Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть финансирование агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты сельского хозяйства;
• провести анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области;
• разработать предложения по совершенствованию финансирования агропромышленного комплекса на примере Нижегородской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 8
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Нижегородской области 16
2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 20
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области 23
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса 27
3.3 Совершенствование кредитования предприятий агропромышленного комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Вложенные файлы: 1 файл

gosfinKurs.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

В результате государственной поддержки  сельскохозяйственных организаций  за год сократилось число убыточных  хозяйств. За счет субсидий повысилась рентабельность продукции сельского  хозяйства.

Несмотря на то, что за последние  годы состояние агропромышленного комплекса Нижегородской области изменилось: вырос объем инвестиций, повысилась средняя рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста агропромышленного комплекса области снижаются.

Большую тревогу вызывает состояние  машинотракторного парка. Замена старой сельскохозяйственной техники  на новую осуществляется крайне медленно по причине дефицита финансовых средств у большинства сельскохозяйственных организаций. Обновление машинотракторного парка составляет в среднем 1-2% в год, а списание – 2,6-3%, и эта тенденция, скорее всего, сохранится в будущем.

Несмотря на ряд позитивных тенденций, достигнутых в АПК, социально-экономическое положение в области остается довольно сложным. Постоянный рост цен на энергетические, другие материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые сельским хозяйством, крайне отрицательно сказывается на финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Продолжается рост кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций. Для ее погашения потребуется выручка полученная в течении года.

2.2 Анализ источников  финансирования агропромышленного  комплекса Нижегородской области

Источниками финансирования АПК Нижегородской  области являются:

  • средства федерального бюджета, предоставляемые на конкурсной основе и на условиях софинансирования Нижегородской области на мероприятия по развитию инновационной системы, а также во исполнение федеральных программ (в случае финансирования из федерального бюджета);
  • средства областного бюджета;
  • средства районного бюджета;
  • внебюджетные средства, включающие собственные средства организаций, а также финансовые средства коммерческих банков, предоставляемые хозяйствующим субъектам на условиях кредитования (при условии участия в мероприятиях Программы).

Объемы и источники финансирования АПК Нижегородской области предоставлены  в табл.12,

Финансовая поддержка агропромышленного  комплекса осуществляется в рамках реализации областных целевых программ:

- «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» на 2011-2012 годы,

- «Сохранение и восстановление  плодородия почв земель сельскохозяйственного  назначения и агроландшафтов  в Нижегородской области» на 2009-2012 годы,

- «Покупайте Нижегородское» на 2009-2012 годы.

В 2011 году на поддержку агропромышленного  комплекса было выделено 5 млрд. рублей: 3 млрд. 443 млн. рублей из областного бюджета и 1 млрд. 557 млн. рублей из федерального бюджета. В течение года организациями агропромышленного комплекса привлечено 8,7 млрд. рублей кредитных ресурсов из них 2,7 млрд. рублей инвестиционных.

Министр сельского хозяйства и  продовольственных ресурсов Нижегородской  области подчеркнул, что в областном  бюджете на 2012 год было предусмотрено 2 млрд. 988 млн. рублей в рамках поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе:

- финансовой поддержки отрасли  животноводства – 1 млрд. 623 млн.рублей (54,3 процента),

- финансовой поддержки отрасли  растениеводства – 288,6 млн.рублей (10 процентов),

- субсидирования части затрат  на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным проектам – 735 млн. рублей (24,5 процента).

Утвержденные объемы ассигнований областного бюджета позволили в 2012 году привлечь 1,6 млрд. рублей федеральных  средств, в том числе:

- на поддержку элитного семеноводства – 34,8 млн. рублей,

- на возмещение затрат по  средствам химизации – 79,2 млн. рублей,

- финансовая поддержка племенного  дела – 53 млн. рублей,

- возмещение затрат на страхование  урожая – 93,3 млн. рублей,

- на поддержку производства  льна и конопли – 16,5 млн. рублей,

- на возмещение процентных ставок  за пользование кредитными ресурсами  – более 1 млрд. рублей,

- субсидии на производство мяса  свиней – 247 млн. рублей,

- субсидии на  производство молока – 8,6 млн.  рублей.

На сегодняшний день сельхозпредприятия получили 1 млрд. 91 млн. рублей из областного бюджета (36,5%) и 184 млн. рублей из федерального бюджета (11%). В целях своевременной подготовки к проведению весенне-полевых работ в виде авансирования в марте было направлено 55,1 млн. рублей на приобретение средств химизации и элитных семян.

Субсидии из областного бюджета  в 2011-2012 гг. предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку  производства льна и конопли из расчета 6000 рублей за 1 тонну реализованного льна-долгунца в переводе на льноволокно, а также на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства в размере 250 тысяч рублей на один приобретенный комбайн.

 

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Общие принципы новой  аграрной политики Нижегородской  области

Россия, располагая огромным земельным  потенциалом, имеет очевидную возможность  войти в число основных государств, формирующих «продовольственную корзину» мира. Это реальный шанс существенно поправить экономику страны. Поэтому государственные приоритеты следует переключить на организацию продуктивного, эффективного и конкурентоспособного сельского хозяйства. По этой и другим причинам  в Нижегородской области будет формироваться новая аграрная политика исходя из фундаментальных принципов, общих для народного хозяйства страны, и частных, собственных для области в соответствии с ее географическим положение, природными, экономическими, демографическими, социальными и иными особенностями.

Новая аграрная политика основывается, прежде всего, на бесспорном утверждении, что стране, живущей не сельским хозяйством, а только промышленностью  и торговлей, в недалеком будущем  грозит большая опасность. Политика организации жизнедеятельности государства, основанная на добыче и экспорте минерального сырья и импорте продовольствия, не имеет долгосрочной перспективы, так как минерально-сырьевые ресурсы исчерпаемы. Аграрный сектор экономики основан на возобновляемом плодородии почвы и при правильном обращении с землей имеет неограниченную временную перспективу. Поэтому новая аграрная политика исходит из того, что Россия может быть сильным государством с долгосрочной перспективой развития, а Нижегородская область – сильным субъектом Российской Федерации только при высокоразвитым сельском хозяйстве.

Другое фундаментальное положение  заключается в том, что в развитии агропромышленного комплекса одинаково  заинтересованы жители города и села. Уровень жизни народа на две трети формируется в сельском хозяйстве. Поэтому обществу необходимо иметь отношение к селу как к внутренней колонии. Престиж сельского труда и уровень жизни в деревне должен быть не ниже, чем в городе.

Третье фундаментальное положение состоит в том, что Россия и Нижегородская область не могут обижаться на природу, на количество и качество пахотных земель, на агроклиматические условия. По количеству пашни на человека с учетом ее биологической продуктивности Россия занимает 7-е место в мире и опережает по этому показателю Францию, Англию, Японию, Китай и другие страны. Нижегородская область имеет также благоприятные природные условия для сельскохозяйственного производства.

Новая аграрная политика должна преследовать цель заселения покинутых людьми деревень, восстановления разрушенных и строительства новых поселений, дорог, линий электропередач, связи, всей производственной и социальной инфраструктуры села.

Результатом такой политики должен быть рост производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на основе научно-технического прогресса, личного интереса крестьян в рамках многоукладной рыночной экономики, с учетом региональных особенностей и традиций местного населения, повышения на этой основе благосостояния народа. Это великая реформа как по целям, масштабам, протяженности во времени, так и по затратам. Объединительная общенациональная миссия развития села станет тем катализатором, который активизирует всю экономику и обеспечит ее подъем. Такие значительные цели общенационального масштаба вдохновят граждан на участие в аграрной реформе.

Исходя из этих концептуальных положений, новая аграрная политика Нижегородской  области основывается на следующих  принципах:

- приоритетности сельского хозяйства  – реализация программы является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области;

- сохранения земли как природного  объекта, основы жизни и деятельности  людей. Предусматривает сохранение, защиту и восстановление ее  плодородного слоя, разнообразие  связанных с землей, флоры и фауны, достижение такой модели производства и потребления, при которой пользование землей гарантирует экономический рост и устойчивое развитие общества;

- организация многоукладной аграрной  экономики, которым в Нижегородской  области будут поддерживаться коллективные и индивидуальные (семейные) формы организации производства труда в сельском хозяйстве и гарантироваться свободный выбор гражданами форм хозяйствования;

- рыночных отношений в агропромышленном  комплексе, в соответствии с  которым обеспечивается частная собственность на землю и другие экономические ресурсы, исключается незаконная монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция, гарантируется создание рыночной инфраструктуры продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия и покупки сельскохозяйственными товаропроизводителями средств производства по приемлемым ценам;

- комплексного развития агропромышленного производства, по которому обеспечивается адекватное развитие производственной и социальной сфер на селе;

- государственной поддержки рыночной деятельности в агропромышленной сфере, по которому поддержка осуществляется в формах льготного кредитования, льготного налогообложения, выдачи субсидий в виде стартовой помощи, индексации цен, введение цен эквивалентного уровня, возмещения части реинвестиций, освобождения от налога суммы реинвестиций, погашение части задолженности государству, введения цен поддержки;

- государственного правового регулирования  – перехода земли и другого  недвижимого имущества от одного  лица к другому, заключения контрактов, разрешение споров, распределение доходов в целях достижения справедливости, поддерживания прибыльного сельскохозяйственного производства;

- ресурсосбережения, согласно которому  рост конечных результатов сельскохозяйственного производства должен осуществляться при стабилизации и сокращении использования земельных, водных, трудовых ресурсов, при уменьшении потерь, интенсификации, путем освоения ресурсосберегающих технологий;

- сохранения национальной идентичности, истории и культуры по которому сохранение и развитие села означает сохранение глубинных корней отечественной культуры, истории, духовности, самосознания народа, его ментальности и обостренного чувства социальной справедливости.

К особенным принципам ведения  сельского хозяйства Нижегородской области относятся следующие:

- специализации, согласно которому  приоритетной товарной отраслью  сельского хозяйства является  молочно-мясное скотоводство;

- интенсификации, по которому льготные  кредиты и бюджетные средства  вкладываются в наиболее эффективные ресурсосберегающие технологии и хозяйства, в которых дополнительные вложения дают наибольшую отдачу;

- комплексного развития сельскохозяйственных  предприятий и организаций, согласно  которому земельные, климатические,  водные, лесные, трудовые ресурсы используются наиболее полно и с максимальной экономической эффективностью, обеспечивается качество жизни в соответствии с установленными стандартами и в гармонии с природой;

- кооперации, по которому производство  сельскохозяйственной продукции и продовольствия происходит в рамках кооперативных обществ с участием сельских товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и других заинтересованных юридических и физических лиц с распределением доходов пропорционально общественно необходимым затратам на каждой стадии производства;

- интеграции, по которому процесс  сближения сельского хозяйства  с промышленностью, наукой и  другими сферами происходит в  формах, когда участниками (вкладчиками)  сельскохозяйственных организаций  становятся промышленные предприятия, научные организации, финансовые и другие структуры с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства и получения дохода на вложенный капитал, в том числе в виде сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

Информация о работе Анализ финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области