Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:17, дипломная работа
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.
Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.
Банковская триада — сочетание трех понятий "продукт – операция – услуга".
Продукт — регламент (документально
оформленная упорядоченная
Операция — упорядоченная
Услуга — результат
По степени сложности можно выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.
Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:
Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.
Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.
Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.
Объектом реинжиниринга
Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.
Работа с клиентом формально
может быть описана следующей
последовательностью фаз
В настоящее время известны две системы работы с клиентами:
Поскольку первая система
эффективна при обслуживании мелких
и средних клиентов и клиентов,
нуждающихся в отдельных
Таким образом, следующая предметная область финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.
1.3 Механизм финансового менеджмента в коммерческом банке и формирование его финансовой стратегии
Финансовый менеджмент является интегрирующей подсистемой системы стратегического управления в кредитной организации. Содержание финансового управления существенно изменилось за последнее время, о чем свидетельствуют публикации, посвященные данной проблеме. Задачи финансового менеджмента «уже не сводятся к правильному составлению бухгалтерской и налоговой отчетности и своевременному отражению результатов деятельности компании. Финансовые директора теперь вовлечены во все бизнес-процессы, играют значительную роль в принятии, поддержке и эффективном исполнении стратегических решений и практических действий, направленных на увеличение производительности, сокращение затрат и достижение прибыльности» [63, стр.10].
Финансовый менеджмент нацелен на оптимизацию денежных потоков банка, а способность генерировать будущие финансовые потоки определяет стоимость кредитной организации, максимизация которой является целью коммерческой деятельности. Поэтому Джозеф Синки определяет термин финансовый менеджмент как «подход к управлению банком, целью которого является максимизация акционерной стоимости, а оценка соотношения риск-прибыль и управление риском служат основой для управления повседневной деятельностью» [72, стр.13].
В соответствии с этим в представленном исследовании автор исходил из того, что стратегическое финансовое управление - это процесс, направленный на обеспечение стабильного долгосрочного роста стоимости кредитной организации в ходе реализации стратегии в условиях неопределенности внешних и внутренних факторов.
Основными показателями,
определяющими стоимость
На годовом собрании Ассоциации американских банкиров (АВА) в 1996 году глава ФРС Алан Гринслэн сказал: «Вам покажется странным, что на собрании, посвященном увеличению акционерной стоимости, первое слово предоставляется представителю регулирующего органа. Надеюсь, что к полудню я смогу убедить вас: мы, «блюстители закона», заботимся о том же, о чем и вы, - всем нам нужна сильная и эффективная банковская система. Именно такая система складывается, когда банкиры знают, как идти на риск прибыли, и как управлять этим риском. Сегодня нам важно получить ответ на вопрос: что следует делать регуляторам, чтобы ограничить риск, который готовы принять банки ради выполнения своих корпоративных задач?»[72, с.300].
Аналогичные вопросы рассматривались и на XVI Международном банковском конгрессе "Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность". На нем были сформулированы рекомендации Банку России и коммерческим банкам относительно мер, необходимых для повышения конкурентоспособности и стабильности банковской системы страны [133].
Необходимо отметить теснейшую связь показателей достаточности резервов и достаточности капитала кредитной организации. Некорректное представление величины резервов на потери является основным источником искажения финансовой отчетности банка. Если резервы недоформированы, показатель достаточности капитала не будет отражать реальную устойчивость банка, так как размер его собственных средств зависит от расходов на формирование резервов. Поэтому в процессе оценки стоимости банка сначала необходимо определить достаточность его резервов, в случае их недостатка или избытка провести корректировки, а затем уже дисконтировать будущие денежные потоки.
Итак, риск является одним из существеннейших факторов, влияющих на формирование стоимости и долгосрочной стабильности кредитной организации. На данный факт обращают внимание не только надзорные органы, но и теоретические исследования в области управления стоимостью компании [63, 72, 133, 158].
Эффективное использование
нематериальных активов предполагает
организацию в банке инновацион
Таким образом, банковские инновации являются важнейшим фактором повышения стоимости кредитной организации. Система мотивации банка, как мы уже говорили в первой главе, должна способствовать извлечению знаний, имеющихся в организации, и их использованию в процессе поиска и внедрения инноваций. Только непрерывное совершенствование услуг и бизнес-процессов банка обеспечит ему устойчивое конкурентное преимущество в будущем. С точки зрения их влияния на текущий финансовый результат данные направления деятельности являются затратными и приводят к принятию повышенных рисков, но без них невозможно обеспечить будущий финансовый рост, определяемый способностью удержать и укрепить завоеванные рыночные позиции.
В итоге факторы, влияющие на стоимость банка, можно разбить на два класса: стратегические и операционные. К стратегическим факторам, по мнению автора, относятся: