Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть финансирование агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты сельского хозяйства;
• провести анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области;
• разработать предложения по совершенствованию финансирования агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 8
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области 16
2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 20
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области 23
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса 27
3.3 Совершенствование кредитования предприятий агропромышленного комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Вложенные файлы: 1 файл

gosfinKurs.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

При фонде будет создан расчетный центр, позволяющий проводить  взаимные расчеты федеральных, региональных и муниципальных продовольственных фондов за поставляемую им сельскохозяйственными предприятиями продукцию в счет погашения лизинговых платежей. Лизинговым компаниям рекомендуется создание внутренних, структурных подразделений, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции, поступающей в качестве лизинговых платежей.

Субъекты лизинговых операций должны иметь свободу в  выборе условий взаимодействия в  отношении стоимости объекта  лизинга, сроков договора, графиков платежей и т. д. Однако к ним будут предъявляться  следующие требования:

- средства фонда выделяются  лизинговым компаниям на принципах  срочности, возвратности и платности.  Риск неплатежей лизингополучателей  полностью возлагается на лизинговые  компании;

- предприятия агропромышленного  комплекса – вкладчики фонда  должны иметь преимущественные права на получение лизинговых услуг на льготных условиях (кредит под 10% годовых);

- лизингополучатели должны  иметь право в любой из сроков  погашения задолженности осуществлять  платежи в форме поставок своей  продукции в областной и муниципальные продовольственные фонды;

- максимальная ставка  комиссионного вознаграждения лизингодателю  не должна превышать 3%;

- минимальный срок  лизинговых договоров ограничивается 2 годами, максимальный – 75% от  срока эксплуатации техники, оборудования4

- после окончания срока  лизингового договора право собственности  на имущество передается лизингополучателю;

- в качестве обеспечения  сделки лизингодатель вправе  требовать от лизингополучателя  залога имущества, гарантии и  поручительства третьих лиц ( в том числе и местных администраций), страхования урожая, уплаты первоначального взноса и т.д.;

- объектом лизинга  может быть продукция сельскохозяйственного  машиностроения и племенной скот;

- стоимость объекта  лизинга в течение срока договора  не индексируется в связи с инфляцией;

- фонд лизинга в  агропромышленном комплексе Нижегородской  области должен иметь право  контроля за целевым использованием  выделяемых средств.

Долгосрочное  кредитование затрат на формирование недвижимого имущества.

Объектами кредитования затрат на формирование недвижимого имущества являются приобретение земельных участков, земельных долей и имущественных паев, коренное улучшение земель, посадка многолетних насаждений, строительство, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и других объектов производственной инфраструктуры. Основной формой станет ипотечное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Многолетняя практика кредитования без гарантий возврата средств убедительно  показала свою ущербность. Заемные средства часто используются неэффективно или не возвращаются кредитору, провоцируя заемщика на безответственное поведение в сфере экономических отношений. Поэтому предоставление долгосрочных кредитов будет осуществляться под гарантии заемщика, то есть под залог недвижимого имущества, находящегося в его собственности.

Необходимо включать в ипотечный процесс землю. В  Нижегородской области сельскохозяйственные угодья в оценке по установленной  нормативной цене стоят 19 млрд. рублей. Если принять залоговую стоимость в размере 70% от нормативной цены, а размер кредита 70% от залоговой стоимости, то его сумма составит 9,5 млрд. рублей. Кроме того, другое недвижимое имущество (здания, сооружения) стоит 13 млрд. рублей с кредитным ресурсом 6,3 млрд. рублей. Общая сумма кредитного ресурса составляет 15,8 млрд. рублей. Даже 20% этой суммы было бы достаточно для наращивания недвижимого имущества в сельскохозяйственных организациях.

Правительством области  будет подготовлен соответствующий  нормативный правовой акт, регулирующий ипотечное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей. В его основу будут положены следующие принципы:

- организация Правительством  Нижегородской области конкурса  на право выдачи кредитов сельскохозяйственным  товаропроизводителям под залог  земли и другого недвижимого имущества;

- утверждение перечня  объектов ипотечного кредитования;

- содействие Правительства  Нижегородской области созданию  кооперативных кредитных учреждений, фондов взаимного кредитования, обществ мелкого ипотечного кредита;

- определение размера предоставляемого кредита исходя из стоимости залога земельного участка в оценке по кадастровой  
(рыночной) или нормативной цене земли, а также остаточной стоимости другого недвижимого имущества;

- в договоре о залоге (ипотеке) земельного участка и другого недвижимого имущества не может предусматриваться его передача кредитору в собственность по основному обязательству;

- кредит предоставляется  частями по этапам работ путем  безналичного расчета на льготных  условиях (10% годовых);

- залогодатель обязан предоставлять залогодержателю отчет по каждому этапу работ на кредитуемом объекте и использованию кредита;

- при неисполнении  залогодателем своих обязательств  в установленные договором или  судом сроки залогодержатель  вправе обратить взыскание на ту часть задолженного земельного участка и другого недвижимого имущества, которая достаточно для возмещения не возвращенной части кредита. Земельный участок и другое недвижимое имущество, на которое обращено взыскание, реализуется на публичных торгах по решению суда или по взаимной договоренности залогодержателя и залогодателя для использования в сельскохозяйственном производстве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа в рамках рассматриваемой в работе проблемы предоставляется возможным сделать следующие общие выводы:

Агропромышленный комплекс (АПК) – это функциональная многоотраслевая  подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных  с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.

Структура АПК включает три сферы:

  1. Производство средств производства для сельского хозяйства АПК;
  2. Сельское хозяйство;
  3. Отрасли, осуществляющие заготовку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции.

В результате оценки финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса  Нижегородской области были выявлены следующие основные проблемы, стоящие  перед АПК:

- высокая степень износа  основных производственных фондов предприятий АПК;

- высокая кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей;

- снижение использования  производственных мощностей предприятий  пищевой и перерабатывающей промышленности  Нижегородской области.

источниками финансирования АПК Нижегородской области являются средства федерального бюджета, средства областного бюджета, внебюджетные средства.

Средства финансирования направляются на:

- поддержку инвестиционной  деятельности;

- повышения плодородия  почвы;

- кредитования и страхования  в сфере агропромышленного производства;

- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов, дотации на поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства и т.д.

В целях совершенствования  финансирования АПК Нижегородской  области разработана новая аграрная политика, которая основывается на следующих принципах:

- приоритетности сельского  хозяйства;

- организации многоукладной  аграрной экономики;

- комплексного развития  агропромышленного производства;

-государственной поддержки  в агропромышленной сфере;

- государственного правового регулирования и т.д.

Финансовое оздоровление предприятий АПК Нижегородской  области – это система мер, направленная, прежде всего, на улучшение жизни людей, проживающих на данной территории, основной целью которого является восстановление платежеспособности и нормальной хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области.

Основной формой финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций  и других сельских товаропроизводителей является льготное кредитование: сезонных затрат, затрат на приобретение техники и оборудования, затрат на формирование недвижимого имущества.

Таковы основные результаты исследования, проведенного в курсовой работе, таким образом, все поставленные в процессе работы задачи были решены, цель курсовой работы достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / Годин А.М., Подпорина И.В. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Экономика сельского хозяйства: Учеб. пособие / Под. ред Н.А.Попова.— М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010.
  4. Захаров Ю. О финансово-экономическом состоянии агропромышленного производства и мерах по его стабилизации // Экономист. - 2009. - N 3.
  5. Алиева З. Б. Основные направления аграрной политики как важного элемента системы государственного регулирования агропромышленного комплекса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 19.
  6. Радугин Н. О федеральном бюджете агропромышленного комплекса// Экономист. - 2009. - N 3.
  7. Бронивецкий П. Государственное кредитование сельского хозяйства: российский опыт // Родина. - 2011. - N 1.
  8. Васильева Н. А. О некоторых особенностях финансирования сельского хозяйства России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N 23.
  9. Голубев А. Парадоксы развития аграрной экономики России // Вопросы экономики. - 2012. - N 1.
  10. Дудченко О. Н. Эффективная государственная поддержка агропромышленного комплекса - залог обеспечения продовольственной безопасности страны / О. Н. Дудченко, С.М.Баскаков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 9.
  11. www.minfin.ru
  12. www.mcx-nnov.ru
  13. www.m.garant.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Табл.1

тыс. рублей

Наименование государственных  заказчиков

Источники финансирования

Годы

2011

2012

Всего за период реализации Программы

1. Минсельхозпрод

Всего, в том числе:

21241425,0

26134587,1

47381985,1

Областной бюджет, в том  числе:

3133359,9

3342402,1

6475762,0

Капвложения<*>

509000,0

497865,0

1006865,0

НИОКР

420,0

420,0

840,0

Прочие расходы

2623939,9

2844117,1

5468057,0

Областной бюджет по ОЦП «Развитие…»

509000,0

497865,0

1006865,0

Федеральный бюджет, в том числе:

1372708,1

1645453,0

30118161,1

Капвложения

111011,0

116150,0

227160,9

НИОКР

   

0,0

Прочие расходы

1261697,1

1529303,0

2791000,1

Местный бюджет, в том числе:

38718,0

39986,0

78704,0

Капвложения

38718,0

39986,0

78704,0

НИОКР

   

0,0

Прочие расходы

0,0

0,0

0,0

Прочие источники<**>, в том числе:

16696639,0

21101503,0

3779814,0

Капвложения

75000,0

76106,0

151106,0

НИОКР

   

0,0

Прочие расходы

16621639,0

21025397,0

37647036,0

2. Министерство социальной  политики Нижегородской области

Всего, в том числе:

5973,0

5243,0

11216,0

Областной бюджет, в том  числе:

5973,0

5243,0

11216,0

Капвложения<*>

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

5973,0

5243,0

11216,0

Областной бюджет по ОЦП "Развитие …"

0,0

0,0

0,0

Федеральный бюджет, в  том числе:

0,0

0,0

0,0

Капвложения

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

0,0

0,0

0,0

Местный бюджет, в том  числе:

0,0

0,0

0,0

Капвложения

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

0,0

0,0

0,0

Прочие источники<**>, в том числе:

0,0

0,0

0,0

Капвложения

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

0,0

0,0

0,0

 

Итого по Программе

Всего, в том числе:

21247398,0

26134587,1

47381985,1

Областной бюджет, в том  числе:

3139332,9

3347645,1

6486978,0

Капвложения<*>

509000,0

497865,0

1006865,0

НИОКР

420,0

420,0

840,0

Прочие расходы

2629912,9

2849360,1

5479273,0

Областной бюджет по ОЦП "Развитие …"

509000,0

497865,0

1006865,0

Федеральный бюджет, в том числе:

1372708,1

1645453,0

3018161,1

Капвложения

111011,0

116150,0

227160,9

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

1261697,1

1529307,0

2791000,1

Местный бюджет, в том  числе:

38718,1

39986,0

78704,0

Капвложения

38718,0

39986,0

78704,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

0,0

0,0

0,0

Прочие источники<**>, в том числе:

16696639,0

21101503,0

37798142,0

Капвложения

75000,0

76106,0

151106,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

Прочие расходы

16621639,0

21025397,0

37947036,0


 

<*> Капитальные вложения финансируются в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области № 814 от 7 октября 2011 года.

<**> Прочие источники – это собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность, в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы, с субсидированием части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов.

1 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717

2 См. приложение




Информация о работе Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области