Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть финансирование агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты сельского хозяйства;
• провести анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области;
• разработать предложения по совершенствованию финансирования агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 8
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области 16
2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 20
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области 23
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса 27
3.3 Совершенствование кредитования предприятий агропромышленного комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Вложенные файлы: 1 файл

gosfinKurs.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

- финансового лизинга, согласно которому создается областной лизинговый фонд в сумме 3,6 млрд. рублей льготного кредита и специализированные лизинговые компании по предоставлению сельским товаропроизводителям техники и оборудования.

Практическая реализация этих принципов обеспечит устойчивый рост сельскохозяйственного производства и развития агропромышленного комплекса в Нижегородской области.

3.2 Мероприятия по финансовому  оздоровлению агропромышленного  комплекса

Финансовое оздоровление предприятий  АПК Нижегородской области – это система мер, направленная, прежде всего, на улучшение жизни людей, проживающих на данной территории.

Основной целью финансового  оздоровления является восстановление платежеспособности и нормальной хозяйственной  деятельности сельскохозяйственных предприятий  Нижегородской области.

Применительно к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям необходимо решить следующие задачи:

- организация прибыльной хозяйственной  деятельности;

- стабилизация и рост объемов  производства и реализации;

повышение эффективности использования  ресурсов;

- обеспечение текущих платежей  в бюджет;

- внебюджетные фонды и по  другим обязательствам.

Финансовое оздоровление предлагается осуществлять в несколько этапов:

1 этап. Подготовка и принятие  нормативных актов Нижегородской  области.

Утверждение Законодательным Собранием  области «Программы финансового  оздоровления сельскохозяйственных организаций Нижегородской области».

Принятие постановления Правительства  Нижегородской области о  создании межведомственной комиссии по финансовому  оздоровлению сельскохозяйственных организаций  Нижегородской области. Создание подобных комиссий в районах области.

2 этап. Проведение информационной  работы для разъяснения целей,  задач и методики работ по  финансовому оздоровлению сельскохозяйственных  организаций.

3 этап. Отбор сельскохозяйственных  организаций для участия в  работе по финансовому оздоровлению.

Отбор сельскохозяйственных предприятий  для участия в программе будет  производиться министерством агропромышленного  комплекса Нижегородской области  согласно поданным заявкам на участие  в программе и прилагаемому списку документов с последующим утверждением на заседании комиссии.

В целях выработки эффективных  механизмов финансового оздоровления, предприятия разбиваются по индексу  финансового благополучия на 5 групп:

- финансово благополучные;

- временно неплатежеспособные;

- неплатежеспособные, но имеющие шансы по восстановлению платежеспособности;

- несостоятельные, не имеющие  возможности для восстановления платежеспособности, но имеющие ресурсы для ведения отдельных видов бизнеса;

- хозяйства с разрушенной финансово-экономической  системой, фактически прекратившие свою основную деятельность, лишившиеся ликвидных ресурсов.

4 этап. Проведение практической  работы по финансовому оздоровлению.

Для достижения целей финансового  оздоровления предлагается использовать следующие процедуры:

Списание и реструктуризация кредиторской задолженности – важнейший элемент финансового оздоровления при любом выбранном механизме оздоровления. Результатом списания и реструктуризации должно быть открытие расчетного счета и начало нормальной деятельности предприятия. Однако не следует рассматривать реструктуризацию как конечный, завершающий элемент процесса оздоровления.

Совершенствование экономических  отношений, организации и управления. Разработка концепции и моделей  совершенствования правовых и экономических  отношений, организационная модернизация хозяйства, внедрение внутрихозяйственного коммерческого расчета являются основными работами по данному направлению.

Восстановление платежеспособности через процедуру приобретения контрольного пакета собственности в уставном капитале. Процедурой финансового оздоровления хозяйств может стать приобретение земельных долей, имущественных паев, контрольного пакета акций эффективным собственником.

Создание интеграционных структур. Одним из возможных путей финансового  оздоровления является создание интеграционных структур. Интеграционные структуры, объединяющие в своем составе предприятия по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики.

Инициаторами создания интеграционных структур должны выступить руководители предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Активными участниками финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий должны стать администрации районов.

Использование механизмов банкротства. Это направление финансового оздоровления содержит большее количество разнообразных схем и механизмов. В результате всех предлагаемых ниже процедур инвестор получает контрольный пакет акций, земельных долей и имущественных паев и контроль над ним.

Организация нового предприятия. Инвестор может совместно с неплатежеспособным предприятием учредить новое предприятие, куда переходит практически все  ликвидное имущество.

Использование процедур конкурсного  производство. К процедурам конкурсного производства следует прибегать в основном для оздоровления хозяйств пятой группы. Результатом конкурсного производства может стать организация фермерских хозяйств и развитие альтернативных видов деятельности.

5 этап. Мониторинг хозяйств-участников  Программы финансового оздоровления.

В целях повышения активности и  создания необходимых стартовых  возможностей для осуществления  программы требуется бюджетная  финансовая поддержка.

Претворение в жизнь данной программы  приведет к улучшению финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий, увеличению производства сельскохозяйственной продукции, повышению занятости и благосостояния сельского населения Нижегородской области.

3.3 Совершенствование  кредитования предприятий агропромышленного  комплекса

Основной формой финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций  и других сельских товаропроизводителей является льготное кредитование:

  • сезонных затрат;
  • затрат на приобретение техники и оборудования;
  • затрат на формирование недвижимого имущества.

Для более эффективного ведения производства сельскохозяйственным предприятиям и организациям не хватает около 900 тыс. рублей оборотных средств в среднем на одно хозяйство. Основным источником их пополнения является банковский кредит.

Основную часть кредитов сельхозпроизводителям выдают Волго-Вятский банк Сбербанка России и Нижегородпромстройбанк. Для отделений вышеперечисленных банков внутренними инструкциями установлен лимит выдачи кредита сельскохозяйственным организациям. Для получения большой суммы необходимо получить положительную рецензию кредитного отдела банка.

Предлагается упростить  процедуру предоставления краткосрочного кредита и повысить ответственность  за его возвращение.

Сельскохозяйственная  организация должна своевременно предоставить в банк заявку на получение кредита. В заявке необходимо указать кредитную историю организации, сумму кредита, сроки предоставления и возврата кредита, цель использования кредита и его расчетную экономическую эффективность, залоговое обеспечение, гарантии областного бюджета об оплате части процентной ставки за пользование кредитом.

До принятия решения об удовлетворении заявки на предоставление кредита банк изучает кредитную историю заявителя и приводит комплексный анализ финансового состояния организации:

- финансовой устойчивости;

- финансовой зависимости;

- платежеспособности;

- кредитного риска.

По результатам анализа  определяется лимит краткосрочного кредита для выдачи данному хозяйству.

Платежеспособным хозяйством с хорошей кредитной историей кредит предоставляется без посредников. Залоговым обеспечение служит ликвидная часть оборотных средств: скот на откорме, продукция на складе (зерно и другая продукция), ожидаемый урожай и т.п.

Для неплатежеспособных сельхозпроизводителей кредиты  будут предоставляться через  посредников, которыми выступают перерабатывающие предприятия (молочный завод, мясокомбинат и др.). Особенностью этой схемы кредитования является заключение трехстороннего кредитного договора, где гарантом возврата банку заемных средств выступают перерабатывающие предприятия. Непосредственный заемщик (сельскохозяйственная организация) возвращает кредит перерабатывающему предприятию продукцией (молоком, скотом и др.). Недостатком этой схемы кредитования для сельскохозяйственных организаций является то, что в трехстороннем кредитном договоре перерабатывающие предприятия стремятся закрепить свой экономический интерес: получить завышенную плату за предоставление услуги, указать закупочную цену на продукцию значительно ниже рыночных. В связи с этим Правительству области необходимо разработать механизм за щиты интересов сельхозтоваропроизводителей в подобных ситуациях.

При предоставлении краткосрочных  кредитов коммерческими банками одна вторая процентной ставки за кредит возмещается из областного бюджета.

Кредитование и финансирование затрат на приобретение техники и оборудования.

В целях стимулирования приобретения техники и оборудования сельскохозяйственным организациям будет  возмещаться из областного бюджета 20% стоимости приобретаемой энергоемкой  и ресурсосберегающей техники. Если сельскохозяйственная организация для приобретения указанной техники использует кредиты коммерческих банков, то областной бюджет возмещает 50% ставки за кредит.

Достоинством этого  варианта является удешевление приобретаемой  покупателем техники. Недостатком заключается в снижении покупательной способности сельскохозяйственных организаций и в уменьшении количества приобретаемой техники.

Лизинг техники  и оборудования.

Сельскохозяйственные  товаропроизводители, использующие лизинг получают возможность пользоваться необходимым имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств. При этом, поскольку рост цен на технику значительно затруднил ее покупку, для многих хозяйств области лизинг стал важной формой приобретения новой техники. Предприятия – производители, поставщики сельскохозяйственной техники посредством лизинга значительно расширяют сбыт своей продукции. Для баков и лизинговых компаний  лизинг, как вид аренды, при котором имущество до конца срока контракта остается в собственности арендодателя, обеспечивает повышенные гарантии инвестируемых средств.

Для расширения лизинговых операций в Нижегородской области  с целью увеличения поставок техники  и оборудования предприятиям агропромышленного  комплекса необходимо:

- создание лизингового фонда агропромышленного комплекса Нижегородской области;

- учреждение одной  или нескольких специализированных  лизинговых, а также привлечение  уже действующих лизинговых компаний.

Формирование лизингового  фонда агропромышленного комплекса  Нижегородской области должно происходить на основе  использования специально выделяемых на эти цели средств федерального и областного бюджета, а также привлечения финансовых средств, предприятий – поставщиков машиностроительной продукции, банков, лизинговых компаний, бюджетов районов Нижегородской области и вкладов предприятий агропромышленного комплекса. Вклады лизинговых компаний могут быть заменены требованием привлечения ими собственных и заемных средств, для лизинговых операций с предприятиями агропромышленного комплекса. Для участников фонда должны быть предусмотрены льготные условия: первоочередное рассмотрение заявок, пониженные процентные ставки и т.д.

В зависимости от объема привлеченных средств фонд может  осуществлять работу по двум направлениям:

- непосредственное кредитование лизинговых операций под льготный процент (10% годовых);

- погашение части процентной  ставки по привлеченным лизинговыми  компаниями кредитам.

Основными субъектами лизинговых операций а агропромышленном комплексе  с участием фонда являются: предприятия агропромышленного комплекса (лизингополучатели), лизинговые компании, банки, производители машиностроительной продукции и их дилеры, страховые компании, областные и муниципальные продовольственные фонды.

Для осуществления лизинговой деятельности фонд привлекает на конкурсной основе лизинговые компании, имеющие опыт работы с предприятиями агропромышленного комплекса.

Информация о работе Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области