Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является изучить процесс финансового анализа для проведения оценки финансового состояния и конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Задача моей дипломной работы состоит в понимании метода финансового анализа для изучения экономического явления, разработки более совершенных, но в то же время простых в применении финансовых коэффициентов и методов финансового анализа, которые помогут моему предприятию принимать перспективные решения с минимальным риском для финансового состояния и независимости.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I: Теоретические аспекты финансового анализа
Роль и значение финансового анализа…………………………….5
Информационная база анализа финансовой отчетности……….7
Методы финансового анализа………………………………...…...24
Глава II: Анализ основных финансово – экономических показателей на примере АО «АЗТМ»
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………31
2.2 Анализ экономических параметров деятельности…………………33
2.3 Анализ финансовой отчетности………………………………………38
Глава III: Проектные предложения ……………………………………..58
3.1 Создание депозитария финансовой отчетности………………….…58
3.2 Усовершенствование методов анализа финансовой отчетности…59
3.3 Внедрение рейтинговой оценки ……………………………………....63
Заключение……………………………………………………………..……68
Список используемой литературы………………………………..………72
Приложение…………………………………………………………….……73
Баланс
Финансовая отчетность отражает финансовые результаты операций и других событий, объединяя их в категории в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти категории называются элементами финансовой отчетности. Согласно стандарту бухгалтерского учета IAS 1 «Представление финансовой отчетности», элементами, непосредственно связанными с оценкой финансового положения в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Активы – это полученные в результате прошлых операций или событий имущественные и личные неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, от которых ожидается получение доходов в будущем.
Обязательства – это задолженность организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
Капитал – это разница между активами и обязательствами, величина которого зависит от оценки их стоимости.
Составляется баланс, как правило, на первое число месяца (квартала). Организация обязана представлять краткосрочные и долгосрочные активы, а также краткосрочные и долгосрочные обязательства как отдельные разделы баланса.
Краткосрочные активы включают те активы, которые продаются, потребляются и реализуются как часть обычного операционного цикла, даже когда их не ожидается реализовать в течение двенадцати месяцев после отчетной даты, а также они включают в себя активы, которые предназначены главным образом для целей продажи, и представляющие собой денежные средства или эквивалент денежных средств. Все прочие активы в обязательном порядке должны классифицироваться как долгосрочные.
Организация классифицирует свои финансовые обязательства как краткосрочные обязательства, когда они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после даты баланса или в рамках обычного операционного цикла организации, либо оно предназначено главным образом для целей продажи. Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные.
Операционный цикл организации представляет собой период времени между приобретением активов для переработки и их превращением в денежные средства или эквивалент денежных средств. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев.
МСФО (IAS) 1 не предписывает формат или порядок, в котором должны представляться статьи в балансе. Он включает только два принципа, согласно которым определенная информация должна быть представлена на балансе. Первый определяет перечень статей, отдельное представление которых на балансе необходимо в силу того, что они в достаточной степени различны по содержанию и функциям, чтобы повлечь необходимость раздельного представления в балансе. Второй указывает на тот факт, что дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоги должны быть отражены в балансе, если такое представление значимо для понимания финансового положения компании. Таким образом, подготовка баланса требует от компании применения суждения и допускает различные варианты представления. Решение в отношении того, должны ли дополнительные статьи быть представлены отдельно, основано на оценке:
МСФО (IAS) 1 указывает, что использование различных принципов оценки для различных классов активов дает основания предположить, что их содержание или функции различаются и, следовательно, они должны быть представлены как отдельные статьи в балансе. Например, различные классы основных средств могут учитываться по первоначальной стоимости или по переоцененной стоимости в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства».
Баланс в обязательном порядке должен включать как минимум линейные статьи, которые представляют собой суммы основных средств, инвестиционную недвижимость, нематериальные активы, финансовые активы, инвестиции, учтенные по методу участия, биологические активы, запасы, торговую и прочую дебиторскую и кредиторскую задолженность, денежные средства и их эквиваленты, оценочные и финансовые обязательства и многое другое, что характеризует финансовое положение организации.
Отчет о доходах и расходах
Элементами финансовой отчетности, непосредственно связанными с оценкой результатов финансово – хозяйственной деятельности организации, являются доходы и расходы.
Согласно Международным стандартам «доходом является приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала». Следовательно, доходы не всегда могут быть связаны с физическим поступлением активов, также они могут возникать в результате урегулирования обязательств. Определение доходов включает в себя как доходы от основной деятельности, так и прочие доходы.
Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения активов или их стоимости, либо увеличение обязательств, ведущее к уменьшению капитала. Их для целей выделения финансовых результатов классифицируют:
Оба метода позволяют получить идентичный результат, но по–разному раскрывают информацию о формировании финансовых результатов. Организация использует ту классификацию, которая представляет более надежную и значимую информацию.
Расходы разбиваются на подклассы для того, чтобы выделить те компоненты финансовых результатов деятельности, которые могут различаться по таким характеристикам как частота, потенциал прибыли или убытка и предсказуемость. Этот анализ представляется в одной из двух форм.
Первая форма анализа называется «по характеру расходов». Расходы объединяются в отчете о доходах и расходах в соответствии с их характером (например, амортизация, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам и расходы на рекламу), и не перераспределяются в соответствии с их различным назначением внутри организации. Этот метод может быть легко применим, потому что не требует распределения расходов в соответствии с функциональной классификацией.
Вторая форма анализа называется методом «по назначению расходов» или «по себестоимости продаж» и дает разбивку расходов в соответствии с их назначением как часть себестоимости продаж или, например, расходов на сбыт или на ведение административной деятельности. Как минимум, организация раскрывает по этому методу отдельно от других расходов свою себестоимость продаж. Этот метод может дать пользователям более значимую информацию, но в то же время является более трудоемким.
Организации, классифицирующие расходы по назначению, обязаны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам.
Выбор между методом по назначению и методом по характеру расходов зависит от исторических и от отраслевых факторов, а также от характера организации. Оба метода указывают на те расходы, которые могут прямо или косвенно изменяться с изменением объема продаж или производства организации. Поскольку каждый метод представления имеет свои преимущества для различных организаций, Международный стандарт финансовой отчетности требует от руководства организации выбирать более значимое и надежное представление.
Непосредственно в отчете о прибылях и убытках в обязательном порядке должны содержаться как минимум следующие линейные статьи: доход от реализации готовой продукции, себестоимость продаж, расходы периода, затраты по финансированию, прибыль или убыток до налогообложения, расходы по налогу, чистая прибыль или убыток и т.д.
Цель составления этой формы финансовой отчетности – это получение информации о том, имеет ли предприятие доход или оно убыточно. Отчет обеспечивает оценку результатов деятельности экономического субъекта за определенный отчетный период с помощью достаточно подробного подразделения данных о доходах и расходах, таким образом, все статьи доходов и расходов, признанные в периоде, в обязательном порядке должны включаться в прибыль или убыток.
Отчет об изменениях в собственном капитале.
Отчет об изменениях в собственном капитале раскрывает информацию о произошедших в отчетном периоде структурных и количественных изменениях собственного капитала и представляет собой таблицу, в которой:
По строкам раскрываются операции, вызвавшие изменения в собственном капитале;
По графам раскрываются классы собственного капитала.
В ячейках, находящихся на пересечении строк и граф, отражаются итоговые кредитовые и дебетовые обороты по каждой операции, приводящей к изменению соответствующего класса собственного капитала.
Таблица №1 – «Схема отчета об изменениях в собственном капитале приводится».
Таблица №1
№ п\п |
Наименование |
Уставный капитал |
Резервный капитал |
Дополнит. оплаченный капитал |
Дополнит. неоплачен. капитал |
Нераспределен.доход (убыток) |
итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
Сальдо на 31.12.0 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
2 |
Изменение в учетной политике |
X |
X | ||||
3 |
Изменения капитала |
X |
X | ||||
4 |
Переоценка основных средств |
X |
X | ||||
5 |
Переоценка инвестиций |
X |
X | ||||
6 |
Курсовые разницы от переоценки |
X |
X | ||||
7 |
Доход (убыток), не признанный |
X |
X | ||||
8 |
Доход (убыток) за период |
X |
X | ||||
9 |
Дивиденды |
X |
X | ||||
10 |
Сальдо на 31.12.0 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Организация также обязана представить либо в отчете об изменениях в собственном капитале:
Изменения в собственном капитале организации между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшение чистых активов за отчетный период, за исключением тех изменений, которые произошли вследствие операций с владельцами собственного капитала (например: взносы в капитал, выкуп собственных долевых инструментов и дивидендов). Суммарное изменение в собственном капитале за период представляет общую сумму доходов и расходов, включая прочие прибыли и убытки, возникшие в результате деятельности организации в течение этого периода (независимо от того, признаются ли эти статьи доходов и расходов в отчете о доходах и расходах или как изменения в собственном капитале).
Отчет о движении денежных средств
Пользователи финансовой отчетности компании заинтересованы в том, как компания создает и использует денежные средства и их эквиваленты. Это происходит независимо от характера деятельности компании, т.к. все компании нуждаются в денежных средствах по одинаковым причинам, независимо от того, насколько различается их основная приносящая выручку деятельность. Они нуждаются в денежных средствах для ведения своих хозяйственных операций, погашения обязательств, обеспечения дохода для своих инвесторов.
Потребность в составлении этого вида отчета возникла в связи с необходимостью определять источники средств хозяйствующих субъектов за определенный период и с указанием, как эти средства используются. Данный вид отчета показывает, достаточны ли средства, получаемые от основной деятельности, для покрытия расходуемых денежных средств предприятия за отчетный период. Иными словами, отчет о движении денег – документ, позволяющий показать, откуда субъект получает средства и как они, затем расходуются.
Отчет о движении денежных средств предоставляет информацию, которая:
1. позволяет оценить ликвидность и платежеспособность организации;
2. позволяет оценить способность организации воздействовать на величину и сроки поступлений/выплат денежных средств, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям и возможностям;