Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть финансирование агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты сельского хозяйства;
• провести анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области;
• разработать предложения по совершенствованию финансирования агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 8
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области 16
2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 20
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области 23
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса 27
3.3 Совершенствование кредитования предприятий агропромышленного комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В результате государственной поддержки
сельскохозяйственных организаций
за год сократилось число
Несмотря на то, что за последние годы состояние агропромышленного комплекса Нижегородской области изменилось: вырос объем инвестиций, повысилась средняя рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста агропромышленного комплекса области снижаются.
Большую тревогу вызывает состояние машинотракторного парка. Замена старой сельскохозяйственной техники на новую осуществляется крайне медленно по причине дефицита финансовых средств у большинства сельскохозяйственных организаций. Обновление машинотракторного парка составляет в среднем 1-2% в год, а списание – 2,6-3%, и эта тенденция, скорее всего, сохранится в будущем.
Несмотря на ряд позитивных тенденций, достигнутых в АПК, социально-экономическое положение в области остается довольно сложным. Постоянный рост цен на энергетические, другие материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые сельским хозяйством, крайне отрицательно сказывается на финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продолжается рост кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций. Для ее погашения потребуется выручка полученная в течении года.
Источниками финансирования АПК Нижегородской области являются:
Объемы и источники
Финансовая поддержка
- «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» на 2011-2012 годы,
- «Сохранение и восстановление
плодородия почв земель
- «Покупайте Нижегородское» на 2009-2012 годы.
В 2011 году на поддержку агропромышленного комплекса было выделено 5 млрд. рублей: 3 млрд. 443 млн. рублей из областного бюджета и 1 млрд. 557 млн. рублей из федерального бюджета. В течение года организациями агропромышленного комплекса привлечено 8,7 млрд. рублей кредитных ресурсов из них 2,7 млрд. рублей инвестиционных.
Министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области подчеркнул, что в областном бюджете на 2012 год было предусмотрено 2 млрд. 988 млн. рублей в рамках поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе:
- финансовой поддержки отрасли животноводства – 1 млрд. 623 млн.рублей (54,3 процента),
- финансовой поддержки отрасли растениеводства – 288,6 млн.рублей (10 процентов),
- субсидирования части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным проектам – 735 млн. рублей (24,5 процента).
Утвержденные объемы ассигнований областного бюджета позволили в 2012 году привлечь 1,6 млрд. рублей федеральных средств, в том числе:
- на поддержку элитного семеново
- на возмещение затрат по средствам химизации – 79,2 млн. рублей,
- финансовая поддержка
- возмещение затрат на
- на поддержку производства льна и конопли – 16,5 млн. рублей,
- на возмещение процентных
- субсидии на производство мяса свиней – 247 млн. рублей,
- субсидии на производство молока – 8,6 млн. рублей.
На сегодняшний день сельхозпредприятия получили 1 млрд. 91 млн. рублей из областного бюджета (36,5%) и 184 млн. рублей из федерального бюджета (11%). В целях своевременной подготовки к проведению весенне-полевых работ в виде авансирования в марте было направлено 55,1 млн. рублей на приобретение средств химизации и элитных семян.
Субсидии из областного бюджета
в 2011-2012 гг. предоставляются
Россия, располагая огромным земельным потенциалом, имеет очевидную возможность войти в число основных государств, формирующих «продовольственную корзину» мира. Это реальный шанс существенно поправить экономику страны. Поэтому государственные приоритеты следует переключить на организацию продуктивного, эффективного и конкурентоспособного сельского хозяйства. По этой и другим причинам в Нижегородской области будет формироваться новая аграрная политика исходя из фундаментальных принципов, общих для народного хозяйства страны, и частных, собственных для области в соответствии с ее географическим положение, природными, экономическими, демографическими, социальными и иными особенностями.
Новая аграрная политика основывается, прежде всего, на бесспорном утверждении, что стране, живущей не сельским хозяйством, а только промышленностью и торговлей, в недалеком будущем грозит большая опасность. Политика организации жизнедеятельности государства, основанная на добыче и экспорте минерального сырья и импорте продовольствия, не имеет долгосрочной перспективы, так как минерально-сырьевые ресурсы исчерпаемы. Аграрный сектор экономики основан на возобновляемом плодородии почвы и при правильном обращении с землей имеет неограниченную временную перспективу. Поэтому новая аграрная политика исходит из того, что Россия может быть сильным государством с долгосрочной перспективой развития, а Нижегородская область – сильным субъектом Российской Федерации только при высокоразвитым сельском хозяйстве.
Другое фундаментальное
Третье фундаментальное положен
Новая аграрная политика должна преследовать цель заселения покинутых людьми деревень, восстановления разрушенных и строительства новых поселений, дорог, линий электропередач, связи, всей производственной и социальной инфраструктуры села.
Результатом такой политики должен быть рост производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на основе научно-технического прогресса, личного интереса крестьян в рамках многоукладной рыночной экономики, с учетом региональных особенностей и традиций местного населения, повышения на этой основе благосостояния народа. Это великая реформа как по целям, масштабам, протяженности во времени, так и по затратам. Объединительная общенациональная миссия развития села станет тем катализатором, который активизирует всю экономику и обеспечит ее подъем. Такие значительные цели общенационального масштаба вдохновят граждан на участие в аграрной реформе.
Исходя из этих концептуальных положений, новая аграрная политика Нижегородской области основывается на следующих принципах:
- приоритетности сельского
- сохранения земли как
- организация многоукладной
- рыночных отношений в
- комплексного развития агропромышленного производства, по которому обеспечивается адекватное развитие производственной и социальной сфер на селе;
- государственной поддержки рыночной деятельности в агропромышленной сфере, по которому поддержка осуществляется в формах льготного кредитования, льготного налогообложения, выдачи субсидий в виде стартовой помощи, индексации цен, введение цен эквивалентного уровня, возмещения части реинвестиций, освобождения от налога суммы реинвестиций, погашение части задолженности государству, введения цен поддержки;
- государственного правового
- ресурсосбережения, согласно
- сохранения национальной
К особенным принципам ведения сельского хозяйства Нижегородской области относятся следующие:
- специализации, согласно
- интенсификации, по которому льготные кредиты и бюджетные средства вкладываются в наиболее эффективные ресурсосберегающие технологии и хозяйства, в которых дополнительные вложения дают наибольшую отдачу;
- комплексного развития
- кооперации, по которому производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия происходит в рамках кооперативных обществ с участием сельских товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и других заинтересованных юридических и физических лиц с распределением доходов пропорционально общественно необходимым затратам на каждой стадии производства;
- интеграции, по которому процесс
сближения сельского хозяйства
с промышленностью, наукой и
другими сферами происходит в
формах, когда участниками (
Информация о работе Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области