Анализ стартегического управления финансвой деятельности на примере работы Сбербанка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:17, дипломная работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)
  1. Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
  2. Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
  3. Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Рассмотрим более детально структуру  предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

Банковская триада — сочетание  трех понятий "продукт – операция – услуга".

Продукт — регламент (документально  оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

Операция — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию)  клиента.

Услуга — результат обслуживания клиента (выполнения операции).

По степени сложности можно  выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.

Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.

Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

Установленное соответствие позволяет  классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

Объектом реинжиниринга процессов  обслуживания клиентов являются комбинированные  и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов.

Предметом деятельности реинжиниринга  процессов обслуживания клиента  является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

Работа с клиентом формально  может быть описана следующей  последовательностью фаз взаимодействия сотрудников банка с клиентом.

  1. Информирование клиента о сфере услуг банка.
  2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.
  3. Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.
  4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).
  5. Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.
  6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.

В настоящее время известны две системы работы с клиентами:

  • Система, ориентированная на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по функциональному признаку.  Управление строится исходя из административно-командных принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем".
  • Система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.

Поскольку первая система  эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе.

Таким образом, следующая  предметная область финансового  менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

 

1.3 Механизм финансового менеджмента в коммерческом банке и формирование его финансовой стратегии

 

Финансовый менеджмент является интегрирующей подсистемой системы стратегического управления в кредитной организации. Содержание финансового управления существенно изменилось за последнее время, о чем свидетельствуют публикации, посвященные данной проблеме.  Задачи финансового менеджмента «уже не сводятся к правильному составлению бухгалтерской и налоговой отчетности и своевременному отражению результатов деятельности компании. Финансовые директора теперь вовлечены во все бизнес-процессы, играют значительную роль в принятии, поддержке и эффективном исполнении стратегических решений и практических действий,  направленных на увеличение производительности, сокращение затрат и достижение прибыльности» [63, стр.10].

Финансовый менеджмент нацелен на оптимизацию денежных потоков банка, а способность  генерировать будущие финансовые потоки определяет стоимость кредитной организации, максимизация которой является целью коммерческой деятельности. Поэтому Джозеф Синки определяет термин финансовый менеджмент как «подход к управлению банком, целью которого является максимизация акционерной стоимости, а оценка соотношения риск-прибыль и управление риском служат основой для управления повседневной деятельностью» [72, стр.13].

В соответствии с этим в представленном исследовании автор  исходил из того, что стратегическое финансовое управление - это процесс, направленный на обеспечение стабильного долгосрочного роста стоимости кредитной организации в ходе реализации стратегии в условиях неопределенности внешних и внутренних факторов.

Основными показателями, определяющими стоимость коммерческой организации, являются величина чистого денежного потока и прогноз его изменения в будущем. Какие же факторы влияют на прогнозируемую динамику движения денежных средств банка?

  1. В силу того, что обычный банк не может существенно влиять на уровень рыночных цен, его прибыльность, прежде всего, зависит от эффективности управления издержками. Этот фактор формирования стоимости классическая теория рассматривала как основной объект финансового менеджмента, а управление затратами – как основной его процесс [5,11, 29, 32, 36, 42,68, 81,82].
  2. Кроме этого, в силу специфики деятельности банковского сектора аналитики, определяющие финансовую устойчивость кредитных организаций, обращали особое внимание на характеристики ликвидности, которые зависели от соотношения сроков выполнения требований и обязательств и иных открытых рыночных позиций3. Считалось, что сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков кредитной организации во времени является гарантией долгосрочного роста стоимости банка, так как увязанные по срокам кредиты и депозиты, как правило, согласованы и по процентным ставкам. Подобный подход ставил в центр финансового управления использование высоко доходных и достаточно ликвидных финансовых инструментов, согласованных по срокам с пассивами [39, 66, 72, 73].
  3. Развитие практики управления активами-пассивами (далее - УАП) показало необходимость оценки и покрытия рисков деятельности банка, так как потеря ликвидности кредитной организации часто происходит не столько из-за простой рассогласованности сроков выполнения требований и обязательств, сколько из-за реализации рисков: кредитных, рыночных, операционных. Поэтому показатель денежной прибыли банка стали корректировать на величину резервов на потери, отражающих ожидаемый размер кредитных и операционных рисков, а также на переоценку инвестиционных позиций, представляющую ожидаемый рыночный риск. Достаточность данных резервов стала дополнительным критерием стабильности кредитной организации, обеспечивающей рост ее стоимости в будущем.
  4. Кроме формирования резервов под ожидаемые риски банковское сообщество стало обращать внимание на возможность реализации непредвиденных риск-событий. Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и обязательные нормативные требования Банка России говорят о  необходимости соблюдения требований по достаточности капитала коммерческих банков [158]. Соответственно, появился еще один существенный фактор повышения стоимости кредитной организации – достаточность капитала.

На годовом собрании Ассоциации американских банкиров (АВА) в 1996 году глава ФРС Алан Гринслэн сказал: «Вам покажется странным, что на собрании, посвященном увеличению акционерной стоимости, первое слово предоставляется представителю регулирующего органа. Надеюсь, что к полудню я смогу убедить вас: мы, «блюстители закона», заботимся о том же, о чем и вы, - всем нам нужна сильная и эффективная банковская система. Именно такая система складывается, когда банкиры знают, как идти на риск прибыли, и как управлять этим риском. Сегодня нам важно получить ответ на вопрос: что следует делать регуляторам, чтобы ограничить риск, который готовы принять банки ради выполнения своих корпоративных задач?»[72, с.300].

Аналогичные вопросы  рассматривались и на XVI Международном банковском конгрессе "Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность". На нем были сформулированы рекомендации Банку России и коммерческим банкам относительно мер, необходимых для повышения конкурентоспособности и стабильности банковской системы страны [133].

Необходимо отметить теснейшую связь показателей  достаточности резервов и достаточности капитала кредитной организации. Некорректное представление величины резервов на потери является основным источником искажения финансовой отчетности банка. Если резервы недоформированы, показатель достаточности капитала не будет отражать реальную устойчивость банка, так как размер его собственных средств зависит от расходов на формирование резервов. Поэтому в процессе оценки стоимости банка сначала необходимо определить достаточность его резервов, в случае их недостатка или избытка провести корректировки, а затем уже дисконтировать будущие денежные потоки.

Итак, риск является одним из существеннейших факторов, влияющих на формирование стоимости и долгосрочной стабильности кредитной организации. На данный факт обращают внимание не только надзорные органы, но и теоретические исследования в области управления стоимостью компании [63, 72, 133, 158].

  1. Однако даже эффективное управление текущими операциями в координатах риск-доходность не является достаточным условием максимизации долгосрочной стоимости банка в условиях постиндустриального пространства. «Достижение баланса между тем, что ценят потребители, и тем, что создает стоимость для акционеров, также одна из важнейших задач финансовых директоров. Более того, взаимоувязка акционерной стоимости, потребительской стоимости и стоимости нематериальных активов и фокусирование на них процессов управления финансами компании требует радикальной переориентации мышления. Традиционный тип мышления почти не выходит за рамки классического учета нематериальных активов по первоначальной стоимости. Конечно, прежние функции финансового директора и его команды не теряют своего значения. Но в новом, изменившемся мире управленческое мышление стало иным: за основу берутся не прошлые данные, а будущие результаты, которые определяются умением стабильно извлекать доходы из нематериальных активов» [63, c.21].

Эффективное использование  нематериальных активов предполагает организацию в банке инновационного процесса, в ходе которого решаются следующие задачи, направленные на повышение стоимости кредитной организации:

  • совершенствование бизнес-процессов, снижающее издержки банка;
  • повышение удовлетворенности клиентов качеством и стоимостью услуг банка;
  • создание новых продуктов и услуг, а также новых каналов их распространения.

Таким образом, банковские инновации являются важнейшим фактором повышения стоимости кредитной организации. Система мотивации банка, как мы уже говорили в первой главе, должна способствовать извлечению знаний, имеющихся в организации, и их использованию в процессе поиска и внедрения инноваций. Только непрерывное совершенствование услуг и бизнес-процессов банка обеспечит ему устойчивое конкурентное преимущество в будущем. С точки зрения их влияния на текущий финансовый результат данные направления деятельности являются затратными и приводят к принятию повышенных рисков, но без них невозможно обеспечить будущий финансовый рост, определяемый способностью удержать и укрепить завоеванные рыночные позиции.

  1. Качественные нематериальные активы кредитной организации, прежде всего, должны способствовать установлению долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами, которые способствуют укреплению рыночных позиций кредитной организации, а, следовательно, и росту ее стоимости. Поэтому полностью можно согласиться с авторами теории формирования сбалансированной системы показателей результативности - Дейвидом Нортоном и Робертом Капланом [27], которые выносят на уровень финансовых задач компании не только управление издержками и активами, но и повышение ценности продуктов для клиентов, а также расширение возможностей получения доходов.

В итоге факторы, влияющие на стоимость  банка, можно разбить на два класса: стратегические и операционные. К стратегическим факторам, по мнению автора,  относятся:

  • адаптивность стратегии банка, позволяющая извлекать прибыль из возможностей среды и избегать потерь от угроз этой среды;
  • способность банка к инновациям, обеспечивающим укрепление и расширение конкурентного преимущества за счет эффективного использования нематериальных активов;
  • достижение синергии при формировании отношений с клиентами, предполагающей не только оптимизацию операционного дохода кредитной организации, но и удовлетворение всех запросов клиентов в получении качественных банковских услуг по цене, обеспечивающей также и рост стоимости их активов.

Информация о работе Анализ стартегического управления финансвой деятельности на примере работы Сбербанка