Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть финансирование агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты сельского хозяйства;
• провести анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области;
• разработать предложения по совершенствованию финансирования агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 8
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области 16
2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 20
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области 23
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса 27
3.3 Совершенствование кредитования предприятий агропромышленного комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В России государственная поддержка сельского хозяйства появилась еще при проведении реформ 1861 года. В манифесте об освобождении крепостных крестьян России, в приложениях к нему, других законодательных актах определялись не только порядок проведения реформ, но и определенная государственная поддержка крестьян при наделении собственной землей.
Финансирование аграрных преобразований проходило по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организаций, на помощь крестьянам при землеустройстве, льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды на приобретение сельскохозяйственного инвентаря и семян; огнестойкое строительство; развитие кустарной промышленности; "безусловный приоритет сельскому хозяйству за счет всего общества".
В 1907-1910 годах был выработан целый комплекс мер по материальной поддержке переселения крестьян в восточную часть страны. Переселенцам оказывалась значительная помощь для компенсации затрат при переселении и обустройстве на новых землях.
В СССР государственная поддержка аграрного сектора в наиболее последовательном виде имела место в совхозах. Эти хозяйства находились в собственности государства. Цены на продукцию, поставляемую государству, как правило, не обеспечивали рентабельное ведение производства. В то же время хозяйства нуждались в техническом переоснащении, в развитии социальной сферы. Необходимые для их нормальной хозяйственной деятельности средства поступали к ним через бюджетное финансирование. Система бюджетного финансирования усложнялась и совершенствовалась и в 70-80 годы распространилась и на колхозы.
За счет средств государственного бюджета в аграрном секторе экономики были созданы такие отрасли, как промышленное птицеводство и свиноводство, тепличное хозяйство, рисоводство на новых землях.
При значительной поддержке, а во многих случаях полностью за счет государственного бюджета возводились животноводческие помещения и комплексы, механические мастерские и машинные дворы, сушильные и складские хозяйства, детские сады, жилье, проводились мелиоративные, культуротехнические работы и т.д.
Таким образом, государство с помощью бюджетных средств, особенно в 80-е годы, стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение сельского хозяйства.
Если говорить об эффективности, результативности направления этих средств, то необходимо отметить следующее.
В дореформенный период производство продукции сельского хозяйства росло опережающими к росту численности населения темпами. Производство зерна за этот период увеличилось в 1,5 раза, мяса - в 2, молока в 1,6, яиц - почти втрое. К концу 80-х годов страна по уровню питания населения вошла в первую десятку самых обеспеченных стран мира.
В то же время необходимо отметить, что проблемы развития сельского хозяйства, проблемы обеспечения страны продовольствием постоянно возникали и в советское время.
В 1990 году средний уровень рентабельности
сельскохозяйственных предприятий
составлял 37 процентов. Удельный вес
убыточных в общем числе
В настоящее время поставлена задача сделать сельскохозяйственную отрасль страны конкурентоспособной, с этой целью была утверждена Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг1. Главные ее цели - обеспечить продовольственную независимость России и повысить конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны в ВТО.
Госпрограмма предусматривает
комплексное развитие всех отраслей,
подотраслей и сфер деятельности
агропромышленного комплекса. При
этом в приоритете такие направления,
как скотоводство (производство молока
и мяса); мелиорация земель сельхозназначения;
введение в оборот неиспользуемой пашни;
развитие импортозамещающих подотраслей
(включая овощеводство и плодоводство);
наращивание экспорта сельхозпродукции
по мере насыщения ею внутреннего рынка.
Предполагается обеспечить ежегодный
прирост инвестиций в сельское хозяйство
в размере 4,5%, создать условия для достижения
уровня рентабельности не менее 10-15% (с
учетом субсидий). Это позволит увеличить
среднемесячную зарплату в отрасли до
22,5 тыс. руб.
Запланировано дальнейшее продолжение
и расширение поддержки малого предпринимательства
(помощь начинающим фермерам, развитие
семейных животноводческих ферм, господдержка
кредитования малых форм хозяйствования,
оформление земельных участков в собственность
крестьянских (фермерских) хозяйств).
Предусмотрены меры по технической и технологической модернизации отрасли: обновление парка сельхозтехники; расширение применения биосредств защиты растений, микробиологических удобрений, ветеринарных препаратов. Запланировано проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных.
Непременными условиями
Особое внимание уделено мерам по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО. В частности, будет продлено действие ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Не станут ограничивать субсидии в регионах, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства. Планируется закупать для госнужд (например, для армии или в госрезерв) только российское продовольствие.
На реализацию Госпрограммы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн. руб. Еще примерно 777,5 млрд. руб. выделят регионы.
Нижегородская область расположен
в центре Европейской части России,
входит в состав Приволжского федерального
округа и относится к нечерноземной
зоне сельскохозяйственного производ
Ведущем направлением в сельском хозяйстве является животноводство, основным видом деятельности которого является производство молока.
В растениеводстве основным направлением является производство зерна.
Сельскохозяйственным
В агропромышленном комплексе Нижегородской области производится 1,4% общероссийского объема зерна , 2,3% - картофеля, 2,5% - овощей, 1,9 – мяса скота и птицы, 2% - молока, 3,2% - яиц.
По численности крупного рогатого скота область занимает 11 место в Российской Федерации, свиней – 13, по производству и реализации мяса всех видов скота – 19, по производству молока – 11, яиц – 8, зерна – 22, картофеля – 12 место.
В Приволжском федеральном округе Нижегородская область занимает по численности крупного рогатого скота 5 место, свиней – 6, по реализации мяса – 6, яиц – 2, по производству зерна – 5, картофеля – 3, овощей - 3 место.
В 2012 году посевная площадь во всех категориях хозяйств составила 1182,9 тыс.га (100% к уровню 2011 года). Яровые зерновые и зернобобовые культуры посеяны на площади 401,9 тыс. га (110%). Площади под рапсом увеличены на 52,5 тыс.га (427%) по сравнению с 2011 годом и составили 68,6 тыс. га.
Благодаря приходу инвестора ООО «Саров Агро» в Нижегородскую область, значительно расширились посевы рапса в Дивеевском районе - с 2,2 тыс. га в 2011 году до 20,9 тыс. га в 2012 году, в Ардатовском – с 634 га до 10,0 тыс. га.
Увеличена площадь сева таких высокоэнергетических культур, как подсолнечник на зерно (108%). На 490 га больше запланированного объема посеяно льна - долгунца (119%). Овощей посеяно 12,4 тыс.га (100%). Посажено 60,7 тыс.га картофеля. Более 10 тыс. га засеяно сахарной свеклой.
Этот год выдался непростым
для сельского хозяйства
Вместе с тем сельские труженики сумели преодолеть последствия всех природных аномалий и выстоять в этих трудных условиях. Погибшие посевы пересеяны яровыми зерновыми культурами за счет использования имеющегося в области страхового фонда в объеме 13 тыс. тонн.
По итогам работы в 2012 году во всех
категориях хозяйств Нижегородской
области будет произведено
Собранный урожай позволяет в полном объеме обеспечить потребности нижегородцев в зерне, картофеле и овощной продукции. Заготовлено 24 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов на одну условную голову скота. Засыпано около 270 тыс. тонн зернофуража. Это позволяет провести полноценную зимовку скота 2012-2013 годов и обеспечить получение стабильных результатов в отрасли животноводства.
Сделан задел под урожай 2013 года.
Посеяно 215 тыс. га озимых зерновых культур,
в запланированных объемах
В хозяйствах всех категорий произведено 92.8 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), что на 6.2% больше, чем в январе - сентябре 2011 года, молока - 75.1 тыс. тонн (меньше на 1.6%), яиц - 150.9 млн. штук (больше на 19.6%). Хозяйствами населения и крестьянскими хозяйствами произведено 37.5% молока, 9.7% яиц, 2.9% мяса.
На 1 октября 2012 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области составило 44.2 тыс. голов (больше 1 октября 2011 года на 1%), коров - 22 тыс. голов (на 4.9% меньше), свиней - 160.6 тыс. голов (на 25.4% больше), овец и коз - 21.7 тыс. голов (на 5.1% больше). В сельскохозяйственных организациях содержится 66.4% поголовья крупного рогатого скота и 91.4% свиней.
Надой молока на одну корову в сельхоз-организациях в январе - сентябре 2012 года составил 3229 килограммов и увеличился на 9.5%, средняя яйценоскость кур-несушек - 223 штуки, меньше на 4.7%.
За январь - сентябрь 2012 года всеми сельхозпроизводителями области реализовано 4.3 тыс. тонн зерна, 40.5 тыс. тонн картофеля, 18.8 тыс. тонн овощей, 87.7 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), 55.3 тыс. тонн молока, 121.3 млн. штук яиц. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 100% всей реализации зерна, 99% - скота и птицы, 96.8% - яиц, 79.5% - молока, 34.5% - овощей, 18.4% - картофеля.
Что касается объема средств, выделяемых на финансовую поддержку агропромышленного комплекса Нижегородской области из областного и федерального бюджетов, то объем увеличился за последние 5 лет в два с половиной раза (с 2 до 5 млрд. рублей).
Основные вливания сосредоточены на поддержке отрасли животноводства – только за последние три года обеспечено строительство, реконструкция и модернизация 468 животноводческих объектов. Перевооружено более 70% имеющихся в области скотомест. Этого удалось добиться, по мнению экспертов, благодаря уникальной системе стимулирующей поддержки производителей. Так за 1 литр произведенного молока каждое предприятие получает 2 рубля, при условии модернизации животноводческих объектов, хозяйству выплачивается дополнительная субсидия в размере 1 рубль на один килограмм реализованного молока, за реконструкцию доплачивают 2 рубля, за новое строительство – 3.
Кроме того, областной бюджет компенсирует сельхозтоваро-производителям часть затрат на приобретение машин и оборудования по сушке и очистке зерна, хранению овощей и картофеля, переработке льна, а также дизельгенераторов, миксеров-кормораздатчиков и измельчителей грубых кормов. В 2011-2012 годах введены субсидии на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства.
Информация о работе Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области