоимости;
• определить факторы, повлиявшие на динамику показателей себестоимости, их величины; выяснить причины отклонений;
• оценить динамику и структуру себестоимости в разрезе элементов затрат и в разрезе переменных и постоянных затрат.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции 5
1.2. Методологические основы анализа себестоимости продукции 8
1.3. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия 15
Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости 20
2.3. Факторный анализ себестоимости 23
2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 25
Заключение 30
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_Sebestoimosti_Produktsii_Final.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

Из  данных таблицы 6 видно, что затраты на рубль товарной продукции уменьшились на 0,9 коп. в период 2009 – 2011 гг. (что соответствует данным таблицы 4). Данное значение получено в результате повышения отпускных цен и количества проданных единиц продукции – понижение показателя на 20,8 коп. и 13 коп. соответственно. В то же время, в результате этих процессов увеличились постоянные и удельные переменные затраты. Это привело к увеличению показателя на 18 коп. и 14,9 коп. Тем не менее, итоговая динамика показателя благоприятна.

На основании  полученных значений, можно выяснить, на какую величину увеличилась прибыль  благодаря изменению затрат на рубль  товарной продукции:

,       (2.8)

 – прибыль, полученная благодаря снижению затрат на рубль товарной продукции;

В – выручка (стоимость товарной продукции, реализованной за период);

 – изменение затрат  на рубль товарной продукции.

Учитывая  выручку и изменения затрат на рубль товарной продукции в период 2009 – 2011 гг., указанные в таблице 4, прибыль, полученная благодаря снижению затрат на рубль товарной продукции, составляет: 0,0146×15625 – 0,004428790 = 101,5 тыс. руб.)

 

Заключение

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную  деятельность предприятия. Себестоимость продукции – это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Анализ и  оценка влияния себестоимости продукции  на финансовый результат деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансового анализа деятельности предприятия, позволяющей своевременно выявлять основные факторы снижения себестоимости и роста прибыли предприятия.

Проведя анализ себестоимости производства гидравлических прессов ОАО "Завод прессовых  узлов" в период 2009 – 2011 гг., можно  подвести некоторые итоги.

Себестоимость единицы продукции увеличивается  прогрессивными темпами (+6,13% и +14,93% в 2010 и 2011 гг. соответственно), что обусловлено  в первую очередь ростом расходов на сырье и оплату труда. Тем не менее, изменения в структуре  несущественны как в разрезе  элементов затрат, так и в разрезе  постоянных и переменных затрат. При  этом рост себестоимости практически  совпадает с ростом отпускных  цен на продукцию: 7,78% и 14,44% на 2010 и 2011 гг. соответственно.

Показатель  затрат на рубль товарной продукции  к концу периода снизился на 0,9 коп. (1,02%), что принесло предприятию 101,5 тыс. руб. дополнительной прибыли. Изменения выручки и общей прибыли также имеют положительную направленность: +105,8% и +125,91% за период соответственно.

ОАО «Завод прессовых  узлов» успешно ведет свою деятельность: число продаваемых в год гидравлических насосов в период 2009 – 2011 гг. увеличилось на 67,05%. При этом предприятию удалось удержать эффективность производства на схожем уровне: валовая рентабельность увеличилась  на 0,95%.

Анализируя  вышеприведенные данные, можно заметить, что на предприятии происходит активное улучшение количественных показателей (выручка, прибыль), в то время как значения качественных показателей меняются незначительно (удельные переменные затраты, удельные постоянные затраты, затраты на рубль товарной продукции, рентабельность по валовой прибыли). Из этого можно сделать вывод, что качество прибыли практически не меняется: ее рост в большей степени объясняется исключительно ростом объемов продаж.

Предприятию следует сделать упор на снижение показателя затрат на рубль товарной продукции. Для этого необходимо, чтобы темп роста цен на продукцию  опережал темп роста себестоимости. В таком случае автоматически повысится рентабельность производства и качество прибыли.

По этой причине  ОАО «Завод прессовых узлов» должен повысить качество управления себестоимостью. Для решения задачи оптимизации издержек и снижения себестоимости предлагается реализовать следующие мероприятия:

  • увеличить объем производства с целью снижения величины постоянных расходов на единицу продукции;
  • сократить численность производственного персонала благодаря внедрению гибкой автоматизированной линии;
  • внедрить использование новых материалов и конструкций;
  • изучить причины брака с целью его снижения;
  • модернизировать логистическую службу для сокращения времени хранения материалов на складах;
  • усовершенствовать систему мотивации персонала: необходимо поощрять режим повсеместной экономии, особенно при работе с сырьем и материалами;
  • сократить численность управленческого персонала благодаря внедрению программного комплекса по управлению ресурсами предприятия (ERP-системы);
  • провести курсы повышения квалификации для производственного персонала предприятия.

Данные мероприятия  подобраны с учетом наиболее проблемных зон в структуре себестоимости (по различным критериям), а именно: сырье и материалы, оплата труда, накладные и прочие расходы. Работа в данных направлениях может принести ощутимый экономический эффект при умеренных издержках. Это связано с величиной доли, которую занимают в себестоимости указанные составляющие. В результате реализации описанных управленческих решений произойдет улучшение таких качественных показателей как: производительность труда, ресурсоемкость, фондоемкость, удельные накладные расходы, удельные переменные расходы.

Стоит отметить, что реализация комплекса предложенных мероприятий связана с существенными финансовыми вложениями, которые отрицательно скажутся на полной себестоимости единицы продукции в коротком периоде. Тем не менее, в перспективе подобные решения проявят себя с положительной стороны: затраты на рубль товарной продукции опустятся ниже текущего значения, что, соответственно, приведет к росту обобщающего показателя эффективности деятельности предприятия – рентабельности по валовой прибыли. Одновременно с этим повысится и качество прибыли.

Таким образом, в результате выполнения данной курсовой работы требуемые задачи были выполнены, цель – достигнута.

 

Список литературы

  1. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. / О.И. Аверина. — М.: КНОРУС, 2012. — 432 с.
  2. Кукушкина, С.Н. Планирование деятельности на предприятии. / С.Н. Кукушкина. — М.: Юрайт, 2013. — 350 с.
  3. Герасименко, А.И. Финансовая отчетность. / А.И. Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 434 с.
  4. Захарьин, В.Н. Учет себестоимости продукции и прибыли организации. / В.Н. Захарьин. — М.: Эксмо, 2008. — 432 с.
  5. Фофанов, В.В. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции различных отраслей. / В.В. Фофанов. — М.: Росбух, 2008. — 312 с.
  6. Ефремова, А.С. Себестоимость. От управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. / А.С. Ефремова. — М.: Вершина, 2006. — 208 с.
  7. Кондукова, А.А. АВС: себестоимость без искажений / А.А. Кондукова. — М.: Эксмо, 2008. — 288 с.
  8. Рассказова-Николаева, С.В. Директ-костинг. Правдивая себестоимость. / С.В. Рассказова-Николаева. — М.: Книжный мир, 2009. — 256 с.
  9. Бехтерева, Е.П. Себестоимость. Рациональный и эффективный учет расходов. / Е.П. Бехтерева. — М.: Омега-Л, 2009. — 160 с.
  10. Бондина, С.Н. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. / С.Н. Бондина. — М.: КолосС, 2010. — 192 с.
  11. Нечитайло, А.В. Экономика предприятий. / А.В. Нечитайло. — М.: Проспект, 2013. — 304 с.
  12. Банковская энциклопедия. URL: http://www.bibliotekar.ru/bank-7-3/178.htm (Дата обращения: 15.11.2013).

1 Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. / О.И. Аверина. — М.: КНОРУС, 2012. — 432 с.

2 Банковская энциклопедия. URL: http://www.bibliotekar.ru/bank-7-3/178.htm (Дата обращения: 15.11.2013).

3 Кукушкина, С.Н. Планирование деятельности на предприятии. / С.Н. Кукушкина. — М. : Юрайт, 2013. — 350 с.

 


Информация о работе Анализ себестоимости продукции