Анализ стартегического управления финансвой деятельности на примере работы Сбербанка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:17, дипломная работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики.

Отсюда можно сделать вывод  о том, что одна из особенностей финансового  менеджмента в коммерческом банке  в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.

Объект деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке: — разработка и использование  систем и методик рационального  планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и  размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента  в коммерческом банке — определение  рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Параметры, влияющие на устойчивость банка

 Заданные параметры

Режим деятельности

Максимизация  прибыли банка

Минимально допустимая нормативная  ликвидность

Максимизация ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость  финансовых операций банка

Сбалансированность прибыльности и  ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой  банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка


Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система  управления, состоит из двух подсистем:

  • управляемой, или объекта управления;
  • управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового  менеджмента в коммерческом банке  являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают  движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств  в системе финансового менеджмента  коммерческого банка проходит через  управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 2 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

 

Таблица 2

Типы устойчивости банка

  Финансовая устойчивость банка

  1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и  внутренних), программирование и стратегия деятельности банка
  1. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
  1. Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный анализ банка и трансфертное  ценообразование

Организационная устойчивость банка

  1. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
  1. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
  1. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала

Функциональная  устойчивость банка

  1. Специализация банка
  1. Универсализация банка

Коммерческая  устойчивость банка

  1. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка
  1. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка  на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов  обслуживания клиентов)

Капитальная устойчивость банка

  1. Кредитно-инвестиционная политика банка
  1. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка

 

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Трехмерный классификатор финансового  менеджмента в коммерческом банке  можно представить в виде схемы  трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

  1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
  2. Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.
  3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга2 бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

Примечание: В цели и задачи финансового  менеджмента в коммерческом банке  — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств — не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные нормы, введенные на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.

Для реализации целей финансового  менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений  коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

  1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях  (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
  2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
  3. Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
  4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
  5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
  6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка (форма  отношений "банк – клиент"); регламент  взаимодействия служащих банка с  клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская операция — система  согласованных по целям, месту и  времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт — продукт, в  реализации которого могут быть задействованы  несколько подразделений банка  в течение длительного времени  путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

  1. выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
  2. разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
  3. разработка регламента оказания требуемой услуги;
  4. разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
  5. решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
  6. решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
  7. решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
  8. разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

По целевому назначению можно различать  следующие классы операций:

Информация о работе Анализ стартегического управления финансвой деятельности на примере работы Сбербанка