Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть финансирование агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты сельского хозяйства;
• провести анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области;
• разработать предложения по совершенствованию финансирования агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 8
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области 16
2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 20
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области 23
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса 27
3.3 Совершенствование кредитования предприятий агропромышленного комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Вложенные файлы: 1 файл

gosfinKurs.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

В России государственная поддержка сельского хозяйства появилась еще при проведении реформ 1861 года. В манифесте об освобождении крепостных крестьян России, в приложениях к нему, других законодательных актах определялись не только порядок проведения реформ, но и определенная государственная поддержка крестьян при наделении собственной землей.

Финансирование  аграрных преобразований проходило  по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организаций, на помощь крестьянам при землеустройстве, льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды на приобретение сельскохозяйственного инвентаря и семян; огнестойкое строительство; развитие кустарной промышленности; "безусловный приоритет сельскому хозяйству за счет всего общества".

В 1907-1910 годах  был выработан целый комплекс мер по материальной поддержке переселения  крестьян в восточную часть страны. Переселенцам оказывалась значительная помощь для компенсации затрат при  переселении и обустройстве на новых землях.

В СССР государственная  поддержка аграрного сектора  в наиболее последовательном виде имела  место в совхозах. Эти хозяйства  находились в собственности государства. Цены на продукцию, поставляемую государству, как правило, не обеспечивали рентабельное ведение производства. В то же время хозяйства нуждались в техническом переоснащении, в развитии социальной сферы. Необходимые для их нормальной хозяйственной деятельности средства поступали к ним через бюджетное финансирование. Система бюджетного финансирования усложнялась и совершенствовалась и в 70-80 годы распространилась и на колхозы.

За счет средств  государственного бюджета в аграрном секторе экономики были созданы  такие отрасли, как промышленное птицеводство и свиноводство, тепличное хозяйство, рисоводство на новых землях.

При значительной поддержке, а во многих случаях полностью  за счет государственного бюджета возводились  животноводческие помещения и комплексы, механические мастерские и машинные дворы, сушильные и складские  хозяйства, детские сады, жилье, проводились мелиоративные, культуротехнические работы и т.д.

Таким образом, государство с помощью  бюджетных средств, особенно в 80-е  годы, стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение  сельского хозяйства.

Если говорить об эффективности, результативности направления этих средств, то необходимо отметить следующее.

В дореформенный период производство продукции сельского хозяйства  росло опережающими к росту численности  населения темпами. Производство зерна  за этот период увеличилось в 1,5 раза, мяса - в 2, молока в 1,6, яиц - почти втрое. К концу 80-х годов страна по уровню питания населения вошла в первую десятку самых обеспеченных стран мира.

В то же время необходимо отметить, что проблемы развития сельского хозяйства, проблемы обеспечения страны продовольствием постоянно возникали и в советское время.

В 1990 году средний уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий  составлял 37 процентов. Удельный вес  убыточных в общем числе хозяйств - 2,8 процента. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составлял 93 % к уровню оплаты труда в промышленности. За счет более быстрого развития социальной сферы села наметилось сокращение разрыва социальных условий жизни в городе и деревне. После затяжного кризиса 1990-х гг. положение дел в аграрном секторе начиная с 1999 г. стабилизировалось, а в последние годы происходит рост производства и по некоторым направлениям значительный. В 2000-2005 гг. объемы производства продукции выросли: сельскохозяйственной - на 25,3%, пищевой - на 42%. Однако при этом финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий остаются невысокими. Так, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства вырос с 6,4% в 2000 г. до 7,6% - в 2005 г., а удельный вес убыточных хозяйств сократился соответственно с 53 до 42%. Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство продолжается.

В настоящее время поставлена задача сделать сельскохозяйственную отрасль страны конкурентоспособной, с этой целью была утверждена Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг1. Главные ее цели - обеспечить продовольственную независимость России и повысить конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны в ВТО. 

Госпрограмма предусматривает  комплексное развитие всех отраслей, подотраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса. При  этом в приоритете такие направления, как скотоводство (производство молока и мяса); мелиорация земель сельхозназначения; введение в оборот неиспользуемой пашни; развитие импортозамещающих подотраслей (включая овощеводство и плодоводство); наращивание экспорта сельхозпродукции по мере насыщения ею внутреннего рынка.  
Предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 4,5%, создать условия для достижения уровня рентабельности не менее 10-15% (с учетом субсидий). Это позволит увеличить среднемесячную зарплату в отрасли до 22,5 тыс. руб.  
Запланировано дальнейшее продолжение и расширение поддержки малого предпринимательства (помощь начинающим фермерам, развитие семейных животноводческих ферм, господдержка кредитования малых форм хозяйствования, оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств). 

Предусмотрены меры по технической  и технологической модернизации отрасли: обновление парка сельхозтехники; расширение применения биосредств защиты растений, микробиологических удобрений, ветеринарных препаратов. Запланировано проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных. 

Непременными условиями развития сельского хозяйства являются сохранение и привлечение новых трудовых ресурсов. Для этого предусмотрено строительство нового жилья (в том числе для молодых семей и специалистов) и объектов социально-инженерной инфраструктуры села. 

Особое внимание уделено мерам  по адаптации сельского хозяйства  к условиям ВТО. В частности, будет продлено действие ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Не станут ограничивать субсидии в регионах, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства. Планируется закупать для госнужд (например, для армии или в госрезерв) только российское продовольствие. 

На реализацию Госпрограммы в федеральном  бюджете предусмотрено около 1,5 трлн. руб. Еще примерно 777,5 млрд. руб. выделят регионы.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области

Нижегородская область расположен в центре Европейской части России, входит в состав Приволжского федерального округа и относится к нечерноземной  зоне сельскохозяйственного производства. Общая земельная площадь составляет 3604,4 тыс. га, и в том числе сельскохозяйственные угодья - 2755,0 тыс. га, из них пашня 2115,1 тыс. га, сенокосы - 169,8 тыс. га, пастбища - 467,3 тыс. га. На территории области на 01.01.2012, по данным Госкомстата России, проживает 3,297 млн. жителей, из них в сельской местности 0,692 млн. человек (21%).

Ведущем направлением в сельском хозяйстве является животноводство, основным видом деятельности которого является производство молока.

В растениеводстве основным направлением является производство зерна.

Сельскохозяйственным производством  в области занимаются около 630 сельскохозяйственных организаций,  функционируют более 540 тысяч личных подсобных хозяйств и около 3,1 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, действуют 90 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (27 кредитных, 46 снабженческо-сбытовых и 17 перерабатывающих), работают более 50 обслуживающих и сервисных предприятий. Пищевая и перерабатывающая промышленность области представлена 16 отраслями и объединяет около 1360 предприятий.

В агропромышленном комплексе Нижегородской  области производится 1,4% общероссийского  объема зерна , 2,3% - картофеля, 2,5% - овощей, 1,9 – мяса скота и птицы, 2% - молока, 3,2% - яиц.

По численности крупного рогатого скота область занимает 11 место  в Российской Федерации, свиней – 13, по производству и реализации мяса всех видов скота – 19, по производству молока – 11, яиц – 8, зерна – 22, картофеля – 12 место.

В Приволжском федеральном округе Нижегородская область занимает по численности крупного рогатого скота 5 место, свиней – 6, по реализации мяса – 6, яиц – 2, по производству зерна  – 5, картофеля – 3, овощей - 3 место.

В 2012 году посевная площадь во всех категориях хозяйств составила 1182,9 тыс.га (100% к уровню 2011 года). Яровые зерновые и зернобобовые культуры посеяны на площади 401,9 тыс. га (110%). Площади под рапсом увеличены на 52,5 тыс.га (427%) по сравнению с 2011 годом и составили 68,6 тыс. га.

Благодаря приходу инвестора ООО  «Саров Агро» в Нижегородскую  область, значительно расширились  посевы рапса в Дивеевском районе - с 2,2 тыс. га в 2011 году до 20,9 тыс. га в 2012 году, в Ардатовском – с 634 га до 10,0 тыс. га.

Увеличена площадь сева таких высокоэнергетических культур, как подсолнечник на зерно (108%). На 490 га больше запланированного объема посеяно льна - долгунца (119%). Овощей посеяно 12,4 тыс.га (100%). Посажено 60,7 тыс.га картофеля. Более 10 тыс. га засеяно сахарной свеклой.

Этот год выдался непростым  для сельского хозяйства Нижегородской  области. Неблагоприятные погодные условия зимовки озимых культур, засуха в период налива зерна и дожди во время уборки урожая привели к серьезным потерям зерновых культур. Погибло 58 тыс. га озимых, что составляет 25% от общей посевной площади озимых зерновых культур.

Вместе с тем сельские труженики  сумели преодолеть последствия всех природных аномалий и выстоять в  этих трудных условиях. Погибшие посевы пересеяны яровыми зерновыми культурами за счет использования имеющегося в области страхового фонда в объеме 13 тыс. тонн.

По итогам работы в 2012 году во всех категориях хозяйств Нижегородской  области будет произведено более  одного миллиона тонн зерна, 860 тыс. тонн картофеля, 315 тыс. тонн различной овощной продукции открытого и закрытого грунта, 73 тыс. тонн рапса, 2,0 тыс. тонн льноволокна и 250 тыс.тонн сахарной свеклы.

Собранный урожай позволяет в полном объеме обеспечить потребности нижегородцев в зерне, картофеле и овощной продукции. Заготовлено 24 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов на одну условную голову скота. Засыпано около 270 тыс. тонн зернофуража. Это позволяет провести полноценную зимовку скота 2012-2013 годов и обеспечить получение стабильных результатов в отрасли животноводства.

Сделан задел под урожай 2013 года. Посеяно 215 тыс. га озимых зерновых культур, в запланированных объемах поднята  зябь.

В хозяйствах всех категорий произведено 92.8 тыс. тонн скота и птицы  на убой (в живом весе), что на 6.2% больше, чем в январе - сентябре 2011 года, молока - 75.1 тыс. тонн (меньше на 1.6%), яиц - 150.9 млн. штук (больше на 19.6%). Хозяйствами населения и крестьянскими хозяйствами произведено 37.5% молока, 9.7% яиц, 2.9% мяса.

На 1 октября 2012 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области составило 44.2 тыс. голов (больше 1 октября 2011 года на 1%), коров - 22 тыс. голов (на 4.9% меньше), свиней - 160.6 тыс. голов (на 25.4% больше), овец и коз - 21.7 тыс. голов (на 5.1% больше). В сельскохозяйственных организациях содержится 66.4% поголовья крупного рогатого скота и 91.4% свиней.

Надой молока на одну корову в сельхоз-организациях в январе - сентябре 2012 года составил 3229 килограммов и увеличился на 9.5%, средняя яйценоскость кур-несушек - 223 штуки, меньше на 4.7%.

За январь - сентябрь 2012 года всеми  сельхозпроизводителями области реализовано 4.3 тыс. тонн зерна, 40.5 тыс. тонн картофеля, 18.8 тыс. тонн овощей, 87.7 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), 55.3 тыс. тонн молока, 121.3 млн. штук яиц. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 100% всей реализации зерна, 99% - скота и птицы, 96.8% - яиц, 79.5% - молока, 34.5% - овощей, 18.4% - картофеля.

Что касается объема средств, выделяемых на финансовую поддержку агропромышленного комплекса Нижегородской области из областного и федерального бюджетов, то объем увеличился за последние 5 лет в два с половиной раза (с 2 до 5 млрд. рублей).

Основные вливания сосредоточены  на поддержке отрасли животноводства – только за последние три года обеспечено строительство, реконструкция и модернизация 468 животноводческих объектов. Перевооружено более 70% имеющихся в области скотомест. Этого удалось добиться, по мнению экспертов, благодаря уникальной системе стимулирующей поддержки производителей. Так за 1 литр произведенного молока каждое предприятие получает 2 рубля, при условии модернизации животноводческих объектов, хозяйству выплачивается дополнительная субсидия в размере 1 рубль на один килограмм реализованного молока, за реконструкцию доплачивают 2 рубля, за новое строительство – 3. 

Кроме того, областной бюджет компенсирует сельхозтоваро-производителям часть  затрат на приобретение машин и оборудования по сушке и очистке зерна, хранению овощей и картофеля, переработке льна, а также дизельгенераторов, миксеров-кормораздатчиков и измельчителей грубых кормов. В 2011-2012 годах введены субсидии на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства.

Информация о работе Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области